ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 33.02.01 ФАРМАЦИЯ | Елена Викторовна Панькова. Работа №252983
Автор: Елена Викторовна Панькова
Статья говорит о необходимости изменения формата проведения практических занятий, использования симуляционных технологий в современных условиях подготовки специалистов по специальности 33.02.01 Фармация.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМУЛЯЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 33.02.01 ФАРМАЦИЯ
Панькова Елена Викторовна, преподаватель
ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж»
Одним из важнейших требований современной фармации является высокий уровень квалификации персонала фармацевтических организаций.
С 1 марта 2017 года действует приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», который говорит о внедрении в аптеке стандартных операционных процедур, системы аудита, а также фармацевтического консультирования. Надлежащую аптечную практику можно охарактеризовать как ответственность фармацевтических специалистов за добросовестное исполнение своих обязанностей, то есть, предоставление качественной фармацевтической услуги пациенту.
Стремительное развитие медицинской и фармацевтической науки, появление новых технологий, связанных с обращением лекарственных средств, говорят о необходимости обучения в колледже так, чтобы будущие фармацевты обладали научным мышлением, в полном объеме владели профессиональными компетенциями и навыками.
В связи с этим важным элементом повышения качества образования является изменение формата проведения практических занятий. Современные тенденции фармацевтического образования предлагают использование симуляционных образовательных технологий, позволяющих достичь максимальной степени реализма при имитации будущей профессиональной деятельности.
Доктор Дэвид Габа охарактеризовал симуляционное обучение как технику, которая позволяет обогатить или заместить практический опыт обучаемого с помощью искусственно созданной ситуации, имеющей место в реальном мире в полной интерактивной манере.
Моделирование обстановки рабочего места является важным звеном в формировании профессиональных компетенций и в связи с этим в числе
основных задач симуляционного обучения можно назвать:
- создание условий для формирования и развития общих и профессиональных компетентций студентов,
- разработка и применение различных ситуационных моделей профессиональной деятельности;
- методическое сопровождение системы обучения и
- критерии оценки компетентности будущих специалистов.
Для подготовки высоко квалифицированного специалиста на базе СМК создана аптека – тренажер или, симуляционная аптека, позволяющая имитировать различные виды профессиональной деятельности.
Симуляционная аптека полностью воссоздает реальную аптечную организацию, имеющую два отдела:
- готовых лекарственных форм,
- рецептурно-производственный отдел.
Аптека оснащена специальной мебелью и оборудованием в соответствии с законодательством по организации фармацевтической деятельности.
Симуляционный торговый зал полностью повторяет аптечную организацию с закрытой формой выкладки товаров. Огромный ассортимент муляжей лекарственных препаратов размещен по местам хранения с соблюдением требований нормативной документации.
Осваивая вид профессиональной деятельности (ВПД) Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, студенты отрабатывают практические навыки по выкладке лекарственных препаратов с выводами об их эффективном размещении на витринах и условиям хранения.
С помощью метода конкретных практических ситуаций вырабатываются умения, такие как оказание консультативной фармацевтической помощи в целях ответственного самолечения, использование различных способов общения с клиентами, индивидуальное и групповое принятие решений.
При освоении вида профессиональной деятельности по модулю ПМ.03. Организация деятельности структурных подразделений аптеки студенты закрепляют навыки по приемке от поставщиков различных групп товаров аптечного ассортимента; работе с приходными документами и реестрами качества товара; с документацией в зоне приемки и в отделах хранения. При отработке навыков студенты обязательно демонстрируют знание нормативно-правовой базы.
В производственном отделе аптеки обучающиеся овладевают видом профессиональной деятельности Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля, отрабатывая навыки по изготовлению различных лекарственных форм.
В аптеке преподаватели моделируют различные ситуации практической направленности в соответствии с которыми студенты отрабатывают ПК.
Симуляционную аптеку можно назвать моделью компетентностного
подхода при подготовке фармацевтических кадров.
Внедрение симуляционных технологий достаточно сложный процесс. Качество такого обучения зависит от полноты и реалистичности моделирования конкретной рабочей ситуации.
При успешном решении задач симуляционного обучения налицо будет ряд преимуществ и для обучающихся, и для посетителей, и для работодателей и, в конечном итоге, для государства.
Конкретизируем эти преимущества:
- интеграция полученных знаний, реализация междисциплинарных связей;
- формирование эффективных коммуникативных навыков;
- стимулирование творческого и критического мышления;
- развитие умения отбора и анализа информации;
- формирование навыков конструктивного взаимодействия с коллегами и посетителями;
- отсутствие риска для пациентов,
- снижение уровня стресса для студентов,
- снижением числа ошибок,
- повышение мотивации к обучению.
Симуляционное обучение требует от преподавателей высокого уровня квалификации. Все преподаватели профессиональных дисциплин колледжа проходят стажировку в аптечных организациях, регулярно посещают конференции и семинары, проводимые социальными партнерами.
Симуляционная аптека колледжа используется как площадка для проведения демонстрационных экзаменов по профессиональным модулям и проведения аккредитации фармацевтов.
Таким образом, симуляционная аптека становится эффективным механизмом реализации практико-ориентированного обучения, при котором учитываются интересы обучающихся, преподавателей и работодателей. Результатом такого обучения выступает конкурентоспособный выпускник-профессионал, востребованный на рынке труда.