Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование сенсорных игр для детей с РАС в школьной среде | Гайфуллина Альфия Растимовна. Работа №344067

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования сенсорных игр для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в школьной среде. Особое внимание уделено значению сенсорной интеграции в образовательном процессе, описаны методы и подходы, направленные на адаптацию детей с РАС и их успешную интеграцию в учебную деятельность. Описаны преимущества сенсорных игр для развития моторных, когнитивных и социальных навыков, а также роль педагога в организации подобных занятий.

Ключевые слова: сенсорные игры, дети с РАС, школьная среда, сенсорная интеграция, педагогические методы, когнитивное развитие, адаптация.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

Гайфуллина Альфия Растимовна, учитель

МОАУ «СОШ №3» г. Нефтекамск

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования сенсорных игр для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в школьной среде. Особое внимание уделено значению сенсорной интеграции в образовательном процессе, описаны методы и подходы, направленные на адаптацию детей с РАС и их успешную интеграцию в учебную деятельность. Описаны преимущества сенсорных игр для развития моторных, когнитивных и социальных навыков, а также роль педагога в организации подобных занятий.

Ключевые слова: сенсорные игры, дети с РАС, школьная среда, сенсорная интеграция, педагогические методы, когнитивное развитие, адаптация.

 

Сенсорная интеграция играет важную роль в успешной адаптации и развитии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в школьной среде. Для таких детей характерны особенности восприятия окружающей среды, что затрудняет их включение в обычный учебный процесс. Сенсорные игры, направленные на улучшение сенсорных ощущений и моторных навыков, становятся важным инструментом в работе с детьми с РАС. Включение сенсорных игр в учебный процесс не только способствует развитию моторных и когнитивных навыков, но и облегчает взаимодействие детей с окружающим миром и сверстниками.

Дети с расстройствами аутистического спектра часто испытывают сенсорные трудности, что выражается в избыточной или недостаточной чувствительности к различным стимулам, таким как звук, свет, прикосновения и другие. Эти особенности восприятия могут вызывать стрессовые реакции, затруднять общение с окружающими и снижать способность к концентрации внимания. В школьной среде такие дети могут демонстрировать поведенческие отклонения, избегать общения и чувствовать себя изолированными.

Сенсорная интеграция помогает детям с РАС лучше воспринимать и обрабатывать информацию, поступающую через органы чувств. Это позволяет улучшить их адаптацию в учебной среде, способствует снижению тревожности и развитию навыков взаимодействия с окружающими. Включение сенсорных игр в школьный процесс помогает выстроить мост между нарушенными сенсорными функциями и потребностями ребенка в успешной интеграции в школьное обучение.

Сенсорные игры направлены на стимуляцию различных сенсорных систем ребенка: зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной и проприоцептивной. Эти игры помогают детям с РАС не только улучшить восприятие и обработку сенсорной информации, но и развить навыки концентрации, координации движений, а также социального взаимодействия.

Использование сенсорных игр в школьной среде способствует формированию у детей с РАС более гармоничного восприятия окружающей среды, что, в свою очередь, улучшает их участие в учебной деятельности. Сенсорные игры могут включать различные элементы, такие как тактильные панели, мячики, лабиринты и другие предметы, которые стимулируют развитие моторики и позволяют ребенку работать с различными видами сенсорной информации.

Включение сенсорных игр в учебный процесс позволяет учителям создавать благоприятную образовательную среду, которая учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка с РАС. Педагоги могут использовать такие игры для подготовки ребенка к более сложным видам деятельности, постепенно увеличивая уровень сложности задач. Это помогает ребенку лучше адаптироваться к школьной программе и снизить уровень стресса, связанного с обучением.

Использование сенсорных игр в школьной среде должно быть тщательно продумано и интегрировано в общий учебный процесс. Педагоги должны учитывать особенности каждого ребенка и его сенсорные потребности, чтобы выбрать подходящие игры и упражнения. Это требует от учителя знания основных принципов сенсорной интеграции и способности адаптировать учебные задания к возможностям ребенка с РАС.

Одним из эффективных методов является включение сенсорных игр в режим дня ребенка, чередуя их с учебными занятиями. Такие игры могут быть использованы как для подготовки к урокам, так и для снятия напряжения после учебной работы. Например, дети могут использовать тактильные коврики или мячики для расслабления и восстановления после напряженных умственных задач.

Кроме того, сенсорные игры могут быть использованы в групповой работе для улучшения взаимодействия детей друг с другом. Это помогает детям с РАС развивать навыки общения и совместной деятельности, что является важным компонентом их социальной адаптации. Игры, направленные на улучшение координации движений, также помогают детям с РАС лучше контролировать свое тело и двигаться с большей уверенностью.

Педагог играет ключевую роль в организации сенсорных игр для детей с РАС в школьной среде. Он должен не только подобрать подходящие игры, но и контролировать процесс их проведения, адаптируя упражнения под индивидуальные особенности ребенка. Учитель должен создавать благоприятные условия для участия ребенка в игре, поддерживать его мотивацию и предлагать положительные подкрепления за успехи в выполнении задач.

Педагогическая работа с детьми с РАС требует гибкости, готовности к изменению подходов и постоянного анализа эффективности выбранных методов. Важно не только использовать сенсорные игры для развития моторики и когнитивных навыков, но и применять их как средство для улучшения эмоционального состояния ребенка и его взаимодействия с окружающими. Регулярное использование сенсорных игр способствует созданию положительной динамики в речевом, эмоциональном и социальном развитии детей с РАС.

Использование сенсорных игр в школьной среде является важным компонентом коррекционной работы с детьми с РАС. Эти игры способствуют улучшению сенсорной интеграции, развитию когнитивных и моторных навыков, а также успешной адаптации детей к учебному процессу. Роль педагога в этом процессе является ключевой, так как именно он создает условия для развития ребенка, адаптируя учебный процесс и организуя сенсорные игры в соответствии с потребностями ребенка.

Таким образом, сенсорные игры становятся неотъемлемой частью комплексного подхода к обучению детей с РАС, способствуя их интеграции в школьную среду и улучшению их коммуникативных и когнитивных возможностей.

 

Список литературы

 

1. Кедровская В. А. Проблемы реализации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в современной общеобразовательной школе / В. А. Кедровская // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 407-409.

2. Радостина Т. А. Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра / Т. А. Радостина // Школьная педагогика. — 2021. — № 2 (21). — С. 16-18.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×