Использование символов на обучении грамоте» | Седова Галина Владимировна. Работа №338745
В процессе речевых занятий, игр и упражнений воспитатель учит детей понимать употреблять термины « слово», «звук», «слог», «предложение», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги, как отдельные элементы слова. У детей закрепляются знания о том, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные, и похожие по звучанию, что звуков в них может быть много и мало, и следуют звуки друг за другом в определенной последовательности, что в словах есть части (слоги) и одна из них ударная, что из слов строятся предложения, что впредложении не нарушается порядок слов.
Cедова Г.В.
Воспитатель МДОУ «Детский сад №155 к.в..»
г.Магнитогорска
«Использование символов на обучении грамоте»
В процессе речевых занятий, игр и упражнений воспитатель учит детей понимать употреблять термины « слово», «звук», «слог», «предложение», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги, как отдельные элементы слова. У детей закрепляются знания о том, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные, и похожие по звучанию, что звуков в них может быть много и мало, и следуют звуки друг за другом в определенной последовательности, что в словах есть части (слоги) и одна из них ударная, что из слов строятся предложения, что впредложении не нарушается порядок слов.
Я хочу познакомить вас с папкой, которую я использую на обучении грамоте. Это папка с кармашками, в которых располагаются звуковые линейки для определения количества звуков в слове и для нахождения места звука в слове. В другом кармашке - домики с подъездами для деления слов на слоги, карточки для определения ударного слога. В третьем кармашке - домики для составления схемы предложения. В следующем кармашке - разрезная карточка с изображением птицы для нахождения места звука в слове. В папке также имеются символы для обозначения гласных, твёрдых и мягких согласных. На другой стороне папки нарисованные схемы предложений и картинка (сюжетная или предметная) Эта папка позволяет ребёнку работать самостоятельно, а воспитателю видеть, как ребёнок справляется с тем или иным заданием.
Большую помощь в понимании того, что звуки в слове следуют друг за другом, оказывает звуковая линейка, которая сосредотачивает внимание детей на каждом или на каком-то одном звуке слова, помогая «увидеть» этот звук, определить его место в слове. Например, предлагаю произнести звукосочетание «ау», а затем спрашиваю: - Какой первый звук вы произносите? Какой следующий? Когда произношу первый звук «а», начинаю двигать выдвигаемую часть линейки, и в первом окошечке появляется цветной квадрат. Затем произношу второй звук «у», и продолжаю выдвигать линейку, а цветной квадрат перемещается во второе окошечко. Эта звуковая линейка помогает детям осознать, что звуки в слове идут друг за другом.
Показать детям, что в разных словах разное количество звуков поможет другая звуковая линейка. В ней окрашены другим цветом донышки окошек, и когда произношу слово, одновременно выдвигаю подвижную часть линейки, открываются окошечки по числу звуков. Обращаю внимание детей на то , что звуки в слове можно сосчитать. Например, я даю задание: «Определите количество звуков в слове «мак» и покажите на звуковой линейке».
Когда ребенок ещё не знаком со слогами и только начал усваивать порядковый счёт, можно определять местоположение звука на знакомом материале: в начале, в середине, в конце слова. Для этого используется карточка, разделённая на три части. Если заданный звук в начале слова, фишка ставится на первый квадрат, в середине - на второй квадрат, в конце слова – на третий квадрат. Для данного задания я использую разрезные карточки с изображением птицы. Дети поднимают нужную карточку на заданный звук. Если заданный звук в начале слова, дети поднимают голову с клювом, если звук в середине слова, дети поднимают туловище с крылом, если звук в конце слова, дети поднимают хвостик. Например, даю задание: «Определите место звука «ш» в слове». Предлагаемые слова - шапка, мышка, кошка, камыш, шуба….
Следующая ступень ознакомления ребёнка со звуковой стороной слова - слоговой анализ слов. Для этой работы я использую домики.Слово - это домик. Слоги – это подъезды, наклеенные на домик. Даю задание: «Определите, сколько слогов в слове «Зима» и покажите соответствующий домик». Если в слове один слог, то дети поднимают домик с одним подъездом, если два слога - домик с двумя подъездами, если три слога - домик с тремя подъездами.
В подготовительной группе дети справляются с заданием: «В каком слоге слышится заданный звук?» Для этого можно использовать домики с подъездами и дополнительно фишки, которыми закрывается тот или иной слог – подъезд в домике. Например: «В каком слоге слышится звук «Р» в слове «ракета»?»
Очень интересны задания для определения ударного слога. Для этого я использую карточки для двухсложных и трёхсложных слов, а также фишку с изображением стрелки. Например, даю задание: «Покажите, на какой слог, падает ударение?» или «Какой слог, мы больше выделяем при произношении слова «магазин»? Покажите это на карточке. (Третий)
Для составления схемы предложения использую всё те же домики, но уже без подъездов. Детям объясняется, что где есть дома, там есть и улицы (предложения). Первое слово пишется с большой буквы, поэтому для первого слова используется домик с трубой, для маленького слова - домик без крыши. Например, даю задание: «Составьте схему предложения: « Папа читает газету». «Сколько слов в предложении? Какое слово первое? второе? Третье?» Или «Составьте схему предложения «Мама пошла в магазин». « Сколько слов в этом предложении? Какое слово первое? Второе? Третье? Четвёртое? Какое слово в этом предложении маленькое слово? На каком месте стоит маленькое слово?» С большим удовольствием дети составляют предложения по предложенной схеме. Для определения количества слов в предложении я использую уже нарисованные схемы предложений и фишку. Я произношу предложение, а дети ставят фишку на соответствующую нарисованную схему предложения. Например, даю задание «Определите количество слов в предложении и поставьте фишку на подходящую схему. «Наступила зима». Почему ты поставил фишку на эту схему? (потому что, в предложении два слова). Какое слово первое? Второе?». Также провожу работу с рассказом. Дети определяют количество предложений в рассказе. Детям объясняется, что после каждого предложения следует пауза. Можно сосчитать количество предложений на пальцах или использовать фишки. В дальнейшем , для развития памяти можно давать следующие задания : «Какое предложение было первое? Второе? Третье? Назовите предложение, в котором есть маленькое слово».
В конце своего выступления хочу сделать вывод, что для того чтобы дети успешно научились в школе читать и писать, они должны усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи. Лучшему усвоению материала помогают интересные символы в папке по обучению грамоте.
Побуждайте интерес к всё более трудным задачам. Обучайте в игре, ведь человеку, отведено, так мало времени для этого увлекательного способа познания! Пусть наши дети будут умнее и прекраснее нас!