Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка | Успенский Иван Юрьевич. Работа №313173

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель   написания автореферата :  Ознакомление   с разработками   новых,  более  интересных   инновационных  методов  обучения.

    

     I.   Автореферат  включает   в себя   следующие этапы:

Введение

                               I.            1.1  Понятие  «технология»

1.2 Инновации в преподавании русского языка

      1.3. Блочно-модульное обучение

       1.4  Интерактивные методы обучения

1.5 . Мультимедиа технологии

                            II.            Практическая часть: технологическая карта, конспект урока

         Заключение

         Библиография

В современной дидактике, во многих методических работах встречается термин образовательная технология . В практике встречаются такие термины, как блочное обучение, интерактивное обучение, новые педагогические, инновационные учебные технологии. Однако понятие «образовательная технология » еще уточняется, термин употребляется в достаточно широком контексте.

Современные  образовательные технологии - совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающих решение учениками в результате самостоятельных действий образовательной задачи. Таким образом, в основе образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты (образовательный результат), способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роль в образовательном процессе.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что тема работы  актуальна.

Объект исследования: учебный процесс по русскому языку.

Предмет исследования: современные образовательные технологии на уроках  русского языка.

Цель работы: исследование инноваций в преподавании русского языка, их влияние на качество обучения.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

–        изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;

–        рассмотреть современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении;

–        проанализировать новые образовательные технологии (блочное обучение, интерактивное обучение, мультимедиа технологии);

–        в практической части работы разработать технологическую карту и конспект урока по теме «Настоящее  время глагола».

В ходе выполнения курсовой работы были применены следующие методы исследования:

–        анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

–        описательный метод;

–        изучение передового опыта по проблеме исследования.

Практическая значимость заключается в следующем: методика русского языка как наука имеет свой предмет, свои задачи, свою теорию и практическую сферу, она занимает определенное место в ряду наук и имеет отчетливые связи с другими науками, она имеет свою систему методов исследования, свои принципы; формируясь как наука, она прошла сложный путь развития и в настоящее время решает свои задачи - как «внутренние», связанные с укреплением своих научных позиций, так и «внешние» - обслуживание школы практическими рекомендациями и материалами.

Изученные нами в данном автореферате   современные образовательные  технологии  и  учебная литература  помогут мне в работе учителя организовать полноценное обучение русскому языку с применением новых образовательных технологий.

Автореферат  состоит из введения, 2-х глав,  списка литературы и приложения к уроку.

В первой главе автореферата  подробно изложен теоретический материал по понятию «образовательная технология».

Вторая глава посвящена описанию использования инновационных методов обучения русскому языку. Особое внимание уделено использованию информационно-коммуникативных технологий обучения и возможностям использования их в школе.

Во второй главе  приводится пример технологической карты,  конспект урока и мультимедийная учебная презентация по теме «Настоящее  время глагола».

В заключении изложены основные выводы по данной теме.

 

МИНИСТЕРСТВО ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №168 ЧИЛАНЗАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ТАШКЕНТА

Автореферат

на тему

Современные образовательные технологии на уроках русского языка

Учитель русского языка и литературы

Успенский Иван Юрьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ташкент 2023 г.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА»

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. Теоретическая и практическая значимость исследования………7-8 стр.

I 1.1 Понятие «технология»…………………………………………. . .… 8 стр.

1.2 Современные образовательные технологии на уроках русского языка……………………………………………………………………………………….8-20 стр.

1.3 Блочно-модульное обучение…………………………………….9-20-10 стр.

1.4 Интерактивные методы обучения……………………………….10-20 стр.

1.5 Мультимедиа технологии…………………………………………16-20 стр.

II Практическая часть: технологическая карта, конспект урока на тему: “Настоящее время глагола”………………………………………………………………..20-27 стр.

Заключение Обобщающие сведения о новых педагогических технологиях в преподавании русского языка………………………………………………………..27 стр.

Библиография…………………………………………………………………….28 стр.

Приложение………………………………………………………………………..29 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к автореферату ( монографии)

Учителя русского языка и литературы

Успенского И.Ю.

Тема автореферата: “ Современные образовательные технологии на уроках русского языка. Технологическая карта урока по теме: «Настоящее время глагола»

Цель написания автореферата : Ознакомление с разработками новых, более интересных инновационных методов обучения.

I. Автореферат включает в себя следующие этапы:

Введение

1.1 Понятие «технология

»

1.2 Инновации в преподавании русского языка

1.3. Блочно-модульное обучение

1.4 Интерактивные методы обучения

1.5 . Мультимедиа технологии

Практическая часть: технологическая карта, конспект урока

Заключение

Библиография

В современной дидактике, во многих методических работах встречается термин образовательная технология . В практике встречаются такие термины, как блочное обучение, интерактивное обучение, новые педагогические, инновационные учебные технологии. Однако понятие «образовательная технология » еще уточняется, термин употребляется в достаточно широком контексте.

Современные образовательные технологии - совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающих решение учениками в результате самостоятельных действий образовательной задачи. Таким образом, в основе образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты (образовательный результат), способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роль в образовательном процессе.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что тема работы актуальна.

Объект исследования: учебный процесс по русскому языку.

Предмет исследования: современные образовательные технологии на уроках русского языка.

Цель работы: исследование инноваций в преподавании русского языка, их влияние на качество обучения.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;

рассмотреть современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении;

проанализировать

н

овые образовательные технологии (блочное обучение, интерактивное обучение, мультимедиа технологии);

в практической части работы разработать технологическую карту и конспект урока по теме «Настоящее время глагола».

В ходе выполнения курсовой работы были применены следующие методы исследования:

анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме

исследования;

описательный метод;

изучение передового опыта по проблеме исследования.

Практическая значимость заключается в следующем: методика русского языка как наука имеет свой предмет, свои задачи, свою теорию и практическую сферу, она занимает определенное место в ряду наук и имеет отчетливые связи с другими науками, она имеет свою систему методов исследования, свои принципы; формируясь как наука, она прошла сложный путь развития и в настоящее время решает свои задачи - как «внутренние», связанные с укреплением своих научных позиций, так и «внешние» - обслуживание школы практическими рекомендациями и материалами.

Изученные нами в данном автореферате современные образовательные технологии и учебная литература помогут мне в работе учителя организовать полноценное обучение русскому языку с применением новых образовательных технологий.

Автореферат состоит из введения, 2-х глав, списка литературы и приложения к уроку.

В первой главе автореферата подробно изложен теоретический материал по понятию «образовательная технология».

Вторая глава посвящена описанию использования инновационных методов обучения русскому языку. Особое внимание уделено использованию информационно-коммуникативных технологий обучения и возможностям использования их в школе.

Во второй главе приводится пример технологической карты, конспект урока и мультимедийная учебная презентация по теме «Настоящее время глагола».

В заключении изложены основные выводы по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия на автореферат

учителя русского языка и литературы Успенского И.Ю.

 

Автореферат Успенского И.Ю. посвящён современным образовательным технологиям на уроках русского языка. Технологической карте урока по теме: «Настоящее время глагола» адресован учителям русского языка и литературы общеобразовательных школ.

Актуальность темы в том, что она отвечает главным требованиям процесса

обучения - не только дать знания учащимся, но и прививать любовь к учёбе, стремление к самосовершенствованию, пробудить личностный мотив.

Цель: исследование инноваций в преподавании русского языка, их влияние на качество обучения.

Задачи:

изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;

рассмотреть современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении;

проанализировать

н

овые образовательные технологии (блочное обучение, интерактивное обучение, мультимедиа технологии);

в практической части работы разработать технологическую карту и конспект урока по теме «Настоящее время глагола».

Особое внимание в содержании курсовой работы уделяется форме обучения, где создаются все необходимые условия для общего развития ребёнка. Рассматривается процесс, в результате которого происходит воспитание ученика, способного размышлять,

учиться, самосовершенствоваться.

Работа состоит из вступления, теоретической и практической части, библиографии. Во вступительной части даётся понятие о термине «технология». В теоретической части работы – технологии инновационного обучения, его целесообразность, этапы и перспективы, структура определяется логикой исследования и поставленными задачами.

Содержание работы соответствует теме. Новизна работы в том, что даны практические рекомендации использования инновационного подхода в обучении.

Авторская позиция состоит в активном использовании предложенных разработок, в соответствии с научными и методическими требованиями к современному преподаванию предмета.

Язык изложения прост. Теоретическая часть охватывает весь материал, раскрывающий идейно-тематическую структуру работы. В ней обоснован выбор исследования педагогических образовательных технологий на уроках русского языка.

Объект исследования: учебный процесс по русскому языку.

Предмет исследования: современные образовательные технологии на уроках русского языка.

В практической части даётся материал, в котором показывается применение теоретических исследований в общеобразовательных школах. Методом исследования является работа с книгами, с раздаточным материалом. К разработке урока прилагается технологическая карта, дидактический материал, план-конспект урока, мультимедийная учебная презентация, .

Проведённое исследование не является исчерпывающим. В целом работа имеет

теоретическую и практическую значимость. Представляет интерес для дальнейших

исследований в данной сфере.

Считаем, тема автореферата Успенского И.Ю. « Современные образовательные технологии на уроках русского языка. Технологическая карта урока по теме: «Настоящее время глагола» выполнена на должном уровне.

Рецензенты: 1) Куранбаев Фозилбек Султаназарович-заместитель директора по духовно-просветительской работе средней общеобразовательной школы №168 Чиланзарского района города Ташкента

2) Юлдашев Ринат Шамильевич- учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №168 Чиланзарского района города Ташкента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из главных задач обучения русскому языку состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к речевому самосовершенствованию.

В связи с этим в современной методике уточняются цели обучения, изменяется содержание и структура образования. Соответственно этому совершенствуются формы обучения, уточняются методы и приемы обучения.

Кроме того, разрабатываются технологии, которые ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативных умений, формирование социально значимых умений.

В современной дидактике, во многих методических работах встречается термин современная образовательная технология . В практике встречаются такие термины, как блочное обучение, интерактивное обучение, новые педагогические, инновационные учебные технологии. Однако понятие «инновация» еще уточняется, термин употребляется в достаточно широком контексте.

Новые образовательные технологии - совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающих решение учениками в результате самостоятельных действий образовательной задачи. Таким образом, в основе образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты (образовательный результат), способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роль в образовательном процессе.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что тема работы - «Современные образовательные технологии на уроках русского языка» - актуальна.

Объект исследования: учебный процесс по русскому языку.

Предмет исследования: инновации в преподавании русского языка.

Цель работы: исследование инноваций в преподавании русского языка, их влияние на качество обучения.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме;

рассмотреть современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении;

проанализировать

н

овые образовательные технологии

(блочное обучение, интерактивное о

бучение, мультимедиа технологии

);

в практической части работы разработать

технологическую карту и

кон

спект урока по теме «Будущее время глагола

».

В ходе выполнения курсовой работы были применены следующие методы исследования:

анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

описательный метод;

изучение передового опыта по проблеме исследования.

Практическая значимость заключается в следующем: методика русского языка как наука имеет свой предмет, свои задачи, свою теорию и практическую сферу, она занимает определенное место в ряду наук и имеет отчетливые связи с другими науками, она имеет свою систему методов исследования, свои принципы; формируясь как наука, она прошла сложный путь развития и в настоящее время решает свои задачи - как «внутренние», связанные с укреплением своих научных позиций, так и «внешние» - обслуживание школы практическими рекомендациями и материалами.

Изученные нами в данной курсовой работе инновационные технологии и учебная литература помогут мне в работе учителя организовать полноценное обучение русскому языку с применением новых образовательных технологий.

IсПонятие «технология »

1.1 Процесс, способ, метод характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Технологии сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И.Ожегова дает следующее определение технологии : способ, процесс –впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие «технология » в переводе с латинского языка означает процесс создания чего-либо». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Педагогические современные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 7 0-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Новейшие технологии в преподавании русского языка

1.2. Блочно-модульное обучение

Современные педагогические технологии подразделяются на несколько технологий, одной из них является блочно-модульное обучение. Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и произвести самооценку.

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно-ориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт непростая жизнь, где всё надо уметь делать самому.

Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

гарантированное

достижения результатов обучения;

возможность работы в парах, в группах;

возможность общения с товарищами;

возможность выбора уровня обучения;

возможность работы в индивидуальном темпе;

раннее предъявление конечных результатов обучения;

«мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

Проектирование учебной деятельности - характерный признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

Модульный урок имеет свои особенности:

каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;

целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса.

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.

Выделить главные основополагающие идеи.

Сформулировать для учащихся интегрирующую цель

,

где

указывается,

что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...

Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.

Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...

Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).

Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.

Алгоритм составления модульного урока:

Определение места модульного урока в теме.

Формулировка темы урока.

Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

Подбор необходимого фактического материала.

Отбор методов и форм преподавания и контроля.

Определение способов учебной деятельности учащихся.

Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

1. Составление модуля данного урока.

2. Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося.

Модульные программы — это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.

Отбор содержания.

Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения:

 

1. определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль);

 

2. блок информации (теоретический материал темы);

 

отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы);

 

3. контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).

Написание модульной программы (желательно печатный материал).

Распечатка модульных программ для каждого ученика.

Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля над качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, учебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. Т.е., прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.

Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в начальной школе нет смысла использовать эту форму работы. Кроме этого, важно чтобы учитель хорошо изучил теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.

Значение модульной технологии

На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект — субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.

Данная технология — стимул для повышения профессионального мастерства учителя.

Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении.

Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень

обученности

учащихся

Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии

Недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий.

Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков.

Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.

Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности.

 

1.2 Интерактивные методы обучения

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interаct». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, чтобы дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и преподавателем, между самими учениками.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

пробуждение у

обучающихся

интереса;

эффективное усвоение учебного материала;

самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

установле

ние воздействия между учениками

, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

формирование у

обучающихся

мнения и отношения;

формирование жизненных и профессиональных навыков;

выход на уровень ос

ознанной компетентности ученика

.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

Круглый стол (дискуссия, дебаты)

Мозговой штурм

(

брейнсторм

, мозговая атака)

Деловые и ролевые игры

C

ase-study

(анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

Мастер класс

Ниже рассмотрены ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения учеников. Кроме того, преподаватель может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению учащихся. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

занят

ие – не лекция, а общая работа

в

се участники равны

каждый участник имеет право на собстве

нное мнение по любому вопросу

нет места прямой критике личности (подвергнут

ься критике может только идея)

все сказанное на занятии – не руководство к действ

ию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий (педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

возраст участников, их интересы, будущая специальность.

временные рамки проведения занятия.

проводились ли занятия по этой т

еме в данном классе

ранее.

з

аинтересованность класса

в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

должна быть четко определена цель занятия.

подготовлены раздаточные материалы.

обеспечено техническое оборудование.

обозначены участники.

определены основные вопросы, их последовательность.

подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

уточнение проблем, которые предстоит решить.

обозначение перспективы реализации полученных знаний.

определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

программа занятия.

раздаточные материалы должны

быть адаптированы к

ауд

итории

.

материал должен быть структурирован.

использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у обучающихся установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

 

Примерные правила работы в группе:

быть активным.

уважать мнение участников.

быть доброжелательным.

быть пунктуальным, ответственным.

не перебивать.

быть открытым для взаимодействия.

быть заинтересованным.

стремит

ь

ся найти истину.

придерживаться регламента.

быть креативным

.

уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

что произвело на вас наибольшее впечатление?

что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

как вы оцениваете свои действия и действия группы?

если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Интерактивные технологии

1. Технология «Незаконченное предложение»

(Я благодарен своей Родине (семье, школе) потому ..., желаю ей ....

2. Технология «Микрофон»

Задача: задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня еще не звучал.

Дети берут микрофон и спрашивают

Чаще используя те вопросы, которые слышали на предыдущих уроках.

Учитель задает вопрос - ученики отвечают.

3. Технология «Дерево решений»

Проблема «Простая и составная формы глагола будущего времени», решение- вид глагола, форма и т.д..

4. Игра «Реклама на телеканале»

Работа в группах. Каждая группа выбирает карту, где указана тема рекламы.

Мы - пешеходы. Моя Родина. Моя семья. Моя школа.

5. Игра «Ключевой момент».

Тест-проверка знаний (тестирование)

6. Технология «Работа в группах»

Игра «Исследователи»:

Исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «калина» и т. п.

7. Технология «Мозговой штурм» - доказать, объяснить

Мозговой штурм – это прекрасный метод для использования опыта учащихся с целью решения проблем и разработки идей. Мозговой штурм срабатывает лучше в группах по 5 -7 человек.

Основные пункты

Четко определите проблему или тему для мозгового штурма. Работайте в кругу.

Выберите лидера, который ведет обсуждение и поощряет появление новых идей. Он должен поощрять количество, а не качество идей.

Правила мозгового штурма:

1. Никакой критики!

2. Заимствования других идей является нормальным явлением.

3. Желательно-большое количество идей.

4. Оценка приходит позже.

Чтобы усовершенствовать качество идей, предоставьте время детям, чтобы они написали свои идеи сначала индивидуально.

 

1.3 Мультимедиа технологии

Мультимедиа (multimedia) ─ это «современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию)». Мультимедиа ─ это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека: компьютерном тренинге, бизнесе и других сферах профессиональной деятельности. Одну из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования. Согласно наиболее распространенному определению мультимедиа (мультимедиа средства) представляет собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео - и аудио-фрагментов и т. п.

Таким образом, упрощенно под мультимедиа можно понимать комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т. д.).

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
     За счет этого, большинство педагогов могут использовать мультимедиа как основу своей деятельности по информатизации образования.
     Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающую систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
     Рассмотрим более подробно перечисленные выше свойства мультимедиа, превращающие эту технологию в полноценный компонент информатизации образования.
     Интерактивность средств информатизации образования означает, что пользователям, как правило, школьникам и учителям, предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования.
     Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.
     Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:

изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

видео, сложные видеоэффекты;

анимации и анимационное имитирование.

Целесообразность применения мультимедиа в образовании можно проиллюстрировать многими примерами.
     Пример. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения.

Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео, и т.д.
     Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному - школьник сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.
     Работая с мультимедиа-средствами, ученики могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.
     Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между школьниками, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса в школе.
     Мультимедиа способствует:
     1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
     2. Повышению мотивации школьников к учению;
     3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
     4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет за собой формирование более глубокого понимания изучаемого материала.
     Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в общем среднем образовании можно отнести:

одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно;

визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;

возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией школьников.

Средства мультимедиа могут быть использованы для улучшения процесса обучения, как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей школьного обучения.
     На эффективность системы общего среднего образования в значительной степени влияет также среда, в которой протекает учебный процесс. В это понятие входит структура учебного процесса, его условия и доступность (общество, библиотеки, центры мультимедийных ресурсов, компьютерные лаборатории и т.п.).
     В таких условиях мультимедиа-средства информатизации образования могут быть использованы как одна из многочисленных возможных сред обучения. Такая среда применима в многочисленных образовательных проектах, в которых школьники размышляют об изучаемой предметной области, участвуют в диалоге со своими сверстниками и учителями, обсуждая ход и результаты обучения в школе.
     На сегодняшний день информационные и, в частности, мультимедиа технологии в большей или меньшей степени применяются в учебной и организационно-педагогической деятельности практически всех средних учебных заведений. Работа школьников в компьютерных и Интернет-классах как при изучении информатики, так и на занятиях по другим предметам, планирование учебных занятий с помощью компьютера или электронное компьютерное тестирование знаний школьников и абитуриентов стали повсеместными.
     Учителя школ разрабатывают и активно используют электронные учебные средства, пособия, компьютерные задачники, практикумы, лабораторные работы, педагогические программные средства. В электронную форму переведены большинство используемых научных и методических разработок. Дальнейшее развитие получают новые формы образовательной деятельности, основанные на преимуществах новейших мультимедиа технологий, к числу которых, в первую очередь, относится дистанционное образование.
     Использование компьютерных мультимедиа технологий в учебном процессе поднимает его на качественно новый уровень, положительно влияет на мотивацию школьников к учебной деятельности, повышает уровень их состоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач.
     Существенный всплеск внедрения мультимедиа технологий в общее среднее образование произошел в связи с введением Единого государственного экзамена. Тестирование и другие методы измерения уровня знаний, умений и навыков школьников порождают комплекс информационных процессов, в автоматизации которых в вузах все чаще используются компьютерная техника и мультимедиа технологии.
     Функционирование научно-исследовательской сферы в системе образования порождает целое направление для внедрения мультимедиа-средств. Однако следует учитывать и то обстоятельство, что специфика информатизации научных исследований не позволяет применять к построению и использованию мультимедиа-ресурсов, задействованных в научных исследованиях, те же методы и подходы, которые применяются в информатизации других сфер образовательной деятельности.
     Наряду с основной для любой школы учебной деятельностью возможна информатизация и различных внеурочных мероприятий, которые всегда сопровождают обучение школьников и играют огромную роль в воспитании молодежи, выработке у детей стремления работать в коллективе, расширении "информационного багажа" будущих выпускников школ. К сожалению, данная область образовательной деятельности до сих пор остается не достаточно компьютеризированной, а исследований в области информатизации внеурочной деятельности школьников практически не существует.
     Обширной сферой применения мультимедиа технологий в современной школе является организационно-управленческая деятельность. В ее автоматизации используются многие средства, так или иначе, основанные на мультимедиа. Ученые-педагоги предпринимают различные попытки интегрировать специфические аспекты учебного процесса, методику обучения с технологиями управления школой.

II. Практическая часть: технологическая карта, конспект урока

Технологическая карта.

Тема:

Настоящее время глагола

Цель:

Образовательная:

Дать понятие о настоящем времени глагола Провести вопросно-ответную беседу по изучаемой проблеме

 

Развивающая:

Научить отличать одну временную форму глагола от другой. Выполнить ряд практических упражнений и заданий, основываясь на изучении данной темы.

 

Воспитательная:

Воспитание учащихся в духе высокообразованной и гармонично-развитой личности

Задачи:

Организовать

пространство поиска, диалога, творчества

 

Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками

 

Организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса

 

Дать

учащимся

возможность оценить свою деятельность на уроке.

 

С

оздать условия

для нахождения

в предложениях глаголов

настоящего

времени

, образования простой и сложной формы

будущего

, настоящего и прошедшего

времени.

Содержание учебного процесса.

Образование будущего, настоящего и прошедшего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида, употребление глаголов

Технология и организация учебного процесса.

Ключевые компетенции

Метод:

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, поисковый, творческий

 

 

Частично-поисковый

 

Приёмы:

 

 

 

Вопросно-ответная беседа, кластер, «Найди лишнее», работа по таблице, работа на образование форм настоящего времени и вида глаголов, работа с текстом, «логическая пятиминутка», словарная работа, работа в парах.

 

Компетенции

Лингвистическая (коммуникативная) компетенция - А2+ Способствует развитию речевых навыков у учащихся. Формирует определённые языковые нормы.

 

 

Форма:

Коллективная

 

 

Индивидуальная

 

Средства

Мультимедийная учебная презентация

 

Контроль:

Тестовое задание, диктант с грамматическим заданием

 

Оценка:

1-5 баллов

Ожидаемый результат

Учитель:

Ученик:

 

Правильно построен урок

Усвоение темы урока

 

Реализованы цели урока

Появление навыков находить глаголы настоящего времени

Перспектива

Учитель:

Ученик:

 

Содействовать грамотному выражению мыслей

Приготовление реферата по теме

 

Переработка недостатков урока

Составление тестов и выполнение упражнений по теме урока

 

Тема: Настоящее время глагола.

Цели:

Образовательная:

Дать понятие о настоящем времени глагола. Провести вопросно-ответную беседу по изучаемой проблеме.

Развивающая:

Научить отличать одну временную форму глагола от другой. Выполнить ряд практических упражнений и заданий, основываясь на изучении данной темы.

Воспитательная:

Воспитание интереса к предмету через познавательный материал.

 

Оборудование: мультимедийная учебная презентация, учебник, тетрадь, таблица, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока:

I)Организационный момент.

II) Проверка домашнего задания.( Выборочно несколько тетрадей с домашним упражнением).

Задание №1. Ответьте на вопросы

Какая часть речи называется глаголом?

Перечислите морфологические признаки глагола.

Что такое инфинитив?

Что вы знаете о правописании НЕ с глаголами?

Какие глаголы называются возвратными?

III) Объяснение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

- Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? Поставьте перед собою цель. (Высказывания детей)

- Продолжим изучать глагол, находить его в предложении, определять его вид и употреблять в устной и письменной речи. От вас требуется предельное внимание, активная работа на уроке и, конечно же, знания.   

2. Работа по материалу для наблюдений.

Задание№2. Спишите пословицу. Выполните задания к ней, приведённые ниже. (Земля освещается солнцем, а человек знаниями).

Соберите пословицу. Как вы её понимаете?

Вот под этим девизом мы и будем сегодня работать.

Какие орфограммы встретились в этой пословице?

Что еще изображено на слайде? ( Солнце).

Солнце согревает землю, а сегодня оно поможет нам. Посмотрите, на доске у меня тоже солнце, что вы можете о нём сказать? (задумчивое, серьёзное, нет лучиков).

Нам нужно вернуть лучики солнцу, чтобы на уроке у нас было спокойно, тепло, уютно, комфортно.

Задания на лучиках солнца.

Работа в парах.

Задание №3. Выполните работу по карточкам

1-ая часть. У вас на партах лежат карточки. На них записаны вопросы, вам нужно обсудить их, выбрать правильный ответ в скобках и подчеркнуть его.

1. « Найдите лишнее слово» ( линейка, гвоздь, карандаш, цветок, улыбка, чисто).

2. Выберите вопрос, который указывает на действие предмета

( Какой? Что? Где? Что делает? Как?)

3. Укажите часть речи, которая отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

( существительное, глагол, прилагательное, предлог, наречие, местоимение ).

4. Подчеркните, как называется изменение глаголов по лицам и числам?

(склонение, строение, спряжение, обозначение).

5. Каким членом предложения бывает глагол чаще всего в предложении?

(второстепенным членом предложения, подлежащее, сказуемое)

На доске эти слова напечатаны на карточках, открывая их, проверяем. Лучики возвращаем солнцу (кластер). (Вешаю два пустых лучика, пока учащиеся пишут)

Посмотрите внимательнее на эти слова и выберите среди них главное слово. (Глагол). Почему так считаете?

2-ая часть. О каких глаголах вы говорили на предыдущих уроках? (Глаголы прошедшего времени)

 Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)

(Время – это форма глагола, выражающая отношение действия к моменту речи

Н.вр.- происходит в момент речи, ПР.вр. – до момента речи, Б.вр.- после момента речи.)

Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени обозначают действие , которое уже совершилось в прошлом , изменяются по лицам и числам)

Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам?(Окончание)

Как называется изменение глаголов по лицам и числам? ( Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением)

Задание №4 Проспрягайте глагол свистеть в настоящем времени Изменяют вслух, выделяют окончания.

( Ученики у доски спрягают глагол свистеть в настоящем времени). Изменяют вслух, выделяют окончания. Кто сможет проспрягать у доски этот глагол ? ( Начинает спрягать ученица 6 Э класса школы №182 Миррахимова Малика

В тетрадях, 1 у доски

Я свищу

Ты свистишь

Он свистит

Мы свистим

Вы свистите

Они свистят

Выделите окончания.

Хорошо, но этим вы занимались на предыдущих уроках.

А теперь, нам нужно более точно сформулировать тему нашего урока.

- Задание №5. Определите время и вид данных ниже глаголов. Чётко сформулируйте тему урока. Ответьте на вопрос.

На доске даны слова:

Летит, пишет, смеётся, рисует

Что общего у этих слов? (глаголы, настоящее время, 3 лицо, ед. число)

Назовите тему урока.

Настоящее время глагола

На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? (Что делает? Что делают? Что делаю? Что делаешь? и т.д.)

Выводы.

Чтение орфограммы.

IV) Закрепление:

«Логическая пятиминутка»

Задание №6 Подберите глаголы, которые образованы от названий животных и объясните их значение.

 

Глаголы

Значение

Петух

петушится

Задирается

Собака

собачится

Ругается

Морж

моржует

Закаляется

Рыба

рыбачит

Ловит рыбу

Ишак

ишачит

работает

Обезьяна

Обезьянничает

кривляется

 

Задание №7 Поставьте глагол РЫБАЧИТЬ в форму настоящего времени, 1 лица, ед. числа. РЫБАЧУ . Составьте с ним предложение.

Рыбачить-рыбачу ( 1 лицо, единственное число, им.падеж). Я рыбачу на озере за городом.

Задание №8 Поставьте глагол рыбачить в форму будущего простого времени, 1 лица, мн. числа ПОРЫБАЧИМ. Составьте предложение.

Мы с отцом завтра порыбачим на озере.

Задание№9 Вставьте пропущенные буквы. Найдите глаголы настоящего времени. Подчеркните их как члены предложения.

…Вспомнив о дне рождения, Славик немного приободрился. Ждать осталось немного. Проспит три ночи.. – и на него наденут новенькую, твёрдую матроску с якорем, новенькие туфельки…Гости станут дарить Славику заводные игрушки, краски на картонной палитре, переводные картинки. (С.Антонов)

Словарная работа:

Палитра-1.Небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски.2. Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. 3. Совокупность выразительных средств художника.

Задание№10 Рассмотрите таблицу. Чем различаются формы настоящего и прошедшего времени глаголов совершенного и несовершенного вида? Продолжите примеры (устно).

Несовершенный вид

что делаю? Что делаешь? и т.д.

Совершенный вид что сделал ?

читаю

прочитал

Изучаю

изучил

Переписываю

переписал

строищь

построил

Задание: Образуйте форму настоящего времени. Укажите вид глаголов.

Строить-строит( несов.) ,варить-варит ( несов.) , говорить- говорит( несов.) , ловить- ловит( несов) , класть- кладёт , ответить-отвечает( несов.) , запереть-запирает, растереть-растирает( несов), залезу-залезает(несов.) смотреть-смотрю-смотрит-смотришь-смотрят (несов).

Обозначьте орфограммы.

Задание№11 . Образуйте форму настоящего времени. Укажите вид глаголов. Обозначьте орфограммы.

Сжечь-сжигаю, положить( не имеют форму), убедить-убеждаю, участвовать-учавствую, победить-побеждаю, позвонить(не имеют форму) , предложить-предлагаю.

Проверим, насколько хорошо вы знаете глагол.

 

 

Задание№12 ( на самопроверку). Ответьте на тестовые вопросы.

Тест

Глагол –

часть речи, которая обозначает

Предмет

Действие предмета

Признак предмета

Признак признака

В каком случае НЕ пишется слитно?

(Не) мог

(не)

доумевал

(не

идел

(не

равится

Найдите инфинитив

Борется

Бороться

Боролись

Борюсь

В каком случае НЕ

нужен

Ь

Читаеш

Освещает…

ся

Стрич

ся

Катат

..

ся

Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени?

Разожгу

Строить

Кушаю

Сжевал

Глагол в предложении чаще всего бывает…

Подлежащим

Сказуемым

Дополнением

Обстоятельством

В каком случае НЕ

с глаголом пишется раз

дельно?

(Не

)

н

авидеть

(Не

доровится

(Не

ыучить

(Не

)

г

одовать

В каком случае НЕ

нужен

Ь

Начинат

ся

Купаеш

ся

Обжеч

ся

Смеёт

ся

Найдите глагол

в форме будущего времени

Разорву

Писать

Читаю

Засмотрелся

В каком случае нужно поставить букву

Ы

Волн

..

ваться

Танц

..

вать

Совет

..

вать

Загляд

..

вать

КЛЮЧИ:

11 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

Б

Б

Б

В

Б

В

Г

А

Г

 

 

V) Итог урока. Оценивание.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как вы считаете, пополнились ли ваши знания на сегодняшнем уроке?

-Какое задание вам понравилось больше других? Какое задание оказалось самым сложным для вас?

- Вернёмся к нашему солнышку! Как вы думаете, почему у солнышка остались свободные лучики? (Потому, что мы ещё не всё узнали о глаголе и там находятся наши будущие познания)

Резервный материал:

Задание №13 . Диктант с грамматическим заданием. Записать под диктовку, графически обозначить окончания глаголов. Указать их время, лицо и спряжение.

Записать под диктовку, графически обозначить окончания глаголов. Указать их время, лицо и спряжение.

Море глухо шумит. Где-то в отдалении еще бушует шторм. На западе стоит сплошная стена черных облаков, а здесь тихо, ветра нет, но на берег накатываются огромные волны. Тут они закивают белой пеной, и вот очередной вал с тяжелым грохотом рушится на гальку. В воздухе колеблется туман от мельчайших брызг воды. Еще далеко до линии прибоя, но лицо и руки ощущают прохладную влагу. Пахнет водорослями и каким-то особым «морским запахом».

(И. Недоля)

VI) Домашнее задание: реферат по теме, изученной на данном уроке, выучить орфограмму, составить 6 предложений с глаголами. Указать время, вид каждого глагола в предложениях.

 

Заключение

На рубеже двух тысячелетий в мировой и отечественной педагогической культуре развивается гуманистически ориентированное научно-педагогическое сознание, которое направляет современное образование на обновление. Гуманистическая направленность образования проявляется в развитии личности ребенка, его творческого потенциала.

В основном методисты, учитывая проблемы практики преподавания русского языка, шли в направлении внедрения современных методов и форм обучения в традиционную структуру урока.

Однако в последнее десятилетие в практике преподавания русского языка сложилась уже система нетрадиционных уроков (интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях, уроки в форме соревнований (лингвистический турнир, лингвистический бой), уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (интервью, репортаж, лингвистическое исследование), уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, урок-презентация), уроки с использованием фантазии (урок-сказка), уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, бенефис, телепередача), уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений (заседание ученого совета, дебаты в парламенте), уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная, лингвистический театр).

Однако новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

Новые образовательные технологии (модульное обучение, технология уровневой дифференциации, метод проектов, дистанционное обучение и др.) - это совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающих решение учениками в результате самостоятельных действий образовательной задачи.

Таким образом, в основе образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты (образовательный результат), способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роль в образовательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Арсирий

А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.

Бабаян А.В., Петренко И.А., БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В.А. ЕРМОЛЕНКО.//Фундаментальные исследования. – 2008. №5.

Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Обучение русскому языку в школе: учеб

.

п

особие для студентов

пед

. вузов. - М.: Дрофа, 2004.

Васильева Ф. И,

Лихошерст

Н.

В.

Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006.

Гац

И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. - М., 2003.

Ермоленко В.А., Баринов В.К., Данькин С.Е., НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Пособие для работников образования. РАО. Институт теории образования и педагогики. М., 2000.

Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов - М.:

Аверсэв

, 2004. 

Журнал «Русский язык в школе, колледже и вузе»  2012  №1-6

Кашлев

С.С. Технология интерактивного обучения. – Минск, «Белорусский

верасень

», 2005. 

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб

.

п

особие для студ.

пед

. вузов и системы повышения квалификации.

Полат

Е. С.,

Бухаркина

М.Ю., Моисеева М. В., Петров А. В. Под ред. Е. С.

Полат

. - М., 2000.

Обучение русскому языку в школе: Учеб. пособие для студ.

пед

. вузов

/ П

од ред.

Е.А.Быстровой

. - М.: Дрофа, 2004.

Ожегов С.И. Словарь русского языка

.1990.

Основы методики русского языка в 4-8 классах. М., 2008.

Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку. - М., 2002.

Селевко

Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ. М., 2010.

Третьяков П. И.,

Сенновский

И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. - М., 2009.

Хуторской

А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб

.:

Питер, 2001.

www

./

biouroki

.

ru

/

metodika

/

blochno

-

modulnoe

-

obuchenie

/

www.rae.ru

www.researcher.ru

 

 

 

 

Приложение

1. « Найдите лишнее слово» ( линейка, гвоздь, карандаш, чисто).

.

 

 

 

 

 

 

2. Выберите вопрос, который указывает на действие предмета

( Какой? Что? Где? Что делает? Почему? Как? )

3. Укажите часть речи, которая отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

( существительное, глагол, прилагательное, предлог, местоимение, наречие).

4. Подчеркните, как называется изменение глаголов по лицам и числам?

(склонение, строение, спряжение, обозначение).

5. Каким членом предложения бывает глагол чаще всего в предложении?

(второстепенным членом предложения, подлежащим, сказуемым)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×