Использование сказкотерапии в логопедической работе | Рузанова Елена Владимировна. Работа №330883
В мастер-классе "Использование сказкотерапии в логопедической работе" представлены педагогам ДОУ различные виды логопедических сказок, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста для всестороннего последовательного развития речи, воспитания нравственных качеств, а также активизации психических процессов.
Виды логопедических сказок:
- Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики)
- Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука)
- Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков)
- Сказки-шумелки
- Сказки, способствующие формированию связной речи
- Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах)
- Лексико - грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий)
Подготовила: учитель-логопед МАДОУ детский сад № 56 Колибри г. Балашиха Рузанова Елена Владимировна
Цель мастер-класса:представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
раскрыть значение использования элементов сказкотерапии в работе педагога ДОУ;
поделиться личным опытом использования элементов сказотерапии в работе с дошкольниками;
познакомить педагогов с элементами сказкотерапии с целью повышения их профессиональной компетентности.
Вработе с детьми,имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим икоррекционным средством для развития всех сторон речи являетсясказка.Она помогает логопеду поддерживать положительный настрой и интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации.Сказкаявляется хорошим помощником в этойработе.
К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари,Сказкимогут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение.
Логопедические сказки – это такие сказки,которые оказывают существенную помощь вработе с детьми,испытывающими трудности в речевом развитии.
Логопедические сказки-это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.
Цельлогопедических сказок – это всестороннее,последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путемиспользования элементов сказкотерапии.
Используя логопедические сказки,её сюжетные линии, можно решать следующиезадачи:
совершенствование звуковой стороны речи ребенка;
совершенствование лексико-грамматического строя речи;
развитие связной речи;
развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
развитие всех психических процессов (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);
создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей сотрудничеству логопеда с детьми.
Логопедические сказки способствуют повышению речевой активности детей, поэтому регулярно использую их на индивидуальных и фронтальных занятиях.
Виды логопедических сказок:
- Артикуляционные(развитие дыхания, артикуляционной моторики)
- Фонетические(уточнение артикуляции заданного звука)
- Пальчиковые(развитие мелкой моторики, графических навыков)
- Сказки-шумелки
- Сказки, способствующие формированию связной речи
- Сказки по обучению грамоте(о звуках и буквах)
- Лексико - грамматические(обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий)
Артикуляционные сказки
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции. Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает логичной подачу материала. В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Рекомендуется выполнять один комплекс артикуляционных упражнений за один подход. Общая продолжительность занятия с детьми 4-5 лет не должна превышать 7 минут, с детьми 6-7 лет - 10 минут.
Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют Сказки о Веселом Язычке, которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Так же детям можно предложить артикуляционные сказки на основе русских народных сказок.
Я предлагаю артикуляционную сказку-гимнастику Репка :
Жил – был дед. Посадил дед репку за высокий забор. ( Заборчик)
Дед ходил в огород, то открывал, то закрывал калитку. ( Окошко)
Пришло время, выросла репка. ( Надуваем щеки).
Принес дед лопатку. ( Лопатка)
Копал – копал и вдруг у лопаты края загнулись – превратилась в дудочку. Принес дед снова лопату – опять загнулись края. Стал он распрямлять лопатку. (та – та – та)
Стал дед тянуть руками репку. Тянет – потянет – никак не вытянет.
А бабка тесто месила (Месим тесто). Все бросила, прибежала на помощь. Тянут вдвоем, вытянуть не могут.
А внучка зубки чистила. (Чистим зубки) Прибежала внучка. Тянут - потянут, вытянуть не могут.
А Жучка сидела на высокой горке (Горка)
Прибежала Жучка. Тянут - потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку. А кошка сидела на окошке и виляла хвостиком (Часики). Тянут потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. А мышка под забором пряталась. (Язык лежит спокойно, упершись за нижние зубки, вдох). Прибежала.
Стали они все вместе тянуть ивытянули репку. (Давайте себе похлопаем! Молодцы!)
Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. Попадая в логопедическую сказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков. После чтения сказки детям задаю вопросы по тексту и предлагаю выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Ответы детей могут быть полными и краткими. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, напоминаю ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.
Пальчиковые сказки
Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы.
Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
Примером такой сказки может быть пальчиковая игра Теремок, которую мы сейчас выполним:
На полянкетеремок, (ладошки соединяем домиком)
дверь закрыта на замок. (пальцы сомкнуты в"замок")
Из трубы идет дымок. (сомкнутьпальцы в колечки)
Вокругтерема забор, (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
чтобы не забрался вор.
Тук-тук-тук! (кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг! (Руки развести в стороны)
Сказки-шумелки
(развитие слуховой памяти, реакции, формирование навыков сотрудничества и сотворчества, развитие выдержки).
Предлагаемые сказки с шумовым оформлением являются веселыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей.
Я вам раздам атрибуты (предметы, которые издают шум) и вместе мы покажем сказку Овечка.
Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.
Сначала по травке, - ШУРШИМ ПАКЕТОМ
Потом по камушкам, - СТУЧИМ КАМНЕМ О КАМЕНЬ
Потом она дошла до ручейка, - ПЕРЕЛИВАЕМ ВОДУ ИЗ СТАКАНА В СТАКАН
И вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь, - ПОБЛЕЯТЬ
Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ, - ДУЕМ В ТРУБОЧКУ
У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так: - КОЛОКОЛЬЧИК
Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик, - КОЛОКОЛЬЧИК
Пастух отправился искать свою овечку.
Сначала по травке, - ШУРШИМ ПАКЕТОМ
Потом по камушкам, - СТУЧИМ КАМНЕМ О КАМЕНЬ
Потом он перешел быстрый ручеек, - ПЕРЕЛИВАЕМ ВОДУ ИЗ СТАКАНА В СТАКАН
Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла, - ПОБЛЕЯТЬ
Они пошли домой.
Сначала перешли быстрый ручей, - ПЕРЕЛИВАЕМ ВОДУ ИЗ СТАКАНА В СТАКАН
Потом пошли по камушкам, - СТУЧИМ КАМНЕМ О КАМЕНЬ
Потом по травке, - ШУРШИМ ПАКЕТОМ
Вот они и дома.
Молодцы!!!!
Сказки по обучению грамоте
знакомят детей с гласными и согласными звуками, формируют понятия: звук, буква, гласный звук, согласный звук
развивают слуховое внимание
развивают фонематический слух
знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв
Главные герои логосказок, с которыми я хочу вас познакомить, – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей: гласные звуки – девочки в красном наряде, согласные звуки – мальчики в синем или зеленом наряде. В своей работе я использую дидактическое пособие Подружим звуки, подружим буквы, которое помогает рассказывать логосказки при подготовке к обучению грамоте. Это пособие предназначено как для совместной деятельности ребенка со взрослым (логопед, воспитатель, родитель), так и для самостоятельной игры. Это пособие используется на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Лексико-грамматические сказки
Занимают важное место среди других видов. Они направлены на обогащение, уточнение, активизацию словарного запаса, формирование грамматических категорий.
Основная цель работы при их использовании: развитие и закрепление лексико-грамматических умений и навыков у воспитанников.
Например: Сказка про посуду (словообразование)
Рассуждала как-то сахарница: - Вот я - для сахара создана. Потому так и зовусь - САХАРНИЦА. СОЛОНКА - для соли, САЛАТНИЦА - для салата, ХЛЕБНИЦА - для хлеба, СУПНИЦА - конечно, для супов, а СОУСНИК - для соусов разных. - Да, да - подхватила МАСЛЁНКА - я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА - для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю! - Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, - отозвался ЧАЙНИК - я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: ПОложи СюУДА! ПО-СУДА! А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!
Т. Шуйская
Сказки, способствующие формированию связной речи
Сказки, способствующие формированию связной речи
Виды работ со сказками:
1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2.Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.
Использование логопедических сказок в коррекционной работе позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний, совершенствовать психические процессы, развивать все стороны речи
Использованная литература:
Аромштам М.С. Азбучные сказки. Начальный курс обучения детей грамоте детей от пяти лет
Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству.Теория и практика сказкотерапии.
Лопатина А, Скребцова М. Добрая азбука: Сказки о буквах, стихи, игры, сценки и раскраски
Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей
Созонова Н., Куцина Е,, Хрушкова Н. Фонетические рассказы и сказки (3 части)
Ткач Р.М. Психотерапевтические сказки и игры
Черняева С.А. Терапевтические сказки и игры
Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи