Использование сказкотерапии в логопедической работе с детьми с ОВЗ | Груздева Ирина Владимировна. Работа №347182
Аннотация. В статье рассматривается использование сказкотерапии как эффективного метода в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны особенности этого подхода, его роль в развитии речи и психоэмоциональной сферы детей с ОВЗ. Приводятся примеры сказочных сюжетов и техник, применяемых для коррекции различных речевых нарушений. Рассматриваются преимущества сказкотерапии, такие как возможность индивидуального подхода и создание эмоционально комфортной среды для обучения и коррекции.
Ключевые слова: сказкотерапия, дети с ОВЗ, логопедическая работа, развитие речи, коррекционные методики, сказки.
Использование сказкотерапии в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Груздева Ирина Владимировна, учитель-логопед
МБОУ СОШ «Новая Эра»
Аннотация. В статье рассматривается использование сказкотерапии как эффективного метода в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны особенности этого подхода, его роль в развитии речи и психоэмоциональной сферы детей с ОВЗ. Приводятся примеры сказочных сюжетов и техник, применяемых для коррекции различных речевых нарушений. Рассматриваются преимущества сказкотерапии, такие как возможность индивидуального подхода и создание эмоционально комфортной среды для обучения и коррекции.
Ключевые слова: сказкотерапия, дети с ОВЗ, логопедическая работа, развитие речи, коррекционные методики, сказки.
Использование сказкотерапии в логопедической практике с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится всё более востребованным и актуальным методом. Сказкотерапия позволяет не только развивать речь ребенка, но и создавать благоприятные условия для его эмоциональной и психологической коррекции, что является важным аспектом в работе с детьми с ОВЗ. Этот метод базируется на том, что сказки, благодаря своей эмоциональной насыщенности и увлекательности, оказывают глубокое воздействие на ребенка, стимулируя его речевое и личностное развитие.
Сказкотерапия в логопедической работе направлена на решение сразу нескольких задач. Во-первых, она помогает ребенку развить речь, стимулируя словарный запас и улучшая грамматические навыки. Во-вторых, сказки позволяют формировать у детей правильные речевые конструкции, улучшать понимание связной речи, что особенно важно для детей с нарушениями речи, такими как дислалия, алалия и заикание. Наконец, сказкотерапия способствует коррекции эмоционального фона, снижению тревожности и напряженности, что нередко наблюдается у детей с ОВЗ.
Работа логопеда с использованием сказкотерапии может включать разные формы. Один из методов — это совместное чтение и обсуждение сказок. Важно подбирать сказки с учетом особенностей речевого развития каждого ребенка. Например, для детей с нарушениями звуковой стороны речи подойдут сказки с акцентом на повторяющиеся звуки и рифмы, что способствует улучшению артикуляции. Так, в русских народных сказках часто используются повторы и звучные слова («Лиса и Журавль», «Три медведя»), которые могут стать отличным материалом для коррекционной работы. Повторение фраз и слов в таких текстах помогает детям лучше запоминать звуки и их последовательность.
Другой важный аспект сказкотерапии — это составление собственных сказок. Логопед может предложить ребенку придумать историю, где главный герой сталкивается с трудностями, похожими на те, с которыми сталкивается сам ребенок. Например, если ребенок испытывает трудности с произношением звука «р», можно предложить создать историю о звере, который долго учился рычать, но в конце концов справился с этой задачей. Такой подход не только помогает ребенку осознать свои проблемы, но и вселяет уверенность в том, что они решаемы.
Сказки также могут быть использованы для развития связной речи. Логопед может предложить ребенку пересказать прочитанную сказку, добавив в нее собственные элементы или изменив финал. Это упражнение развивает способность ребенка логически выстраивать предложения, использовать новые слова и грамматические конструкции. Кроме того, пересказ стимулирует когнитивные процессы, такие как память, внимание и мышление, что крайне важно для детей с ОВЗ.
Отдельного внимания заслуживает так называемая «коррекционная сказка» — это специально созданная логопедом история, направленная на преодоление конкретных речевых и эмоциональных проблем. Например, если ребенок стесняется говорить на публике, можно придумать сказку о герое, который учился смело выступать перед аудиторией. Такой подход помогает ребенку идентифицировать себя с героем и через игру начать преодолевать свои страхи и трудности.
Интересным элементом сказкотерапии является использование кукольных театров и инсценировок сказок. Игровая форма обучения позволяет ребенку раскрепоститься, что очень важно для детей с заиканием или мутизмом (избирательным отказом от речи). При разыгрывании сказки ребенок может брать на себя роль различных персонажей, менять голос, тренировать артикуляцию и интонацию. В такой игре дети часто говорят свободнее, потому что не ощущают давления и страха сделать ошибку.
Кроме того, важно учитывать эмоциональный компонент сказкотерапии. Для детей с ОВЗ очень значимы поддержка и создание доверительной атмосферы. Сказки позволяют ребенку через персонажей выразить свои чувства, страхи, переживания, а также найти пути их преодоления. Логопеду важно работать с эмоциональными реакциями ребенка на сюжет, помогая ему осознать и проработать те чувства, которые он, возможно, не может выразить напрямую.
Сказкотерапия также хорошо сочетается с другими методами логопедической работы. Например, можно использовать артикуляционные упражнения на основе сказочных сюжетов. Пример: если сказка рассказывает о волке, который «засыпает», то можно предложить ребенку выполнить дыхательное упражнение — сделать глубокий вдох, как волк, и плавно «выдохнуть», как будто засыпает. Такие упражнения помогают улучшить дыхательную координацию и развитие голосовых навыков.
Таким образом, сказкотерапия является универсальным и гибким инструментом в логопедической работе с детьми с ОВЗ. Она позволяет одновременно развивать речевые навыки, корректировать эмоциональные проблемы и создавать комфортную, поддерживающую среду для ребенка. Индивидуальный подход, творчество и игровые формы — это ключевые элементы, которые делают сказкотерапию столь эффективным методом в коррекционной работе.
Список литературы
Авдонина
Т.Б.
, Гурьева
Д.Х.
Инновационные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Архивариус. 2020. №3 (48).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Бутина
А.А., Сенченко Л.П., Ионина А.А.
П
едагогические методы, приёмы взаимодействия с детьми с
ОВЗ
// Инновационная наука. 2023.
№5-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-metody-priyomy-vzaimodeystviya-s-detmi-s-ovz
Корнева С.А.
С
казкотерапия
одно из универсальных и эффективных методов оказания благотворного влияния на развитие и коррекцию детей с
ОВЗ
// Форум молодых ученых. 2018. №7 (23).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/skazkoterapiya-odno-iz-universalnyh-i-effektivnyh-metodov-okazaniya-blagotvornogo-vliyaniya-na-razvitie-i-korrektsiyu-detey-s-ovz
Сергеева Г.Н., Дружинина О.Н., Алексеева Т.Г., Степанова К.Ю.
Сказкотерапия
в коррекционной работе с детьми с ОВЗ // Интерактивная наука. 2023. №8 (84).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/skazkoterapiya-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-s-ovz