ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА | Лук Анна Александровна. Работа №267018
Автор: Лук Анна Александровна
В статье анализируется опыт использования компьютерных технологий на различных этапах логопедической работы с детьми дощкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрыты преимущества использования мультимедийных презентаций на логопедических занятиях.
Лук Анна Александровна учитель-логопед
МДОУ «Ясли - сад № 394 г.Донецка»
ул. Днепродзержинская, 4/21
тел. 071-457-41-75 annettluk@yandex.ru
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день,
а на завтрашний день детского развития.
Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития.
Л.С.Выготский
Компьютерные технологии уже довольно прочно вошли во все сферы жизни человечества. Совершенствование системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению инновационных форм и методов работы с детьми, которые направлены не на замену традиционных, а на всестороннее расширение их возможностей. Логопеды МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 394 ГОРОДА ДОНЕЦКА» творчески и результативно используют компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Коррекция недостатков звукопроизношения у дошкольников требует систематических занятий с учетом дифференцированного подхода к каждому ребенку. Большинство воспитанников, которые посещают логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, памяти, внимания, различную степень моторного недоразвития, нарушения фонематического слуха. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, отмечается повышение утомляемости. Для того чтобы их заинтересовать, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить данную задачу можно с помощью компьютерных технологий.
В нашей практике часто встречаются дети, которым трудно даже непродолжительное время усидеть за столом, смотреть в зеркало, выполняя артикуляционные упражнения, повторять за логопедом слова, предложения и чистоговорки, классифицировать карточки и т.д.
Сконцентрировать внимание у таких детей удается посредством использования разнообразных игр с красочным дидактическим материалом, нестандартных игровых приемов, элементов театрализованной деятельности. Но всем известно, что процесс коррекции речевых нарушений занимает довольно продолжительное время и любые, даже самые интересные и разнообразные логопедические игры и упражнения со временем детям надоедают. А вот аналогичные задания, с использованием компьютерных технологий, у наших воспитанников вызывают неподдельный интерес и желание заниматься.
Использование мультимедийных презентаций, компьютерных игр, методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевым недоразвитием – это практичный и эффективный метод коррекции речевых нарушений. Ведь он сочетает в себе динамическую смену изображений, которая сопровождается звуковыми эффектами, что подразумевает под собой одновременное воздействие на два анализотора – зрительный и слуховой, что в свою очередь способствует оптимальному усвоению учебного материала. А сюрпризные моменты с появлением любимых сказочных персонажей или мультипликационных героев повышают мотивацию к выполнению речевых упражнений.
Используя в своей педагогической деятельности компьютерные технологии с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, логопед при этом решает следующие задачи:
— повышение мотивации на занятиях для исправления недостатков речи детей;
— обеспечение психологического комфорта на занятиях;
— развитие всех сторон речи, сенсорных и психических функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— повышение качества обучения и работоспособности воспитанников;
— формирование личностных качеств ребёнка.
Важно отметить, что для детей-логопатов один и тот же программный материал должен повторяться многократно, следовательно, большое значение имеет разнообразие форм его подачи. Выходом из такой ситуации может стать создание компьютерных презентаций. Мы на личном опыте убедились, что сочетание традиционных средств обучения с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию, повысить результативность коррекционной работы с использованием наглядности и значительно сократить время на преодоление речевых нарушений.
На фронтальных и индивидуальных занятиях мы активно используем красочные и динамичные мультимедийные презентации, которые были разработаны самостоятельно для ознакомления детей с новой лексической темой или для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
В процессе использования мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как:
- информационная емкость;
- наглядность;
- компактность;
- эмоциональная привлекательность;
- мобильность;
- многофункциональность.
В нашем дошкольном учреждении творчески используются компьютерные технологии на всех этапах и направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста:
Для
обследования
речи детей
разработана
электронная картотека картинок
на все группы звуков,
в которых
зв
уки находятся в разных позициях
.
С целью
развития артикуляционной моторики
произведена подборка видеороликов
с правильным и четким выполнением артикуляционных
упражнений
с музыкальным сопровождением, которое в свою очередь
,
зад
ает ритм и поддерживает интерес детей
.
Для развития фонематических процессов
разработаны
компьютерные
игры на
нахождение
заданного звука
и
его места в слове,
определение количества
слогов в словах
, составление слов из звуков и слогов
и т.д.
С целью о
богащения словарного запаса
и грамматического строя речи
демонстрируются
авторские
презентации по лексическим темам
, что позволяет
наглядно
донести детя
м большое количество информации
.
Работа по развитию
связной речи
результативно осуществляется с использованием электронной картотеки игровых заданий для описания предметных картинок, составления рассказов
по серии
сказочных
мультимедийных
сюжетов
,
для пе
ресказа
по
мнемо-таблицам
, озвучивани
я
мини-мультфильмов.
Для автоматизации и диффе
ренциации поставленных звуков подобраны
компьютерные логопедические игры с
о сказочными героями
.
При
подготовке к обучению грамоте используются электронные дидактические
игры
и упражнения
для
знакомства с гласными и
согласными звуками,
игры на звукобуквенный анализ слов
, определения ударного слога.
В занятия
по
логоритмике
включаются мелодии
из сборника
аудиофайлов
по различным темам
дл
я детей разных возрастных групп
.
Для развития психических процессов
применяются
к
омпьютерные игры «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Что общее?» и
другие.
Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях мы осуществляем на основе следующих принципов:
Полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
Системного подхода к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией всех сторон речи детей.
Принцип индивидуального обучения.
Компьютерные технологии
предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий
, что
позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей
воспитанников.
Принцип воспитывающего обучения.
Воспитание у детей – волевых
и нравственных качеств
посредством использования сказочных сюжетов.
Принцип доступности обучения.
Соответствие возрастным
особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование современных компьютерных технологий в коррекционном логопедическом процессе позволяет учителю-логопеду результативно, интересно и увлекательно построить работу с детьми. Интерактивные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Применение современных методов и приемов органично дополняет традиционные формы логопедического воздействия, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Список литературы:
Бартенева Т. П.
«
Использование
информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников»;
Вренева
Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
Лынская
, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ /М. И.
Лынская
//Логопед в детском саду. – 2006.-№
6.