Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы ребенка | Абдуллаева Ашура Рагимовна. Работа №346775

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование сказкотерапии как эффективного метода развития эмоциональной сферы дошкольников. Описаны подходы к применению сказок для формирования у детей эмоциональной устойчивости, развития навыков саморегуляции, а также понимания и выражения своих эмоций.

Ключевые слова: сказкотерапия, дошкольники, эмоциональная сфера, саморегуляция, эмоциональная устойчивость, развитие эмоций.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

 

Абдуллаева Ашура Рагимовна, воспитатель

МКДОУ Ясли - сад «Солнышко» Кайтагский район, село Баршамай

 

Аннотация. В статье рассматривается использование сказкотерапии как эффективного метода развития эмоциональной сферы дошкольников. Описаны подходы к применению сказок для формирования у детей эмоциональной устойчивости, развития навыков саморегуляции, а также понимания и выражения своих эмоций.

Ключевые слова: сказкотерапия, дошкольники, эмоциональная сфера, саморегуляция, эмоциональная устойчивость, развитие эмоций.

 

Сказкотерапия — это метод психологического воздействия, который используется для развития эмоциональной сферы ребёнка через работу с символическими образами, заложенными в сказках. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера ещё только формируется, и важно, чтобы дети научились понимать и выражать свои эмоции, а также развивать навыки саморегуляции. Сказки, благодаря своим символам и сюжетам, помогают детям лучше осознать свои чувства и переживания, а также развить эмоциональную устойчивость.

Основной принцип сказкотерапии заключается в том, что через образы и символы сказок ребёнок может идентифицировать себя с персонажами, переживать вместе с ними различные ситуации и учиться справляться с трудностями. Например, сказки, где герой преодолевает препятствия, помогают ребёнку осознать свои страхи и развивать уверенность в себе. Через обсуждение сюжета сказки дети могут учиться распознавать свои эмоции, анализировать поступки персонажей и находить способы решения эмоциональных проблем.

Одним из главных преимуществ использования сказкотерапии является её способность развивать у детей эмоциональную устойчивость. Сказки помогают ребёнку осознать, что трудности и проблемы являются частью жизни, но их можно преодолеть. Например, в сказке "Три поросёнка" дети видят, как герои справляются с угрозой волка, и это учит их тому, что можно подготовиться к проблемам и решить их с помощью усилий и смекалки. Такие образы помогают детям справляться со своими страхами и тревогами, а также развивают веру в собственные силы.

Эмоциональная саморегуляция — ещё один важный аспект, который можно развивать с помощью сказкотерапии. В процессе работы с сказкой дети учатся управлять своими эмоциями и контролировать своё поведение. Например, через образы персонажей, которые преодолевают гнев или страх, дети могут научиться справляться с собственными эмоциональными всплесками. Важно, чтобы воспитатель или педагог-психолог помогали ребёнку осмыслить эти моменты и обсуждали с ним, как персонаж справился с трудными эмоциями, что способствует развитию навыков саморегуляции.

Работа с тревожностью и страхами является одной из ключевых задач сказкотерапии. Многие сказки включают в себя сюжеты, связанные с опасностями, с которыми сталкиваются герои. Например, сказки про преодоление страхов перед тёмным лесом, страшными животными или испытаниями могут помочь детям осознать свои собственные страхи и научиться с ними справляться. Важно, чтобы воспитатель поддерживал ребёнка в процессе обсуждения таких тем, помогая ему не только распознать свои страхи, но и предложить способы их преодоления.

Развитие эмпатии также возможно через использование сказкотерапии. В процессе чтения и обсуждения сказок дети учатся сопереживать персонажам, понимать их чувства и эмоции. Это способствует формированию у детей навыков эмоционального восприятия и способности учитывать эмоции других людей. Например, в сказках, где герои проявляют доброту и заботу друг о друге, дети могут научиться важности помощи и поддержки. Обсуждая такие моменты, воспитатель может стимулировать детей к размышлениям о собственных поступках и об отношении к окружающим.

Сказкотерапия также помогает развивать у детей способность выражать свои эмоции. Многие дошкольники испытывают трудности с тем, чтобы вербализировать свои чувства, и сказки могут стать способом обучения этому. В процессе работы с сказкой дети могут обсуждать эмоции персонажей, называть свои собственные чувства и находить способы выражения своих переживаний. Например, воспитатель может попросить ребёнка рассказать, что чувствовал герой сказки в тот или иной момент, или предложить придумать собственный финал для истории, где персонажи справляются с трудными эмоциями.

Важно отметить, что индивидуальный подход в сказкотерапии играет значительную роль. Каждый ребёнок по-своему воспринимает образы и символы, заложенные в сказках, и поэтому важно учитывать эмоциональные и психологические особенности каждого ребёнка. Воспитатель должен выбирать сказки, которые соответствуют уровню эмоционального развития детей и способствуют решению конкретных задач: преодолению страхов, развитию самоконтроля или эмоциональной выраженности.

Кроме того, сказкотерапия может быть использована в групповых занятиях, где дети вместе обсуждают сюжеты сказок, делятся своими мыслями и переживаниями. В таких группах дети учатся взаимодействовать друг с другом, поддерживать и понимать друг друга. Это развивает у них навыки эмоционального общения, учит работать в коллективе и принимать разнообразие эмоциональных реакций.

Подводя итог, сказкотерапия является мощным инструментом в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Она помогает детям осознавать свои эмоции, развивать эмоциональную устойчивость, справляться с тревогами и страхами, а также учит выражать свои чувства и сопереживать другим. Важно, чтобы воспитатель грамотно использовал этот метод в работе с детьми, выбирая подходящие сказки и помогая детям осмысливать переживания и эмоции, которые возникают в процессе работы с текстом.

 

Список литературы

1. Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М. В. Ермолаева. — М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. — 757 c.

2. Прохорова, М. Л. Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / М. Л. Прохорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 404-406.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×