Использование современных образовательных технологий в учебном процессе. | Елена Ивановна Карпова. Работа №337984
В первой части статьи даётся описание педагогического опыта работы учителя начальных классов с использованием современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий, возможностей Интернета. Педагоги могут ознакомиться с методикой проведения отдельных фрагментов урока, приёмами работы с учащимися; с перечнем современных и эффективных компьютерных технологий, электронных программ, названием аудисловарей для проведения словарной работы. Это поможет учащимся научиться говорить грамотно и красиво.
Автор статьи: Карпова Е.И.
пгт. Куйбышево, 2024 год
Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться дальше
без помощи учителя.
Элберт Хаббард
Повышению качества образования уделяют огромное внимание. Зачем на уроках нужен компьютер? Ведь мы обходились же без него. Мел и доска надёжней. Влияют ли новые информационные технологи на повышение качества образования? Зачем учитель - предметник должен осваивать новые технологии? В течение многих лет методические пособия были не менее эффективными средствами обучения. Но меняется время и интерес к знаниям у детей. В настоящее время ясно, что главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно - ориентированного образования, в котором главное - познавательная деятельность, а не преподавание.
Практика показала, что использование компьютерных технологий в изучении учебных предметов в начальных классах весьма эффективно: позволило повысить и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала.
Работая с инновационной методикой обучения, внедряю в учебную практику следующие технологии:
современные компьютерные технологии;
проектные технологии;
игровые технологии;
технологии интегрированного обучения русского языка и литературного чтения.
В начале статьи хотела бы рассказать об использовании в своей работе современных компьютерных технологий. Проблемой использования компьютерных технологий в учебном процессе я занимаюсь не первый год. Изучаю опыт педагогов - новаторов, использую методические разработки других преподавателей, создаю свои работы. К урокам русского языка не так часто создаю презентации. Ведь урок русского языка не требует большого количества видео и картинок. В основном при изучении нового правила использую методику В.Ф.Шаталова: опорные схемы и конспекты с пояснением по алгоритму. Для этого, начиная с 4 класса, ученики ведут тетрадь для схем, куда записывают в ходе объяснения учителя опорную схему, отрабатывают по ней практические навыки и умения. Чтобы данная работа была эффективной, ни в коем случае нельзя заставлять учащихся переписывать в тетрадь правила из учебника. Создать опорную схему, согласно указанному правилу, можно. При объяснении нового материала я редко использую учебник: люблю, чтобы было всё конкретно и понятно. Также создаю презентации для привития интереса к учебным предметам, особенно если это урок-обобщение или зачёт. При проверке домашнего задания использую работу в группах. Одна группа учащихся, которой предоставлена работа на компьютере, работает с интерактивными тестами, онлайн тестами. За 10 минут учитель успевает проверить устный ответ первой группы, домашнее задание второй группы, работу по карточкам сдаёт на проверку третья группа, а оценку за работу на компьютере четвёртой группе выставляет компьютерная программа. Быстро, и опрошено большое количество учащихся. При отработке определённых навыков и умений на уроках закрепления и обобщения материала использую электронные тесты. Они могут быть простыми (карточки с вопросами и вариантами ответов) и сложными, многоуровневыми. Так, например, работая с электронной программой Луганского национального университета имени Т.Шевченко Русская орфография ученикам предлагается ответить на тестовые вопросы, а забывчивым - ещё и повторить материал. В конце работы ученикам выставляется оценка, но за время ответа на тест ученик успевает познакомиться с репродукциями известных художников, прослушать классическую музыку, рассмотреть фотодокументы, связанные с творчеством поэта или писателя. Часто использую в своей работе и обучающую компьютерную программу Стилистика Т.Н.Путий. Дети с удовольствием работают с такими тестами и тренировочными упражнениями. Учащимся начальных классов нравятся музыкальные тренажёры, например по теме Глагол. Также для проведения словарной работы использую аудиословарь Русский устный. Это радиопередача Юлии Сафоновой, представленная радиокомпанией Голос России. Здесь значение, правописание, произношение новых слов, словосочетаний, крылатых выражений, пословиц и поговорок вводится в речь на примере различных литературных источников, а также легенд, историй, исторических справок, сравнивается с неправильным произношением и употреблением в речи. Также использую аудиословарь Говорим правильно. Это интернет-версия радиопередачи Словарь ударений, выходящей на московском Радио 7. Главная тема передачи - трудности русского ударения и произношения. Но авторы Словаря решили не ограничиваться орфоэпией. Они рассказывают о лексических и грамматических трудностях, раскрывают тайны происхождения слов и крылатых выражений. Это помогает учащимся говорить грамотно и красиво. В основном презентации я создаю к урокам литературного чтения, так как они требуют большего иллюстративного материала. Это могут быть уроки, где дети знакомятся с биографией писателей ( богатый иллюстративный материал я беру из рубрики Епсусlopedia), а могут быть тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Также создаю небольшие музыкальные видеоролики к урокам по литературному чтению с помощью программ Windows Media Player, InShot, Shotcut, amssoft.ru (https://amssoft.ru/video/luchshie-besplatnye-videoredaktory.php). И самое главное: используя ИКТ, нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. Поэтому на уроках я провожу музыкальные презентации Гимнастика для глаз. При этом надо всегда помнить, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
2