Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование сказкотерапии в воспитательном процессе в ДОУ | Сарапаева Марина Алексеевна. Работа №345541. Номер работы: №345541

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья рассматривает использование сказкотерапии в воспитательном процессе в детском дошкольном учреждении (ДОУ) как эффективного метода для развития эмоционального интеллекта, социальных навыков и креативности у детей. Обсуждаются основные принципы сказкотерапии, её положительное влияние на детей, а также конкретные примеры и методы, которые могут быть использованы воспитателями для интеграции сказкотерапии в образовательный процесс. Уделяется внимание тому, как сказки могут помочь детям справляться с эмоциями, решать проблемы и развивать воображение.

Ключевые слова: сказкотерапия, воспитательный процесс, дошкольное учреждение, эмоциональный интеллект, социальные навыки, креативность.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОУ
Сарапаева Марина Алексеевна, воспитатель
ГБОУ №1514 г. Москвы
Аннотация: Статья рассматривает использование сказкотерапии в воспитательном процессе в детском дошкольном учреждении (ДОУ) как эффективного метода для развития эмоционального интеллекта, социальных навыков и креативности у детей. Обсуждаются основные принципы сказкотерапии, её положительное влияние на детей, а также конкретные примеры и методы, которые могут быть использованы воспитателями для интеграции сказкотерапии в образовательный процесс. Уделяется внимание тому, как сказки могут помочь детям справляться с эмоциями, решать проблемы и развивать воображение.
Ключевые слова: сказкотерапия, воспитательный процесс, дошкольное учреждение, эмоциональный интеллект, социальные навыки, креативность.
Сказкотерапия — это метод, который использует сказки и рассказы как средство для работы с детьми, помогающее им понимать и преодолевать свои эмоции, развивать креативное мышление и формировать социальные навыки. Воспитатели в детских дошкольных учреждениях (ДОУ) могут эффективно интегрировать сказкотерапию в образовательный процесс, используя её как инструмент для формирования у детей позитивного отношения к окружающему миру и самим себе. Сказки служат мощным средством для передачи жизненных уроков, ценностей и моральных принципов, что делает их неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Дети с раннего возраста погружаются в мир сказок, и это создает благоприятную почву для их эмоционального и социального развития. Сказки позволяют детям познакомиться с различными эмоциями и ситуациями, что помогает им лучше понять себя и окружающих. Например, через истории о смелых героях и преодолении трудностей дети учатся справляться со своими страхами и сомнениями. Сказкотерапия дает возможность детям отразить свои переживания через образы и события, представленные в сказках. Это способствует созданию безопасной и поддерживающей среды, где ребенок может выразить свои эмоции и обсудить их.
Воспитатели могут использовать различные виды сказкотерапии в своей работе. Например, они могут проводить занятия, на которых дети сами создают свои сказки, участвуя в процессе написания и иллюстрирования. Это развивает креативность, учит работать в команде и взаимодействовать друг с другом. Дети могут быть вовлечены в обсуждение персонажей, их эмоций и поступков, что помогает развивать их эмпатию и понимание различных точек зрения. При этом важно обеспечить детям возможность свободно выражать свои мысли и чувства, что значительно повысит эффективность занятий.
Еще одним подходом в сказкотерапии является использование готовых сказок, которые воспитатель читает детям. Важно выбирать истории, отражающие важные темы, такие как дружба, сострадание, преодоление трудностей и принятие себя. После чтения сказки можно организовать обсуждение, где дети смогут поделиться своими мыслями и чувствами относительно услышанного. Например, после чтения сказки о лисе и журавле можно задать вопросы: "Как вы думаете, почему лиса поступила так? Как журавль себя чувствовал?" Такие беседы помогают детям развивать навыки критического мышления и умение аргументировать свою точку зрения.
В сказкотерапии можно использовать театрализованные элементы, позволяя детям разыгрывать сцены из сказок. Это не только развивает творческие способности, но и способствует формированию уверенности в себе. Дети могут взять на себя роли разных персонажей, что поможет им погрузиться в ситуацию и понять эмоции, которые испытывают герои. Театрализованные игры позволяют детям лучше запомнить моральные уроки сказок и применить их в своей жизни.
Важно отметить, что сказкотерапия может быть особенно полезна для работы с детьми, которые испытывают трудности в общении или имеют низкую самооценку. Сказки могут служить "мостом" для обсуждения чувств и переживаний, помогая детям открыться и выразить свои эмоции. Например, если ребенок боится выступать перед классом, воспитатель может использовать сказку о смелом зайце, который преодолел свои страхи. Это не только поможет ребенку понять, что он не одинок в своих переживаниях, но и даст ему возможность увидеть, как можно справиться с проблемой.
Также, сказкотерапия может быть полезна при работе с родителями. Воспитатели могут организовать мастер-классы или семинары, на которых расскажут о методах сказкотерапии и их пользе для детей. Родители могут научиться использовать сказки в домашнем воспитании, создавая таким образом единое пространство для поддержки и развития детей. Совместное чтение и обсуждение сказок в семье поможет укрепить эмоциональную связь между родителями и детьми.
Ключевым моментом в успешной реализации сказкотерапии является создание доверительной атмосферы в группе. Дети должны чувствовать себя комфортно и безопасно, чтобы открыто делиться своими мыслями и переживаниями. Воспитатель, проявляющий внимание и понимание к детям, создает условия для того, чтобы сказкотерапия была эффективной. Важно, чтобы воспитатель сам был увлечен процессом и передавал свою любовь к сказкам, что способствовало бы формированию интереса у детей.
Кроме того, интеграция сказкотерапии в образовательный процесс может быть разнообразной. Например, сказки могут быть использованы на занятиях по музыке, где дети могут создавать музыкальные произведения на основе сказочных сюжетов. На занятиях изобразительного искусства дети могут рисовать иллюстрации к своим любимым сказкам или создавать коллажи, которые отображают ключевые моменты историй. Это разнообразие подходов поможет сделать занятия более увлекательными и многогранными.
Таким образом, использование сказкотерапии в воспитательном процессе в ДОУ представляет собой мощный инструмент для развития детей. Сказки помогают формировать эмоциональный интеллект, развивать социальные навыки, креативность и уверенность в себе. Воспитатели могут эффективно интегрировать сказкотерапию в свою работу, используя различные подходы, такие как создание собственных сказок, чтение готовых историй, театрализованные игры и взаимодействие с родителями. Патриотическое, моральное и эстетическое воспитание, основанное на сказках, становится важной частью образовательного процесса, обеспечивая комплексный подход к развитию ребенка. В конечном итоге, сказкотерапия может помочь детям не только лучше понять себя и окружающий мир, но и стать более чувствительными, отзывчивыми и креативными личностями, что является важным аспектом их общего развития.
Список литературы
Булыгина А.В. Применение техник сказкотерапии в дошкольной педагогике // Международный научный журнал Слово в науке. 2022. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tehnik-skazkoterapii-v-doshkolnoy-pedagogike
Лихачева К.Н., Тищенко П.С., Зухарь В.И. Вечерняя сказкотерапия как эффективный метод воспитания детей дошкольного возраста // Наука, образование и культура. 2021. №4 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vechernyaya-skazkoterapiya-kak-effektivnyy-metod-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta
Чернега Т.В. Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazkoterapiya-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×