Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование современных образовательных технологий на уроках математики в начальной школе | Карякина Елена Александровна. Работа №363897

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методические рекомендации по теме:

Использование современных образовательных технологий

на уроках математики в начальных классах.

 

Результатом использования современных образовательных технологий считаю: дети уже и сами умеют делиться на группы и пары для работы на уроке по своим интересам и кругозору; 75 % учащихся самостоятельно работают на компьютере (не только могут найти необходимый материал из источника, но и набрать текст, выполнить проверочную работу, тест); создают проекты и умеют представить их; учащиеся моего класса проявляют большой интерес к областным, городским и международным мероприятиям; главным положительным результатом работы является высокая активность учащихся в процессе обучения. Независимо от подготовки, практически все учащиеся проявляют интерес к новым знаниям. Дети ждут новых уроков, новых тем, новых открытий в себе и окружающем мире.

Технологии игрового обучения.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Целью обучения в начальной школе является не только удержание интереса к учению, но и повышение мотивации детей к учебному процессу.

В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения т соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Любая игра – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно – воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Игры и игровые формы включаются в работу не только для того, чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. В игре учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, интересом.

Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям:        

·     дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

·       учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;

·       учебный материал используется в качестве средства игры;

·       в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

·       успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра, может проводиться на разных этапах урока:

·       В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

·       В середине урока должна решить задачу усвоения темы.

·       В конце урока может носить поисковый характер.

      Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными, такие как: «Урок - игра», «Урок - викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра».

Создание игровой атмосферы на уроке математики развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР:

·        Развитие мышления;

·        Углубление теоретических знаний;

·        Общение со сверстниками;

·        Воспитание сотрудничества и коллективизма;

·        Приобретение новых знаний, умений и навыков;

·        Формирование адекватной самооценки;

·        Развитие волевых качеств;

·        Контроль знаний;

·        Мотивация учебной деятельности и др.

Математические игры призваны решать следующие задачи:

Образовательные:

·        Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

·        Способствовать расширению кругозора учащихся и др.

Развивающие:

·        Развивать у учащихся творческое мышление;

·        Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных мероприятиях;

·        Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

Воспитательные:

·        Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;

·        Воспитывать нравственные взгляды и убеждения;

·        Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Математические игры выполняют различные функции:

1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считает едино.

2. Математическая игра требует от школьника знания предмета. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

3. В игре ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. За грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазии и эмоции – правое. Таки образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала.

Для лучшего усвоения учебного материала на уроках математики в начальной школе также применяются игровые ситуации. Игровая ситуация для ученика служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок, выступает, как средство мотивации к учебной деятельности. Это своеобразный учебный прием, при котором ребенок легче, прочнее усваивает новый материал, создает бодрое рабочее настроение, снимает утомляемость, поддерживает внимание на гораздо более длительное время.

    На уроках математики можно использовать широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:

·        Задачи в стихах;

·        Занимательный квадрат;

·        Задачи – шутки;

·        Математический фокус;

·        Математическая эстафета;

·        Головоломки;

·        Ребусы;

·        Задачи на смекалку и многое др.

     В своей работе я применяю различные виды игр, например, игры способствующие развитию связной речи - «Бесконечный рассказ», «Снежный ком», игры развивающие память, внимание, наблюдательность -  «Найди причину», «Узнай меня», «Перевертыши», учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету - «Подумай и отвечай», «Угадайка», «Математическая лесенка» и т.д.

    Систематическое использование игровой технологии позволяет мне развивать   у младших школьников  компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В ходе такой работы ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, умений  эффективно решать проблему в нестандартных ситуациях.

   Также можно использовать игровые технологии на разных этапах учебного процесса. При обобщении и повторении блока изученных тем можно применять игру – соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Игра «Нумерация» (Дети слушают число, затем один хлопает в ладоши столько раз, сколько в числе десятков, другой – сколько в числе единиц).

     При работе с примерами: «Круговые примеры», «Кто быстрее?», «Найди ошибку», «Недописанный пример», «Математическое домино», «Бабочки, божьи коровки», «Математические фокусы» (загадать число, от него отнять 1, прибавить 3, какое число загадал…). В устном счете можно использовать различные шифровки, карточки с примерами, таблицы, ребусы и т.д.

    Игровая технология привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. То же время игра не является только развлекательным средством – это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму.

    При использовании игровой деятельности на уроках должны соблюдаться определенные условия:

·        Игра должна соответствовать теме и целям урока;

·        Должна быть развивающей;

·        Игра не должна быть скучной и надоедливой;

·        Не должна сильно возбуждать детей;

·        Инструкции к игре должны быть четкими;

·        В конце игры должен быть подведен итог.

·        Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование - не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

·        Результат использования игр в процессе обучения достаточно велик. Кроме приобретения детьми опыта адекватного эмоционального реагирования, попутно происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом, а также в овладении младшими школьниками интеллектуальными умениями и учебной деятельностью. С помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися.

·        Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к математике, что очень важно.

·        В заключении можно сделать вывод, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету.

 

 

 

 

Методические рекомендации по теме:

Использование современных образовательных технологий

на уроках математики в начальных классах.

 

Результатом использования современных образовательных технологий считаю: дети уже и сами умеют делиться на группы и пары для работы на уроке по своим интересам и кругозору; 75 % учащихся самостоятельно работают на компьютере (не только могут найти необходимый материал из источника, но и набрать текст, выполнить проверочную работу, тест); создают проекты и умеют представить их; учащиеся моего класса проявляют большой интерес к областным, городским и международным мероприятиям; главным положительным результатом работы является высокая активность учащихся в процессе обучения. Независимо от подготовки, практически все учащиеся проявляют интерес к новым знаниям. Дети ждут новых уроков, новых тем, новых открытий в себе и окружающем мире.

Технологии игрового обучения.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Целью обучения в начальной школе является не только удержание интереса к учению, но и повышение мотивации детей к учебному процессу.

В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения т соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Любая игра – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно – воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Игры и игровые формы включаются в работу не только для того, чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. В игре учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, интересом.

Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве средства игры;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра, может проводиться на разных этапах урока:

В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.

В середине урока должна решить задачу усвоения темы.

В конце урока может носить поисковый характер.

Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными, такие как: «Урок - игра», «Урок - викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра».

Создание игровой атмосферы на уроке математики развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР:

Развитие мышления;

Углубление теоретических знаний;

Общение со сверстниками;

Воспитание сотрудничества и коллективизма;

Приобретение новых знаний, умений и навыков;

Формирование адекватной самооценки;

Развитие волевых качеств;

Контроль знаний;

Мотивация учебной деятельности и др.

Математические игры призваны решать следующие задачи:

Образовательные:

Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

Способствовать расширению кругозора учащихся и др.

Развивающие:

Развивать у учащихся творческое мышление;

Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных мероприятиях;

Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию саморазвивающейся и

самореализующейся

личности;

Воспитывать нравственные взгляды и убеждения;

Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Математические игры выполняют различные функции:

1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считает едино.

2. Математическая игра требует от школьника знания предмета. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

3. В игре ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. За грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазии и эмоции – правое. Таки образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала.

Для лучшего усвоения учебного материала на уроках математики в начальной школе также применяются игровые ситуации. Игровая ситуация для ученика служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок, выступает, как средство мотивации к учебной деятельности. Это своеобразный учебный прием, при котором ребенок легче, прочнее усваивает новый материал, создает бодрое рабочее настроение, снимает утомляемость, поддерживает внимание на гораздо более длительное время.

На уроках математики можно использовать широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:

Задачи в стихах;

Занимательный квадрат;

Задачи – шутки;

Математический фокус;

Математическая эстафета;

Головоломки;

Ребусы;

Задачи на смекалку и многое др.

В своей работе я применяю различные виды игр, например, игры способствующие развитию связной речи - «Бесконечный рассказ», «Снежный ком», игры развивающие память, внимание, наблюдательность -  «Найди причину», «Узнай меня», «Перевертыши», учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету - «Подумай и отвечай», «Угадайка», «Математическая лесенка» и т.д.

Систематическое использование игровой технологии позволяет мне развивать   у младших школьников  компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В ходе такой работы ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, умений  эффективно решать проблему в нестандартных ситуациях.

Также можно использовать игровые технологии на разных этапах учебного процесса. При обобщении и повторении блока изученных тем можно применять игру – соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Игра «Нумерация» (Дети слушают число, затем один хлопает в ладоши столько раз, сколько в числе десятков, другой – сколько в числе единиц).

При работе с примерами: «Круговые примеры», «Кто быстрее?», «Найди ошибку», «Недописанный пример», «Математическое домино», «Бабочки, божьи коровки», «Математические фокусы» (загадать число, от него отнять 1, прибавить 3, какое число загадал…). В устном счете можно использовать различные шифровки, карточки с примерами, таблицы, ребусы и т.д.

Игровая технология привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. То же время игра не является только развлекательным средством – это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму.

При использовании игровой деятельности на уроках должны соблюдаться определенные условия:

Игра должна соответствовать теме и целям урока;

Должна быть развивающей;

Игра не должна быть скучной и надоедливой;

Не должна сильно возбуждать детей;

Инструкции к игре должны быть четкими;

В конце игры должен быть подведен итог.

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование - не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Результат использования игр в процессе обучения достаточно велик. Кроме приобретения детьми опыта адекватного эмоционального реагирования, попутно происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом, а также в овладении младшими школьниками интеллектуальными умениями и учебной деятельностью. С помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с

обучающимися

.

Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к математике, что очень важно.

В заключении можно сделать вывод, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз