Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование современных технологий для достижения метапредметных результатов на уроках биологии. | Ирина Александровна Нифакина. Работа №345657

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование метапредметных  умений на уроках биологии и во внеурочной деятельности осуществляю, опираясь на применение приемов и методов следующих педагогических технологий: интеграции предметов, технологии критического мышления,  игровых технологий, проблемного обучения, проектной технологии. Результатом работы является  сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий. К ним относят умение преобразовывать, умение планировать, умение использовать знаково-символические средства, готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, умение сотрудничать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ

 

ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИЕМОВ И

 

МЕТОДОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С переходом школ на ФГОС второго поколения меняется цель образования. Если раньше перед нами стояла задача дать образование "на всю жизнь", то сегодня необходимо воспитать личность, способную учиться в течение всей жизни. В связи с этим Стандарт выдвигает новые результаты образования. К традиционным предметным добавляются метапредметные и личностные результаты. Большое значение уделяется формированию метапредметных результатов, так как именно они способствуют развитию личности.

В процессе изучения биологии одновременно с биологическими умениями формируется немало метапредметных, обеспечивающих метапредметные результаты обучения дисциплине.

Формирование метапредметных умений на уроках биологии и во внеурочной деятельности осуществляю, опираясь на применение приемов и методов следующих педагогических технологий: интеграции предметов, технологии критического мышления, игровых технологий, проблемного обучения, проектной технологии.

Результатом работы является сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий. К ним относят умение преобразовывать, умение планировать, умение использовать знаково-символические средства, готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, умение сотрудничать.

Работу по формированиюметапредметных умений выстраиваю в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и степенью сложности материала. Начиная с пятого класса, большое значение уделяю работе с различными источниками информации, используя приемы технологии критического мышления. Научить детей сворачивать информацию, переводить ее из текстовой в графическую (познавательные умения) помогают приемы "Кластер" и "Концептуальная таблица". Стараюсь не только научить составлять таблицы и схемы-кластеры, но и грамотно воспроизводить информацию по ним, анализировать, делать выводы, то есть формирую также регулятивные и коммуникативные умения.

Многие учащиеся мало читают, имеют небольшой словарный запас, не всегда могут дать развернутый ответ на проблемный вопрос, обосновать свое мнение. Поэтому для формирования мыслительно- речевых умений и коммуникативных умений применяю прием "Толстые и тонкие вопросы", используя опорную таблицу:

 

"Толстые"?

"Тонкие" ?

*Дайте объяснение, почему ...

*Почему вы думаете ....

*В чем разница ....

*Предположите, что будет, если ...

*Что, если ....

*Кто ...

*Что ...

* Когда ....

*Может ...

* Будет ....

* Мог ли ...

* Как звали ...

* Верно ли ....

 

"Тонкие" вопросы - это вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, "толстые" - проблемные вопросы. Такие задания практикую при работе в парах, в группе, предлагаю в качестве домашнего задания.

Мыслительные ( интеллектуальные) умения позволяет формировать прием "Лови ошибку". Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Лучше, чтобы задание содержало ошибки двух уровней:

1- явные, которые легко исправить исходя из личного опыта и имеющихся знаний;

2- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, исправляют ошибки, аргументируют свое мнение. Далее возвращаемся к тексту после изучения нового материала и исправляем те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Подобные задания встречаются также в заданиях С2 ЕГЭ. Например. Найдите ошибки в тексте, назовите номера предложений, в которых допушены ошибки. Объясните их.

1. Наследственная изменчивость - основа разнообразия живых организмов.

2. К наследственной изменчивости относят мутационную, комбинативную и модификационную изменчивость.

3. Модификационную изменчивость еще называют неопределеннойизменчивостью.

4. Вследствие комбинативной изменчивости возникает огромное разнообразие генотипов.

5. Среди мутационной изменчивости наиболее часто встречающийся класс изменений - хромосомные мутации.

Достаточно часто провожу нестандартные уроки ( уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-викторины). Эти уроки помогают каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении учебного занятия, выступить на каком-то этапе и в роли учителя. К метапредметным относят умения связывать между собой знания из разных областей наук. Эти умения формирую при помощи бинарных уроков. Они не только позволяют интегрировать различные знания для решения одной проблемы, но и развивают познавательный интерес, побуждают к активному познанию, дают возможность применить полученные знания на практике. В моей педагогической копилке собраны бинарные уроки географии и биологии, биологии и литературы, биологии и обществознания, биологии и химии.

Личный опыт преподавания в условиях современной школы все больше убеждает - эффективно то обучение, при котором ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Именно поэтому использую проектную и исследовательскую деятельность. Данная форма работы позволяет развивать логическое мышление, учит планировать свои действия, принимать решение в ситуации выбора.

Метод проектов применяю в зависимости от целей и задач обучения. На уроках отдаю предпочтение мини-проектам, так как они рассчитаны на быструю реализацию, позволяют вовлечь всех учащихся в активную деятельность и увидеть результат своей работы. Так, при изучении курса "Человек и его здоровье" учениками 8 класса разработаны памятки по пропаганде здорового образа жизни, которые можно размещать в уголках здоровья, а также использовать для проведения внеклассных мероприятий. Интересны для учеников игровые проекты, особенно на экологическую тематику. Ежегодно к празднованию "Дня Земли" силами обучающихся 5 классоворганизуем импровизированный суд над человеком - разрушителем живой природы.

Формированию метапредметных умений способствуют и различного рода творческие проекты, смысл которых - преобразовать имеющуюся информацию, опираясь на предметные знания, полученные в ходе уроков. К таким проектам я отношу составление рассказа, имея только его окончание, написание биологических сочинений, организация виртуальных экскурсий.

Биология - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т. п. Эти умения формируются при выполнении практических и лабораторных работ исследовательского характера. Например, в 6 классе при изучении темы "Семя, его строение и значение" в качестве домашнего эксперимента предлагаю выяснить влияние температуры на скорость прорастания семян. Лабораторные работы в 5-6 классах «Устройство увеличительных приборов», «Знакомство с клетками растений» знакомят учащихся с лабораторным оборудованием и приемами работы с ним, готовят к практической работе на уроках химии и физики. Лаб. работы в 7 классе имеют взаимосвязь с физикой и химией: понятия о законах осмоса, диффузиизакладывается при изучении питания и дыхания. Лаб работы 8 класс «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» способствует освоению действий при протекании хим. реакций. Изучение приемов остановки кровотечений позволяет освоить простейшие действия из области медицины.

Исследовательская деятельность, начатая на уроке, продолжается и во внеурочной деятельности, например, на занятиях кружка «Практическая биология». Обучающиесяставят различные опыты, изучают поведение животных. Для повышения интереса младших школьников знакомлю их с проектами старшеклассников. Данная работа помогает выявлять талантливых и одаренных детей на ранних этапах работы.

 

Я рассмотрела некоторые способы достиженияметапредметных результатов. Но хочется отметить, что устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпизодическом использовании отдельных приемов. Поэтому требуется системная работа всех педагогов школы.

 

 

 

Список литературы.

1. Инновационные процессы в школе: организация и управление.-Владимир, 1995.69 с.

2. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. - Мн.: Университетское, 2000ю 95 с.

3. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010.- ( Стандарты второго поколения).

5. Хребтова Е.В. О некоторых приемах работы с информацией на уроках в старших классах - http://io.nios.ru/old/releases. php&art=048div=038num

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×