Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование синтаксического театра на уроках русского языка | Аникин Алексей Александрович. Работа №339978

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается возможный конспект урока по русскому языку в 8 классе, в процессе которого применяется игровая технология - синтаксический театр. Данная разработка является авторской, она аппробирована в процессе обучения. Отмечаются плюсы и минусы используемых способов обучения, предлагаются инвариантные модули проведения подобного урока. В конце статьи приводятся выводы о проделанной работе. Данная статья будет полезна учителям русского языка и литературы, методистам, специалистам в области лингвистики и языкознания. 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Патрикеевская основная школа
имени полковника Эдуарда Владимировича Сухаревского

 

Название работы: Использование синтаксического театра
на уроке русского языка

Вид методической разработки: технологическая карта урока

Место создания: с. Патрикеево Базарносызганского района Ульяновской области

Год создания: 2023

Автор: Аникин Алексей Александрович

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения

и знаки препинания при них

Возрастная категория: 8 класс (13-14 лет)


Оглавление

Введение…………………………………………………….…………………3

Основная часть……………………………………………….……………….5

Заключение………………………………………………………….……….13

Список использованной литературы……………………………………….14


Введение

Технологическая карта

по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения

и знаки препинания при них»

(УМК Т.А. Ладыженской)

Составил: учитель русского языка и литературы МКОУ Патрикеевской основной школы имени полковника Э.В. Сухаревского Аникин Алексей Александрович

Цель деятельности учителя

Научить учащихся правильной постановке знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; научить находить обобщающее слово и определять его позицию (пре- или постпозицию).

Тип урока

Урок – открытие новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

знать:

-понятия «обобщающее слово», «препозиция» и «постпозиция»;

-знаки препинания, которые используются в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

уметь:

-умение определять позицию обобщающего слова относительно однородных членов;

-верно расставлять знаки препинания при обобщающем слове.

Метапредметные:

-Познавательные УУД: умение ориентироваться в целях, задачах и средствах обучения;

-Коммуникативные УУД: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- Регулятивные УУД: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их.

Личностные:

-осознание эстетической ценности русского языка;

-уважительное отношение к родному языку;

-стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Поисковый, эвристический метод, метод анализа. Групповая работа, игровая форма

Образовательные ресурсы

Бенцианова, Э.Ш. Сборник диктантов по пунктуации. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1974.

Розенталь, Д.Э. Русский язык: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.

Оборудование

ПК, проектор, интерактивная доска (экран).

Наглядно-демонстрационный материал

Электронная презентация, распечатанные символы знаков препинания, условных обозначений структурной схемы предложения.

Основные понятия

Однородные члены; обобщающее слово; тире; двоеточие; препозиция; постпозиция

 

Основная часть

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

Контроль учебной деятельности

Мотивация, самоопределение учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте, уважаемые восьмиклассники. Как у вас настроение? Справились ли вы с домашним заданием? А выучили ли таблицу из учебника?

Приветствие, ответы на вопросы учителя, диалог

Фронтальная, парная работа

Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: целеполагание, осознание учебной задачи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Устный ответ.

Актуализация и пробное учебное действие

Оценивание знаний учащихся, проверка домашнего задания

Учитель проводит проверку знаний, полученных на предыдущем уроке.

Ребята, две минуты повторяем материал и пишем небольшую самостоятельную работу. В ней всего лишь 2 задания. В первом нужно заполнить таблицу, указав союзы. Во втором задании следует расставить знаки препинания в предложениях. Время выполнения -7 минут. (см. приложение).

Обучающиеся выполняют задания на индивидуальных карточках

Индивидуальная работа

Познавательные: структурирование собственный знаний.

Регулятивные: умение сосредоточить внимание на объекте.

Письменный ответ.

Выявление места и

причины затруднения

Беседа

Ребята, иногда при однородных членах может стоять слово, которое в общем может охарактеризовать их. Знаете, как называется такое слово? Откроем учебник на с. 147 и прочитаем.

Не секрет, что оно как-то выделяется знаками препинания.

Обучающиеся слушают учителя, читают справочный материал в учебнике

Индивидуальная работа

Личностные: умение осознавать свои возможности в учении;

Познавательные: навык грамотной работы с теоретическим материалом учебника;

Коммуникативные: умение вычленять из речи необходимую и полезную информацию

Устные ответы.

Целеполагание и построение проекта

выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий. Беседа по вопросам.

Запишем предложение: Она очень любила сладости: конфеты, печенье, зефир. Выделите, пожалуйста, главные члены предложения, найдите однородные члены, обобщающее слово есть здесь? Какой знак препинания будем тут ставить? А кто из вас на доске нарисует схему этого предложения?

Обучающиеся слушают учителя, записывают предложение в тетрадь, выполняют задания. Один из обучающихся идет к доске и составляет структурную схему предложения.

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Регулятивные: навык работы индивидуально.

Личностные: умение выполнять подготовительную работу.

Устные ответы. Работа у доски.

Первичное закрепление

Выполнение задания в парах.

Выполняем упр. 266 устно. Разделим все предложения на 2 группы. В первую отнесем предложения, где обобщающее слово стоит в препозиции, а во вторую – где стоит в постпозиции. Работаем.

Обучающиеся выполняют упражнение по плану учителя.

Фронтальная, парная работа.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса.

Регулятивные: умение соотносить правильность выполнения действия с требуемым результатом.

Устные ответы. Уточняющие вопросы.

Обобщение сведений, включение в

систему знаний

Игра

Учитель предлагает обучающимся поучаствовать в игре: Давайте обобщим наши знания и организуем «Синтаксический театр». Вам нужно разделиться на 3 команды для соревнования. Одни будут сценаристами, другие – цензорами, а третьи – актерами (у каждого актера есть свой символ схемы – роль). Сценаристы получают предложение, выделяют в нем все члены предложения. Затем передают команде цензоров. Они, в свою очередь, расставляют недостающие знаки препинания, составляют структурную схему предложения. Затем руководитель труппы актеров получает схему и должен быстро расположить остальных в нужном порядке, т.е. организовать представление. Затем команды меняются ролями. Время на выполнение задания учитывается на слайде. Та команда, которая сможет верно составить схему и передать ее на «сцену», освобождается от выполнения домашнего задания. Итак, давайте распределим роли.

Далее учитель проводит игру, следит за временем, подводит итоги, выбирает победителя.

Обучающиеся делятся на команды, выполняют задания, меняются ролями, участвуют в обсуждении продуктов деятельности.

Групповая, парная работа.

Познавательные: умение структурировать знания

Регулятивные: умение быстро ориентироваться в определенных условиях.

Личностные: совершенствование навыка работы в группе.

Коммуникативные: умение вести диалог, приходить к общему мнению.

Выполнение задания на время.

Рефлексия

Подведение итогов, оценка эмоционального состояния учеников

Спасибо вам, ребята. Вы молодцы. Вам понравилась игра? Есть ли у вас какие-то предложения, пожелания? Если нет, то запишите домашнее задание, упр. 272 и не забудьте про правило. Напоминаю, что выигравшая команда освобождается от выполнения домашнего задания. До свидания!

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя (по желанию), записывают домашнее задание.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Коммуникативные: умение выражать свои собственные мысли.

Регулятивные: оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Устный ответ.

 

Заключение

В результате проведённого урока была достигнута поставленная цель: научить учащихся правильной постановке знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; научить находить обобщающее слово и определять его позицию (пре- или постпозицию).

Также обучающимися были получены следующие результаты:

Предметные:

знать:

-понятия «обобщающее слово», «препозиция» и «постпозиция»;

-знаки препинания, которые используются в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

уметь:

-умение определять позицию обобщающего слова относительно однородных членов;

-верно расставлять знаки препинания при обобщающем слове.

Метапредметные:

-Познавательные УУД: умение ориентироваться в целях, задачах и средствах обучения;

-Коммуникативные УУД: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- Регулятивные УУД: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их.

Личностные:

-осознание эстетической ценности русского языка;

-уважительное отношение к родному языку;

-стремление к речевому самосовершенствованию.

Успешно была применена игровая технология на уроке русского языка в виде синтаксического театра (одна из наиболее популярных технологий по классификации Г.К. Селевко), что позволило обучающимся получить интерес к одной из сложных тем современного синтаксиса.

Список использованной литературы

Бенцианова, Э.Ш. Сборник диктантов по пунктуации. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1974.

Розенталь, Д.Э. Русский язык: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 201

9

. – 271 с.

Селевко Г.К.

Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.:

НИИ школьных технологий, 2006.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×