Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование сенсорной интеграции в работе с детьми с умственной отсталостью | Генералова Ольга Анатольевна. Работа №343237

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования сенсорной интеграции в работе с детьми с умственной отсталостью. Описываются основные принципы сенсорной интеграции, её роль в развитии когнитивных, эмоциональных и социальных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. Приводятся примеры практических методов и упражнений, направленных на улучшение восприятия, координации движений и адаптации детей с умственной отсталостью в образовательной среде.

Ключевые слова: сенсорная интеграция, умственная отсталость, когнитивное развитие, координация движений, сенсорные упражнения, социальная адаптация.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Генералова Ольга Анатольевна, воспитатель
ОГКОУ "Измайловская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования сенсорной интеграции в работе с детьми с умственной отсталостью. Описываются основные принципы сенсорной интеграции, её роль в развитии когнитивных, эмоциональных и социальных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. Приводятся примеры практических методов и упражнений, направленных на улучшение восприятия, координации движений и адаптации детей с умственной отсталостью в образовательной среде.
Ключевые слова: сенсорная интеграция, умственная отсталость, когнитивное развитие, координация движений, сенсорные упражнения, социальная адаптация.
Одним из современных методов, применяемых для стимуляции психических функций у детей с ОВЗ, является сенсорная интеграция. Этот метод активно используется в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), синдромом Дауна и множественными нарушениями развития. Умственная отсталость характеризуется стабильными и необратимыми нарушениями интеллектуального развития. Хотя невозможно достичь нормального уровня словесно-логического мышления, работа с другими психическими функциями может активизировать компенсаторные механизмы, способствуя развитию ребёнка и его социализации. Важной задачей работы с такими детьми является познавательное развитие, включающее совершенствование зрительного восприятия и сенсорных навыков.
Сенсорная интеграция — это процесс, при котором мозг организует и интерпретирует сигналы, поступающие от органов чувств. Для детей с умственной отсталостью этот процесс может быть нарушен, что затрудняет восприятие мира и взаимодействие с ним. Методы сенсорной интеграции помогают улучшить восприятие и когнитивные процессы у таких детей, облегчая их социализацию и развитие. Воспитателям важно применять сенсорные техники, чтобы создать условия, в которых ребёнок сможет максимально раскрыть свой потенциал.
Основной задачей сенсорной интеграции является обеспечение полноценного восприятия сенсорных стимулов через все каналы: тактильные, зрительные, слуховые, вестибулярные и проприоцептивные. Это достигается с помощью специальных упражнений и игр, которые активизируют определённые сенсорные системы. Например, тактильные игры с разными текстурами (мягкие, жёсткие, шероховатые) помогают развивать у детей чувство осязания, улучшая восприятие и координацию движений.
Применение сенсорных упражнений также помогает детям с умственной отсталостью улучшить способность концентрироваться и выполнять задания. Например, занятия на сенсорных качелях или с мячами, где ребёнок должен удерживать равновесие и контролировать свои движения, помогают развивать координацию и внимание. Это особенно важно для детей, которые сталкиваются с трудностями в выполнении задач, требующих концентрации и контроля. Сенсорные игры помогают им сосредоточиться на процессе, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Одним из важнейших элементов успешной сенсорной интеграции является активное участие воспитателя и создание условий для индивидуализированного подхода к каждому ребёнку. Воспитатель должен разрабатывать занятия с учётом особенностей ребёнка, подбирать соответствующие материалы и адаптировать задачи под его уровень развития. Это помогает детям с умственной отсталостью быстрее адаптироваться к учебному процессу и добиться значительных успехов в развитии.
Важную роль в успехе сенсорной интеграции играет взаимодействие с родителями. Воспитатель может рекомендовать родителям продолжать занятия дома, что поможет укрепить полученные в школе навыки и создать для ребёнка более целостную обучающую среду. Например, родители могут использовать простые сенсорные игры, такие как работа с глиной или конструктором, чтобы развивать у ребёнка сенсорные способности в домашних условиях.
Подводя итог, можно сказать, что использование сенсорной интеграции в работе с детьми с умственной отсталостью является эффективным методом развития их когнитивных и эмоциональных навыков. Сенсорные упражнения помогают детям лучше воспринимать окружающий мир, улучшать концентрацию и координацию движений, а также способствуют снижению тревожности. Этот подход позволяет создать более благоприятные условия для обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Список литературы
Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес [пер. с англ. Юлии Даре]. - 5-е изд. - М.: Теревинф, 2018. - 272 с.
Закеряева, Л.Н. Реализация коррекционного курса Сенсорное развитие в 1-4 классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития методическое пособие для специалистов [Электронный ресурс] / Л.Н. Закеряева, А.В. Ларина, Е.В. Макарова, Е.В. Семенова / под ред. Семеновой Е.В. – М.: ФГБНУ ИКП РАО, 2022. – 48 с
Ерышева А. Ю., Горина Е. Н. Сенсорная интеграция как метод работы с детьми с умственной отсталостью // Саратов 2020. – 4 с.
Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сб. методических материалов / сост. А.Г. Гилева. - Пермь: ПІТПУ, 2018. - 121 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×