Использование сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста | Страхова Марина Николаевна. Работа №347206
Аннотация. В статье рассматривается использование сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как эффективного метода коррекционной работы с речевыми нарушениями. Сказкотерапия представляет собой интегративный метод, который сочетает в себе эмоциональное и речевое развитие детей через погружение в мир сказки. Рассмотрены основные принципы сказкотерапии, её виды и примеры использования на практике. Особое внимание уделено вопросам улучшения речи и формирования коммуникативных навыков у детей с различными речевыми нарушениями.
Ключевые слова: сказкотерапия, логопедическая работа, старший дошкольный возраст, речевые нарушения, коррекционная педагогика, развитие речи, сказки, коммуникативные навыки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Страхова Марина Николаевна, учитель-логопед
МКОУ Киреевский ЦО 2 детский сад Лучик, Тульская область
Аннотация. В статье рассматривается использование сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как эффективного метода коррекционной работы с речевыми нарушениями. Сказкотерапия представляет собой интегративный метод, который сочетает в себе эмоциональное и речевое развитие детей через погружение в мир сказки. Рассмотрены основные принципы сказкотерапии, её виды и примеры использования на практике. Особое внимание уделено вопросам улучшения речи и формирования коммуникативных навыков у детей с различными речевыми нарушениями.
Ключевые слова: сказкотерапия, логопедическая работа, старший дошкольный возраст, речевые нарушения, коррекционная педагогика, развитие речи, сказки, коммуникативные навыки.
Современная логопедическая работа требует использования разнообразных методик для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является сказкотерапия — уникальный и увлекательный подход, способствующий гармоничному развитию не только речи, но и эмоциональной сферы ребенка. Сказкотерапия давно завоевала популярность среди педагогов и психологов благодаря своей способности вовлекать детей в процесс обучения, развивать их креативность, навыки общения и речевого самовыражения.
Сказкотерапия является направлением арт-терапии, основанным на использовании сказок для решения эмоциональных, психологических и речевых задач. Как форма педагогического воздействия, сказкотерапия помогает не только в обучении, но и в коррекции поведения, улучшении когнитивных и коммуникативных навыков ребенка.
Сказка — это одно из самых древних и мощных средств обучения и передачи знаний. Она обладает универсальной структурой, которая позволяет детям легко погружаться в её мир. Через символику и образы сказки ребёнок учится понимать мир, развивает эмоциональный интеллект и обучается социальным взаимодействиям. Для детей старшего дошкольного возраста сказка играет важную роль в формировании ценностей и норм поведения.
Использование сказок в коррекционной работе логопеда направлено на решение следующих задач:
- Развитие речевых навыков (фонематического слуха, словарного запаса, грамматической правильности речи).
- Формирование коммуникативных умений (умение строить диалоги, задавать вопросы, выражать свои мысли).
- Коррекция звуковой стороны речи (правильное произношение звуков).
- Снижение тревожности и повышение самооценки ребенка через погружение в сказочный мир, где он может проигрывать различные роли и ситуации.
- Развитие воображения и творческих способностей, что способствует лучшему освоению речевых конструкций.
Для эффективного использования сказкотерапии необходимо соблюдать определенные принципы, которые помогут достичь поставленных целей в логопедической работе.
1 Индивидуальный подход
Каждый ребёнок имеет свои особенности речевого и эмоционального развития, поэтому крайне важно подбирать сказки, которые будут актуальны и интересны для конкретного ребенка. Логопед должен учитывать уровень развития речи, характер речевого нарушения и психологическое состояние ребенка. Индивидуальный подход также предполагает возможность создания авторских сказок, отражающих личные переживания и проблемы ребёнка.
2 Эмоциональное вовлечение
Для того чтобы терапия была успешной, важно погрузить ребенка в эмоциональный мир сказки. Это достигается через использование выразительного чтения, театрализацию и инсценировку сюжетов. Дети старшего дошкольного возраста уже достаточно зрелы, чтобы активно включаться в процесс, предлагать свои решения и импровизировать в рамках заданной темы.
3 Игровая форма
Сказкотерапия всегда должна оставаться игрой. Важно, чтобы ребенок не воспринимал занятия как учебу, а чувствовал себя свободно и комфортно. Игра в сказку помогает детям расслабиться и более естественно включаться в коррекционный процесс, что положительно сказывается на эффективности работы.
4 Учет психологических особенностей ребенка
Логопеду необходимо учитывать психологические аспекты развития ребенка. Для этого сказки подбираются в зависимости от характера речевого нарушения. Например, для детей с заиканием подойдут спокойные и ритмичные сюжеты, которые помогут расслабить нервную систему. Для детей с нарушением фонематического слуха эффективными будут сказки, в которых используются звуковые игры и упражнения.
Существует несколько направлений сказкотерапии, которые могут быть эффективно использованы в логопедической практике. Рассмотрим наиболее популярные и результативные из них.
1 Классическая сказкотерапия
Этот вид основан на чтении и обсуждении классических народных и авторских сказок. В процессе работы с детьми важно не только читать текст, но и задавать вопросы, обсуждать поступки персонажей, искать аналогии с реальной жизнью ребёнка.
Пример: Работа с логопедической проблемой, такой как нарушение звукопроизношения, может проводиться с использованием сказки, в которой персонажи говорят с акцентом или неправильно произносят звуки. Через анализ и имитацию таких героев ребёнок осознает свои ошибки и учится корректному произношению.
2 Инсценировка и драматизация
Одним из наиболее эффективных методов является инсценировка сказки. В этом процессе дети не только слушают сказку, но и играют её, перевоплощаясь в персонажей. Это способствует развитию связной речи, формированию интонационных навыков и улучшению выразительности речи.
Пример: Для детей с нарушением темпа речи (например, заиканием) можно инсценировать сказки, в которых герои общаются медленно и чётко. В процессе ролевой игры дети учатся контролировать свой темп речи, что позитивно сказывается на их речевых навыках.
3 Создание собственных сказок
Этот метод сказкотерапии предполагает активное вовлечение ребенка в процесс создания новой сказки. Дети могут сами придумывать сюжет, создавать героев и описывать их действия. Это особенно полезно для развития лексического запаса и умения строить сложные синтаксические конструкции.
Пример: Ребёнок с общим недоразвитием речи может придумать свою сказку, где герой сначала неправильно говорит, но потом учится выговаривать сложные слова. Таким образом, ребёнок не только развивает свою речь, но и через сказочный сюжет осознаёт собственные речевые достижения.
Применение сказкотерапии может быть разнообразным в зависимости от целей работы логопеда. Ниже приведены несколько примеров конкретных упражнений и сказок, которые могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
1 Упражнения на звукопроизношение
Для коррекции звукопроизношения можно использовать сказки, в которых главные герои сталкиваются с проблемой неправильного произношения. После чтения сказки логопед предлагает детям исправить ошибки героев, произнеся правильные звуки.
Пример упражнения: Чтение сказки о медвежонке, который не может выговорить звук "р". В процессе обсуждения логопед учит детей правильному произношению этого звука с помощью артикуляционных упражнений и игровых приемов.
2 Упражнения на развитие связной речи
Для развития связной речи можно предложить детям пересказать сюжет сказки или придумать продолжение истории. Это развивает навыки построения связных речевых конструкций и учит детей выражать свои мысли логично и последовательно.
Пример: После чтения сказки "Колобок" логопед предлагает детям рассказать, что могло бы случиться с Колобком, если бы он встретил других животных, а не Лису.
3 Коррекция заикания
Для детей с заиканием подойдут сказки, в которых герои учатся говорить медленно и плавно. Это могут быть сюжеты с ритмичными диалогами или упражнениями на дыхание.
Пример: Чтение сказки о черепахе, которая медленно и чётко произносит слова. В процессе чтения дети повторяют за героем фразы, соблюдая ритм и темп.
В заключение можно отмечить, что сказкотерапия — это мощный инструмент в арсенале логопеда, который помогает не только в коррекции речевых нарушений, но и в развитии эмоционального и социального интеллекта.
Список литературы
1. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2. Зобков, В. А. Психология понимания в сказкотерапии : учебное пособие для вузов / В. А. Зобков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
3. Одинцова, М. А. Сказкотерапевтические технологии в психологическом тренинге : учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, И. В. Вачков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.