Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Использование сказок и сказочных персонажей в изучении математики" | Сарайкина Екатерина Егоровна. Работа №224589

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сарайкина Екатерина Егоровна
Сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Слушая сказки, ребенок часто становится ее действующим лицом, выполняя определенные задания. Поэтому цель нашей работы-использование сказок как средство формирования математических представлений дошкольников.

Использование сказок и сказочных персонажей при изучении математики

Считается, что главное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, писать и считать, ну, еще познакомить ребенка с цифрами, складывать и вычитать. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Однако запас заученных знаний кончается очень быстро, через месяц-два. Несформированность собственного умения продуктивно мыслить, то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании, очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры.

Отсюда очевидно, что содержание обучения дошкольников математике должно быть направлено на развитие мыслительной деятельности — сравнения, умозаключения, рассуждения, обобщения, анализ, то есть — решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Для формирования математических представлений и развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать сказки. Сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Слушая сказки, ребенок часто становится ее действующим лицом, стремится вмешаться в ситуации и изменить их, выполнив определенные задания.

Поэтому цель нашей работы - использование сказок как средство в формировании математических представлений дошкольников.

Народные и авторские сказки, которые современные дети знают наизусть — это бесценные помощники в обучении детей математике. Любая из них содержит всевозможные математические ситуации. Например, начать знакомиться с порядковым счетом дети смогут, проигрывая сказку «Колобок», а запомнить его поможет сказка «Репка».

Дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному. При обучении детей элементарным математическим представлениям, используем такую форму совместной деятельности, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания.

В ходе занятий по любой сказке можно изучать математику.    Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий», сказка «Три медведя» помогает усвоить понятие о размере, через сказку «Про козленка, который умел считать до десяти» - идет закрепление количества и счета и т. д. Используя сказки, можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки и, самое главное, идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания.

Познакомившись с геометрическими фигурами, дети с их помощью учатся шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки (заместители), которые можно легко угадать по форме, величине и цвету. С помощью заместителей можно моделировать не только названия сказок, но и различные сказочные ситуации. Тем самым, метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а также закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур.

При закреплении пространственных и временных представлений также можно использовать сказку. Так, мы читаем сказку «Репка», а потом отвечаем на вопросы:

Кто стоит за бабкой? Кто стоит между Жучкой и бабкой? Кто стоит сзади Жучки, но впереди мышки и т. д.

А прочитав сказку «Белоснежка и семь гномов», я предлагаю детям дать имена гномам. Задаю детям вопрос: сколько гномов в сказке? Потом загадываю загадку:

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны все.

Каждую неделю кругом,

Ходят братцы друг за другом.

(дни недели)

И мы с детьми приходим к выводу, что гномов можно назвать днями недели. Детям такие задания нравятся, они с удовольствием перечисляют имена гномов, и в тоже время идет закрепление дней недели. (в каких сказках встречаются 7 героев?)

Таким образом, используя сказку как средство в своей работе по формированию математических представлений дошкольников, мы развиваем у детей наблюдательность, память, интерес к математике. У детей возросла мыслительная активность, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, снижении утомляемости.

В сказках каждый день мы сталкиваемся с волшебными, магическими цифрами - три богатыря, три сына, три медведя, семеро козлят и т.д.чаще всего в сказках встречаются цифры 3,7. Очень часто в сказках встречается числительное 7. Сказок с этим числом мы можем найти немало. Во время беседы ребята приводят примеры сказки «Волк и семеро козлят». Сказка «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм знакома всем и каждому. Одно из сказочных чисел-3. Три медведя, три поросенка, три сына у крестьянина и т.д. Наши наблюдения привели нас к тому, что герои сказок знакомят нас не только с миром цифр, но и огромным количеством геометрических фигур. Так к примеру, всем известная и любимая сказка Колобок, рассказывает о путешествии веселого круглого персонажа, форма которого становится первым понятным объяснением геометрии.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×