Использование современных образовательных технологий | Бутакова Ирина Александровна. Работа №317480. Номер работы: №317480
Сегодня абсолютной ценностью в обществе является человек, а целью образования: развитие личности. Изменилась и суть образования – от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. Происходит переход от образования как передачи ребенку суммы знаний к продуктивному образованию, которое позволяет ему овладевать стратегиями и осваивать систему образовательной деятельности. Образование становится личностно ориентированным.
«Искусство» и «Музыка» как учебные предметы более других ориентирован на человека, формирование его личности и общества в целом. Основой изучения этих предметов в школе является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная задача – это формирование духовного мира школьника, его нравственности, эстетической воспитанности – силой воздействия различных видов искусств в особо ответственный период развития - период перехода к самостоятельности.
Использование современных образовательных технологий на уроках музыки как средство реализации ФГОС.
Сегодня абсолютной ценностью в обществе является человек, а целью образования: развитие личности. Изменилась и суть образования – от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. Происходит переход от образования как передачи ребенку суммы знаний к продуктивному образованию, которое позволяет ему овладевать стратегиями и осваивать систему образовательной деятельности. Образование становится личностно ориентированным.
«Искусство» и «Музыка» как учебные предметы более других ориентирован на человека, формирование его личности и общества в целом. Основой изучения этих предметов в школе является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная задача – это формирование духовного мира школьника, его нравственности, эстетической воспитанности – силой воздействия различных видов искусств в особо ответственный период развития - период перехода к самостоятельности.
Использование современных образовательных технологий на уроках музыки и искусства позволяют акцентировать внимание на практических, творческих, проектных работах учащихся. Экскурсии в электронные музеи и библиотеки, театры, концертные залы различных стран мира, предметные коллекции, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов, проектируемые на большой экран с помощью LCD-проектора позволяют обогатить уроки нестандартными, новыми и современными формами работы, которые способствуют развитию познавательного интереса и формированию художественной культуры.
Я работаю в общеобразовательной школе, расположенной в рабочем районе г. Новосибирска. В нашей школе более 20% детей имеют статус ОВЗ, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации Особенности контингента обучающихся с учетом детей с ограниченными возможностями здоровья, а также изменения, происходящие в образовании, делают актуальной необходимость тщательного отбора эффективных современных образовательных технологий и методик. Также при отборе содержания учебного материала по теме, его преобразовании и предъявлении, при составлении заданий и вопросов учитываю психологические и индивидуальные возможности возраста обучающихся.
Моя педагогическая деятельность направлена на активизацию познавательной и творческой деятельности на уроках технологии. Важным приёмом активизации познавательной деятельности обучающихся является формирование у них положительной мотивации обучения.
В своей деятельности опираюсь на Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребёнка, нормативные положения САНПИНа, локальные акты по организации работы образовательного учреждения.
В качестве методологической базы использую исследования и теоретические положения по проблеме развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся таких авторов как И.С. Якиманская, Л. С. Выготский и др.
Использую в работе список учебников, рекомендованных федеральным органом и входящих в Федеральный перечень учебников. А именно, учебник «Музыка» 5-8 класс Г.И. Сергеева, Е.Д. Критская.
Основанием для выбора послужило наличие авторских программ, методических пособий для учителя, учебников, контролирующих материалов.
Работаю в кабинете, оснащенном интерактивным оборудованием, компьютером и необходимыми демонстрационными, иллюстративными материалами. Использование экранных учебных пособий, компьютерных изображений, кино-видеофильмов помогает мне повышать эффективность образного представления учебного материала. При организации учебного процесса использую наглядные пособия по всем разделам, выполненные мной и учениками.
Мною разработаны рабочие программы и тематические планирования по учебным предметам: «Искусство» для обучающихся 8-9 и 10-11 классов и «Музыка» для обучающихся 5-8 общеобразовательных классов, адаптированные программы по этим же предметам для классов с ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС. А также мною была разработана программа внеурочной деятельности по курсу театрального искусства, так как являюсь руководителем данной театральной студии «Дебют».
Основная задача нашей школы – обеспечение адаптивной образовательной среды, создание и организация системы социальной, педагогической, психологической, правовой поддержки школьников.
Учитывая контингент обучающихся школы, в классах детей с ОВЗ, работаю над проблемой повышения мотивации к обучению данной категории. Провожу диагностику предметных и личностных особенностей обучающихся. Затем, через наблюдения, беседы с психологом школы, выявляю уровень развития ребенка, его мотивацию. Это помогает мне выявить зону актуального и ближнего развития обучающихся, с целью развития умения детей обобщать, делать выводы, решать вопросы в измененной ситуации, а также формировать и развивать их творческие способности.
Творческий подход в обучении школьников и применение современных образовательных технологий позволяет детям участвовать в конкурсах различного уровня.
В своей деятельности использую различные формы работы: индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие), самостоятельную, работа с учебником и тестирование. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать обучающихся на добывание знаний.
В зависимости от задач, решаемых на уроке, использую разные типы уроков. Так, уроки - конкурсы - с использованием игровых и соревновательных ситуаций, основаны на групповой деятельности обучающихся. Эти уроки могут быть разными по содержанию, структуре, форме организации. Но ценность их в том, что воспитывается чувство ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом. Эффективность таких уроков в том, что обучение становится для детей интересным, поглощает мысли, чувства, всем хочется, чтобы у них были хорошие результаты. Создается ситуация успеха для обучающихся с разными способностями и возможностями.
Обобщающие уроки - это уроки соревнования, включающие различные задания по всем разделам программы. Форма урока необычная, творческая.
Практикую уроки-лекции, которые позволяют развивать внимание обучающихся, выделять главное. Использование в образовательной деятельности современных информационных технологий позволяет не только сделать уроки более наглядным и увлекательным, но и формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями. Применение ИКТ значительно повышает возможности коррекции развития детей с ОВЗ. Использование на уроках ИКТ технологий проходит по следующим направлениям:
• Презентации PowerPoint;
• Развивающие и обучающие компьютерные игры;
• Образовательная платформа «Российская электронная школа» и интернет-сервисы;
• Видеосюжеты.
Обобщаю опыт своей работы:
Участвовала в проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Искусство».
Ежегодно участвую с обучающимися в школьном конкурсе Ярмарка проектов
В своей работе использую различные современные образовательные технологии.
Для повышения качества обучения, для обеспечения высокой мотивации обучающихся к изучению предметов эстетического цикла использую современные образовательные технологии, как в учебной, так и во внеурочной деятельности:
- технологию модульно-редуктивного обучения;
- технологию развития критического мышления;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектно - исследовательские технологии;
- игровые технологии;
- личностно - ориентированное обучение;
-здоровьесберегающие технологии.
- групповая и парная работа.
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках использую нетрадиционные уроки, которые отличаются от традиционных необычной структурой, содержанием, приёмами педагогической техники. В нетрадиционных уроках представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные приёмы коллективной и групповой работы. Это урок-викторина, урок-экскурсия, интегрированный урок, урок-игра, урок-КВН и т. д.
На своих уроках также применяю различные образовательные технологии:
Технология модульно-редуктивного обучения позволяет совершенствовать учебную деятельность учащихся, так как в основу модульно-редуктивной технологии обучения заложен ряд приёмов педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность учащихся. Наиболее эффективными считаю: технику обратной связи, технологию целеполагания, технологию интерактивного обучения. Применение данной технологии позволяет проводить уроки при активной деятельности учащихся.
Технология развития критического мышления через чтение и решения ребусов и кроссвордов. Данная технология позволяет активно вовлечь в процесс обучения всех учащихся без исключения. В ходе обсуждения удаётся успешно решать образовательные задачи, а именно: рассматривать сложные понятия, развивать умение выделять главное в изучаемом материале, структурировать, объяснять материал, формулировать вопросы, и что немало важно, данная технология позволяет учащимся испытать чувство удовлетворения от работы.
Игровые технологии активно применяю во внеклассной работе, при проведении предметных недель, внеклассных мероприятий, классных часов, при обобщении материала, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и к предмету.
Технологии здоровьесбережения и ИКТ являются неотъемлемой частью организации урока.
Информационно-коммуникационные технологии. У обучающихся начальных классов наиболее развито наглядно-образное мышление. Это значит, что для демонстрации учебного материала должны использоваться яркие картинки. Красочное, доступное изложение материала способствует быстрому запоминанию и лучшему усвоению. Использование ИКТ, безусловно, активизирует познавательную деятельность учащихся; повышает мотивацию и поддерживает устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме; позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация). Практика показывает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести уже в младшем школьном возрасте. Я использую ИКТ на различных этапах урока (знакомство с новым материалом, закрепление, обобщение); при проведении классных часов и родительских собраний. При выполнении домашнего задания сами учащиеся используют ИКТ, учатся находить нужную информацию в Интернете, грамотно и эстетично представлять ее.
Еще один способ применения ИКТ для создания речевых ситуаций – это виртуальная экскурсия. Не выходя из класса, у нас появляется возможность посетить удивительные места нашей планеты, побывать на разнообразных праздниках всего мира, а учащиеся среднего звена также могут, благодаря ИКТ, путешествовать во времени. Такая форма даёт возможность развивать коммуникативные навыки в говорении и аудировании одновременно. Кроме этого, можно практиковать не только монологическую речь (выступление гида), но и диалогическую (остальные ребята активно задают вопросы), а чтобы ответить на эти вопросы, надо их услышать и понять. Виртуальная экскурсия носит не только образовательный, но и развивающий и воспитательный характер.
Коллективное обучение, в основе которого лежит собственноручно выстраиваемая учениками учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность по добыванию знаний (учащиеся сами выбирают себе варианты заданий).
В начале изучения темы концентрирую материал в опорные конспекты. В результате такой подачи учебного материала остается резерв времени, позволяющий уделить больше внимания практической работе и проектной деятельности.
Проектная деятельность позволяет сочетать индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; стимулирует самостоятельный поиск обучающимися нужной информации в разных источниках; формирует информационную компетенцию; учит выделять главное и второстепенное, логически выстраивать информацию; требует развития творческой фантазии.
При организации творческой или проектной деятельности обучающихся очень важно акцентировать их внимание на цель и задачи проекта.
Проектная деятельность подразумевает использование технологии проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей.
Проектная деятельность позволяет осуществлять компетентностный подход в обучении. На каждом этапе проекта формируются различные компетенции.
Основные этапы работы над проектом.
1.Формулировка проблемы. Постановка цели: выбор темы проектного задания с учетом его практической значимости, выявление проблемы, формулировка задач, требующая интегрированного знания.
2. Сбор и анализ информации. Познание национальной и общечеловеческой культуры. Получение знаний непосредственно из реальности. Умение искать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников, преобразовывать, сохранять и передавать её. Владение способами взаимодействия с окружающими людьми; формирование навыков работы в группе, коллективе. Учитель на этой стадии консультирует, оказывает помощь, делится опытом, корректирует работу, ориентирует в возможных средствах информации.
3. Защита проекта. Обучающиеся осуществляют презентацию проекта по составленному и согласованному плану. Результатом является конечный продукт, который может быть использован в дальнейшей работе и языковые компетенции обучающихся.
4. Оценка проекта. На стадии оценки проекта и его презентации мы обсуждаем, оцениваем качество проекта и его презентацию.
В итоге выставляется коллегиальная оценка.
Творческие способности личности состоят из трех компонентов:
1. Интеллектуально-логические.
2. Интеллектуально-эвристические.
3. Коммуникативно-творческие.
Поэтому, перед включением обучающихся в проектную деятельность провожу оценку их творческих способностей. Анализируя работы обучающихся, можно сделать вывод: дети с ОВЗ имеют низкий объём знаний окружающей действительности, поэтому темы проектов для детей данной категории подбираю, с учётом их индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход способствует освоению общеобразовательной программы. Также совместно с психологом школы провожу тестирование обучающихся, которое позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения. По результатам тестирования можно сказать, что все обучающиеся имеют хороший творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески проявить себя, если для этого создать необходимые условия.
При выборе тем проектов осуществляю дифференцированный подход по степени сложности для разных обучающихся или групп обучающихся на одном и том же этапе обучения. Создаю условия для обучающихся работать в своем индивидуальном темпе, обусловленном психофизиологическими особенностями школьника и его подготовкой.
Мы живем в эпоху перемен, начало XXI века характеризуется компьютеризацией всех отраслей современного общества. Особый интерес представляет использование возможностей Интернет в ходе реализации проектов. Несомненным достоинством Интернет является возможность доступа к отдалённым источникам информации, интерактивность, поиск с использованием поисковых систем (Google, Яндекс и др.) и на специализированных тематических ресурса. Я считаю, что применение информационно-коммуникативных технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности российской системы образования.
Применяя ИКТ на уроках технологии, происходит мобилизация зрительного восприятия детей, развиваются наглядно-образное мышление, внимание, память, создаётся положительная мотивация.
Одной из основных составляющих в Национальной образовательной стратегии является здоровье школьников, поэтому на своих уроках использую здоровье сберегающие образовательные технологии: дозировка учебной нагрузки с учётом индивидуальных особенностей; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности:
- соблюдение гигиенических требований;
- знание правил техники безопасности;
- профилактика травматизма;
- физкультминутки.
Бутакова И.А.
учитель музыки