Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Использование сказок при подготовке детей к школьному обучению». | Гришненко Надежда Александровна . Работа №329942

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья рассказывает об опыте работы по использованию технологии М . А. Панфиловой о мотивации детей 6 - 7 лет к школьному обучению. Сказка помогает сформировать у детей интерес позитивные модели поведения, позволяет им на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать " что такое хорошо и что такое плохо". дает возможность каждоому ребенку примерить на себя разные роли, оценить свой поступок со стороны. Поскольку дети старшего дошкольного возраста любят, понимают и принимают сказку, у них уходит тревожное чувство связанное со школьным обучением. 

Использование сказок при подготовке детей

к школьному обучению».

 

Несмотря на внешнее стремление многих детей скорее пойти в школу внутренне они чаще всего бывают, не готовы к новому этапу в своей жизни. Поступление в первый класс нередко сопровождается тревогой и страхом неизвестности. Справиться с возникающими психологическими проблемами дошкольникам поможет сказка. Погружаясь в мир сказочных образов, дети будут чувствовать себя спокойнее, научатся преодолевать трудности, не бояться ошибок.

Считаю, что главное - грамотно и вовремя использовать методику включения сказок в воспитательно-образовательный процесс. На мой взгляд, готовность к школе - это не только развитие интеллектуальных способностей дошкольника (умений читать и писать). Особенно важным считаю мотивацию детей.

Я работаю с детьми, которые «стоят» на пороге школьного обучения. В своей группе интерес, к школе воспитываю, используя сказку. Сказка помогает сформировать у детей позитивные модели поведения, позволяет им на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать «что такое хорошо и что такое плохо», дает возможность каждому ребенку примерить на себя разные роли, оценить свой поступок со стороны. Дошкольники с удовольствием принимают сказку, т. к. она легко и плавно переходит в игру и наоборот. В сказках нет скучных нотаций и бесполезных нравоучений. Слушая сказки, ребенок может мечтать, думать, развиваться.

В своей деятельности я обратилась к опыту «Лесных сказок» М. А. Панфиловой.

Сказки Панфиловой интересны тем, что раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:

Помогают адаптироваться к школе, поскольку дети знакомятся со школьными атрибутами, обстановкой в классе, ролью учителя, правилами поведения на уроке. Нами прочитаны сказки «Создание "Лесной школы"», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила».

Очень интересны детям сказки, направленные на отношение учеников к вещам, повествующие о том, как правильно обращаться со школьными атрибутами, учат аккуратности и самостоятельности: «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа Аккуратность», «Жадность», «Волшебное яблоко (воровство)», «Подарки в день рождения».

Еще моим воспитанникам полюбились сказки об отношении учеников к урокам и знаниям, раскрывающие понятие зависимости оценки от количества затраченного труда или усвоенного материала, важности адекватного отношения к результатам: «Домашнее задание», «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка».

Хорошо вписались в реализуемую в нашей группе программу «Искусство быть здоровым» сказки о здоровье и о том, как стать большим. Они учат сопереживать, приходить на помощь другу, соблюдать режим: «Режим. Телевизор», «Бабушкин помощник», «Прививка», «Больной друг».

Учителя предшкольного обучения нашей школы отмечают, что среди детей стало меньше конфликтов. И здесь пришли на помощь сказки Панфиловой: сказки о школьных конфликтах, помогающие корректировать агрессивное поведение: «Ябеда», «Шапка-невидимка (демонстративное поведение)», «Задача для Лисенка (ложь)», «Спорщик», «Обида», «Хвосты (межгрупповые конфликты)», «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна (межполовые конфликты)», «Гордость школы».

Полюбились детям сказки, в которых анализируются поступки героев. Они способствуют воспитанию нравственных и этических качеств у детей. После прочтения сказки каждый ребенок может высказаться, оценить действия сказочных лесных героев. Обсуждения сказок проходят с опорой на следующие вопросы:

- О чем эта сказка, чему она учит, что мы узнали из сказки? Где бы мы могли применить эти знания в нашей жизни? - т. е. проговаривается основная тема сказки, где есть общие ответы на общие вопросы.

- Почему и зачем герой (герои) совершает тот или иной поступок? Зачем ему (им) это нужно было? - выясняются мотивы поступков.

- Как герой (герои) решает проблему, с которой столкнулся? Какой способ поведения он выбирает - пассивный или активный? - вырабатываются способы преодоления трудностей с использованием их в реальной жизни.

- Какой эмоциональный отклик вызывают у окружающих герои сказки: радость, печаль, сострадание? - определяется эмоциональная направленность по отношению к окружающему миру и к самому себе.

- Какие чувства вызывает прочитанная сказка? - активизируются чувства самих детей.

Каждое занятие продолжительностью 35 минут я посвящаю одной сказке, оно имеет общую гибкую структуру, с разным содержательным наполнением, состоит из трех основных частей, включает ритуалы приветствия и прощания.

Сопереживая им, воспитанники обращаются к своим чувствам, именно обладает воспитательным эффектом.

В сюжетах словесных сказок каждый герой действует: куда-то идет, что-то достает, кому-то помогает, от кого-то убегает, проявляет активность; принимает решение, делает выбор, полагаясь на самого себя, т. е. действует самостоятельно; преодолевает препятствия, может терпеть временные поражения, но оказывается победителем, добивается успеха. Когда дети «пропускают» свои волнения через сказочные образы лесных школьников, им легче осознавать их причины.

Ритуал прощания

После того, как все дети высказались, по кругу передается мяч со словами: «Я очень рада, Коля, с тобой играть...». И так до тех пор, пока мяч не вернется к педагогу.

Из-за большой наполняемости групп занятия лучше проводят преимущественно по подгруппам (8-10 детей).

Встречи проходят в дружеской обстановке, дети слушают сказки, сидя на ковре в удобной позе. Для проведения подвижных игр во время занятия необходимо пространство, поэтому я провожу с воспитанниками в музыкальном зале. Здесь можно побегать, беспрепятственно двигаться под музыку, а самое главное - покричать. Очень эффективны в рамках этих встреч так называемые минуты шалости с сигналом.

Структура совместной деятельности по ознакомлению со сказкой:

1-я часть: настрой

С целью настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт проводятся игры, в т. ч. с именами.

2-я часть: основная

Чтение сказки (ребенок сопереживает сказочным героям, в результате чего приобретает новый эмоциональный опыт). Проведение игр (с целью гармонизации личности ребенка, развития эмоционально-личностной, познавательной сфер, произвольности): мимические и пантомимические этюды; игры на развитие навыков общения; развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики; упражнения, способствующие межполушарному взаимодействию; функциональные упражнения с чередованием движений, темпа, громкости речи.

3-я часть: заключение, подведение итогов

Закрепление положительных эмоций, полученных во время занятия. Дети, стоя в кругу, говорят, какая игра им больше всего понравилась.

Надеюсь, что работа в рамках ознакомления со сказкой из цикла «Лесная школа» поможет моим выпускникам легко адаптироваться к школьному обучению.

 

 

Н. А. Гришненко, воспитатель

МБОУ СОШ № 190.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×