Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе | Зайцева Елена Николаевна. Работа №346091

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование сенсорной интеграции в коррекционной работе педагог-психолога. Описаны основные методы и подходы, направленные на улучшение восприятия окружающего мира, развитие координации движений и улучшение эмоциональной регуляции у детей с различными нарушениями развития.

Ключевые слова: сенсорная интеграция, коррекционная работа, школа, дети с ОВЗ, координация движений, эмоциональная регуляция.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

 

Зайцева Елена Николаевна, педагог-психолог

МБОУ ОШ №2 города Тюмени

 

Аннотация. В статье рассматривается использование сенсорной интеграции в коррекционной работе педагог-психолога. Описаны основные методы и подходы, направленные на улучшение восприятия окружающего мира, развитие координации движений и улучшение эмоциональной регуляции у детей с различными нарушениями развития.

Ключевые слова: сенсорная интеграция, коррекционная работа, школа, дети с ОВЗ, координация движений, эмоциональная регуляция.

 

Сенсорная интеграция — это процесс обработки и организации информации, поступающей в мозг от различных органов чувств. Для детей с нарушениями развития, такими как расстройства аутистического спектра, задержка психического или речевого развития, эффективная работа сенсорных систем может быть нарушена. В связи с этим применение сенсорной интеграции в коррекционной работе педагог-психолога в школе становится важным методом для помощи таким детям в адаптации, улучшении их моторных, когнитивных и эмоциональных функций.

Первым этапом работы с детьми является диагностика сенсорных нарушений. Педагог-психолог проводит наблюдение за ребёнком, оценивает его реакции на стимулы, такие как звуки, свет, прикосновения, движения. Это помогает выявить, какие сенсорные системы работают недостаточно эффективно, и наметить план коррекционной работы. Например, если у ребёнка проявляется излишняя чувствительность к звукам или свету, это может свидетельствовать о сенсорной гиперреактивности, требующей специализированного подхода.

Сенсорные упражнения и методы стимуляции органов чувств играют ключевую роль в коррекционной работе. Для детей с нарушениями восприятия полезны упражнения, направленные на активизацию разных сенсорных систем. Например, для развития тактильной чувствительности могут использоваться игры с различными материалами: песком, камешками, тканями разных текстур. Дети в процессе игры прикасаются к материалам, развивая тактильные ощущения, что помогает улучшить их способность воспринимать информацию через осязание.

Вестибулярные упражнения также важны для улучшения координации движений и пространственной ориентации. Такие упражнения включают в себя катание на качелях, прыжки на батуте или игры с мячами, что помогает развивать вестибулярную систему и улучшать координацию. Это особенно важно для детей с моторными нарушениями, которые испытывают трудности в управлении телом и движениями.

Проприоцептивные упражнения стимулируют осознание положения тела в пространстве и развивают силу и ловкость. Упражнения с утяжелёнными мячами, сдавливание предметов или перетаскивание тяжёлых предметов помогают детям лучше чувствовать своё тело, контролировать свои движения и справляться с физическими задачами. Это может быть полезно для детей с нарушенной моторикой или нарушением контроля над движениями.

Музыкотерапия и звуковые стимулы также являются важной частью сенсорной интеграции. Например, использование колокольчиков, барабанов или прослушивание ритмической музыки помогает развивать слуховое восприятие, улучшает внимание и учит детей распознавать звуки и ритмы. Пение, ритмичные игры и повторение звуков способствуют лучшему восприятию и воспроизведению информации на слух.

Сенсорные комнаты, где дети могут взаимодействовать с различными сенсорными объектами, представляют собой важную часть коррекционной работы. В таких комнатах могут быть мягкие световые панели, пузырьковые колбы, зеркала и другие предметы, стимулирующие различные сенсорные системы. Педагог-психолог использует сенсорные комнаты для организации расслабляющих упражнений или активной стимуляции в зависимости от потребностей ребёнка.

Эмоциональная регуляция также является важной частью сенсорной интеграции. Для детей с нарушениями развития часто характерны трудности в контроле эмоций. Сенсорные техники, такие как успокаивающее воздействие на вестибулярную или тактильную системы, помогают детям справляться с тревожностью, агрессией или чрезмерной возбудимостью. Например, ритмичные упражнения или мягкие тактильные стимулы могут помочь ребёнку расслабиться и уменьшить стресс.

Работа с сенсорной интеграцией должна быть индивидуализирована и адаптирована под потребности конкретного ребёнка. Регулярная оценка прогресса и корректировка упражнений позволяет сделать коррекционные программы более эффективными и гибкими. Для успешной интеграции таких методов в школьную среду важно, чтобы педагог-психолог взаимодействовал с учителями и родителями, обеспечивая единый подход к развитию ребёнка.

В заключение, сенсорная интеграция является важным элементом коррекционной работы педагог-психолога в школе. Использование сенсорных упражнений и стимуляции различных систем восприятия помогает детям с нарушениями развития улучшать когнитивные и моторные функции, справляться с эмоциональными проблемами и адаптироваться в социальной среде. Индивидуальный подход и систематическая работа позволяют добиться значительных успехов в развитии детей с ОВЗ.

 

Список литературы

1. Елисеева И.Г. Использование сенсорных упражнений в развивающей работе с детьми с ООП / И.Г. Елисеева, Ж.Б. Аханова. — Алматы: ННПЦ КП, 2018. — 63 с.

2. Свириденко И.А., Фадевнина А.А. Метод сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 11 (88).

3. Чулкова Р.Н. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2 (4). - С. 164-166.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×