Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование современных информационных технологий на уроках математики | Татьяна Юрьевна Асылгареева. Работа №303732

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье рассматриваются основные формы работы с информационно-коммуникационными технологиями, а также рекомендуются к использованию в учебном процессе наиболее популярные образовательные ресурсы для студентов и преподавателей математики. За последнее десятилетие в учебный процесс среднего профессионального образования прочно вошёл Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, отличающийся от предыдущих двух стандартов направленностью на компетентностный подход. В рамках данного подхода особое внимание уделяется применению информационных технологий. 

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

ГБПОУ Башкирский колледж сварочно-монтажного и промышленного производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование современных информационных технологий на уроках математики

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила преподаватель математики Асылгареева Т.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2022 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

 

1.1 Понятие «информационные технологии»

1.2 Роль информационных технологий в процессе обучения

1.3 Виды информационных технологий, используемых на уроках

 

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема доклада была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин. В процессе «обучения – учения» происходит постоянное взаимодействие преподавателя и студента. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоенные знания, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие преподавателя и студента и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, преподаватель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания преподавателя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Целью доклада является выявление необходимости использования информационных технологий при обучении математике для студентов.

Цель реализуется путем решения следующих задач:

· анализ научно-практической и методической литературы по вопросам использования информационных технологий в обучении студентов;

· изучение основы организации деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационных технологий;

· анализ опыта работ учителей ростовской гимназии им. Кекина по использованию информационных технологий при обучении математики младших школьников.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, преподаватель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания преподавателя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности студента позволяет преподавателю не только и не столько учить, сколько помогать, студенту учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда студентов в процессе учения сегодня является метод проектов.


 

 

 

 

ГЛАВА I ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЗЫВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

1.1 Понятие «информационные технологии»

Информационные процессы всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу осталось неизменным.

Информатизация общества – повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности.

Информационные технологии — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Цель создания и широкого распространения информационных технологий – решение проблемы развития информатизации общества и всей жизнедеятельности в стране.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

1.2 Роль информационных технологий

В настоящий момент происходит процесс «сестематизации» общества – появления и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное «информационное поле», представляющее собой специфическое информационное окружение человека. Поскольку возможности информационных технологий являются безграничными, возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в социуме. Современное общество осознало, что будущее немыслимо без информатизации всех сфер человеческой деятельности. Поток информации, с которым ежедневно, ежечасно сталкивается человек, становиться все более мощным. Стремительно нарастающий поток информации приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в учебном заведении.

Современный студент должен:

· уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях;

· приобретать самостоятельно систему необходимых предметных знаний для решения практических задач;

· владеть навыками преодоления стереотипов мышления;

· развивать способности к адаптации в изменяющейся информационной среде; быть гибкой, мобильной, проявляющей проницательность, толерантной, творчески инициативной, конкурентоспособной личностью.

В связи с этим приоритеты в способах и методах обучения меняются от подачи готовых знаний к обучению способам поиска, хранения, выбора, качественной обработки информации и ее использования.

Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах школьной деятельности.

Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для ее реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе.

Современная система образования предусматривает использование самых различных инновационных технологий. Это дает два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственно аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности.

Развитие новых информационных технологий в образовании, стимулирует разработку программных средств и приложений, реализующих методологические идеи, связанные с полуавтоматическим или автоматическим доступом к учебной информации, проверкой правильности полученных результатов, оценкой начальной и текущей подготовки и так далее.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости студентов;

2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов;

3. развитию навыков самообразования, самоконтроля и повышению уровня комфортности обучения;

4. снижению дидактических затруднений у студентов;

5. повышению активности, инициативности и развитию информационного мышления у студентов, формирование информационно-коммуникационной компетенции;

6. приобретение навыков работы на компьютере у студентов с соблюдением правил безопасности.

Современный специалист должен обладать фундаментальной информационной подготовкой, так как при возрастании объема научно-технической информации учебное заведение не в состоянии обеспечить субъекта обучения полным объемом знаний на всю его сознательную жизнь. Поэтому «стержнем» профессиональной компетентности является не информированность обучаемого, а умение использовать новые технологии, имеющие общественную ценность и огромное мотивационное стимулирующее значение; разрешать возникшие проблемы в разных сферах деятельности.

Информационные технологии имеют особое значение во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно в обучении. Благодаря информационным технологиям и интернету, учащиеся получают возможность совместной работы над проектами (локализация партнера при этом не имеет значения), доступа к информационным банкам не только своей школы или ВУЗа, но и к другим источникам в стране и за рубежом. Они могут участвовать в телеконференциях.

При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:

· переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;

· обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;

· проявляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др.

При использовании информационных технологий по-прежнему сохраняются все основные этапы урока.

В рамках традиционного урока электронные версии некоторой части учебного материала делают процесс получения знаний комплексным и эффективным. Они позволяют говорить о формировании ключевых компетенций студентов, заключающихся в:

· способности к системному мышлению, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости;

· готовности проявлять ответственность за выполняемую работу;

· способности самостоятельно и эффективно решать возникшие проблемы в процессе практической деятельности;

· готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с одноклассниками;

· способности быстро и эффективно принимать решения, деятельно содействовать урегулированию конфликтов в решении возникших проблем;

· способности быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;

· готовности к приобретению новых знаний и стремлению к самосовершенствованию;

· понимании значения использования информационных технологий и владениями ими в процессе обучения;

· способности к субъективной самооценке, рефлексии и другому.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

· усвоить базовые знания по предмету;

· систематизировать усвоенные знания;

· сформировать навыки самоконтроля;

· сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности;

· оказать учебно-методическую помощь в самостоятельной работе над учебным материалом.

Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:

· переориентация на развитие мышления и воображения, как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;

· обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;

· появляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др.

1.3 Виды информационных технологий, используемых на уроках математики

На уроках математики используются два вида информационных технологий: презентации и слайд-шоу. Они позволяют наглядно и доступно объяснить студентам материал.

Презентация является информационным обеспечением фронтальной работы и состоит из слайдов. Основные формы данной информации – текст, рисунки, чертежи.

Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание. Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.

На уроках используются электронные приложения разного вида:

· иллюстрации и демонстрации аудио- видеоряда;

· приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой выдвинутых предположений и решений, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов, кроссвордов, головоломок;

· разработки серии уроков по теме, которые позволяют представить материал наиболее полно, вырисовывая картину целостного восприятия мира, успешно интегрируя различные области знаний на одном предмете;

· разработки электронных приложений к урокам, которые дают непосредственное общение студентов с компьютером.

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1. сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь со студентами через Internet, в том числе в режиме реального времени)

2. технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИИ

Информационные технологии могут использоваться:

1. Для обозначения темы урока

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса

2. Как сопровождение объяснения преподавателя

В практике обучения студентов можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий для выполнения практической части работы.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставиться на собственную деятельность студента по поиску, осознанию. Переработке новых знаний. Преподаватель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности студентов, оказывающий нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

Информационные технологии целесообразно применять в следующих случаях:

· диагностического тестирования качества усвоения учебного материала;

· в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

· в обучающем режиме;

· при работе с отстающими студентами;

· в режиме самообучения;

· в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

Методика использования информационных технологий предполагает:

· совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

· усиление мотивации учения;

· улучшение качества обучения и воспитания;

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

· усвоить базовые знания по теме;

· систематизировать усвоенные знания;

· сформировать навыки самоконтроля;

· сформировать мотивацию к учению в целом;

· оказать учебно-методическую помощь студентов в самостоятельной работе над учебным материалом.

Организация уроков с компьютерной поддержкой.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы студент глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

· комбинированный урок,

· урок – контроль и коррекции,

· урок совершенствования знаний и умений

Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу предполагают 3 формы обучения:

· фронтальная форма;

· групповая форма (по типу КСО);

· индивидуальная форма обучения.

Для организации учебного процесса следует учитывать следующие условия:

1. Урок должен проводить учитель, владеющий компьютером.

2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания.

3. Студентами должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

4. Студенты должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами.

Для формирования и развития ключевых компетенций в контексте информационной культуры преподавателю необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность студентов в выборе информации, её обработки, должна контролироваться учителем.

При разработке компьютерной поддержки необходимо определить:

1. какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

2. какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

3. какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

4. какие уроки целесообразно делать компьютерными;

5. как организовать компьютерные занятия.

Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

1. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока, объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

3. объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы студента за компьютером;

4. отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

5. средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими студента от выполнения заданий.

Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, гарантируется развитие у каждого студента собственной образовательной траектории в получении знаний.

При использовании информационных технологий создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств студента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для того чтобы достигнуть поставленной цели были рассмотрены информационные технологии, их роль в деятельности преподавателя и студента, а также была проанализирована литература, в которой рассматривалась методика использования информационных технологий на уроках математики.

Используя информационные технологии можно сделать следующие выводы:

1. Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна студента, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

2. Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет преподавателю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.

Опыт показывает, что использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для студентов. Обучение с использованием информационных технологий становится для ребенка творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердится.

Также применение новых информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения студентов с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему преподавателю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы: в современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. К одному из важнейших методов относится внедрение информационных технологий в обучении студентов и использование их на таких предметах, как математика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Шагалеева

, Д.М. Приёмы для реализации дидактических задач средствами ИКТ [Текст] /

Д.Шагалеева

// ИКТ в образовании. -2008. -№

18. -

С. 20-21

2.

Бим-

Бад

Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-

Бад

// Научное издание

3. Миронова, М.Н. Конструирование урока математики и использованием ИКТ [Текст] / М. Миронова// Математика. 2008. -№15. С. 19-204. «Большая российская энциклопедия». – 2002.

4. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1. /Под ред.

5. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]. – М: Издательский центр Академия, 2005. – 192с.

6. Дробышева И.В. Информатизация образования – 2007. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/003/56003

7. http://festival.1september.ru/articles/529580

8. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

9. http://tvv48.narod.ru/it/contents.html

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×