"Использование современных технологий в обучении географии в контексте ФГОС" | Мой кабинет. Работа №344797
Наша педагогическая деятельность направлена на решение педагогической идеи – создать образовательную среду, в которой могли бы сформировать личность ученика и учителя, нацеленные на гармоничные отношения с природой и другими людьми , с самим собой. На первом плане стоит задача по формированию и развитию у ребенка устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности. Помогает повысить мотивацию различные педагогические технологии.
Использование современных педагогических технологий на уроках географии.
(Из опыта работы учителя МБОУ СОШ №30 Бурим Ольги Федоровны)
Наша педагогическая деятельность направлена на решение педагогической идеи – создать образовательную среду, в которой могли бы сформировать личность ученика и учителя, нацеленные на гармоничные отношения с природой и другими людьми , с самим собой. На первом плане стоит задача по формированию и развитию у ребенка устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности. Помогает повысить мотивацию различные педагогические технологии.
Технология обучения– системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
К современным образовательным технологиям относят:
1.Развивающее обучение
2.Разноуровневое обучение;
3.Информационно-коммуникативные технологии;
4.Технологию использования в обучении игровых методов;
5.Технология смыслового чтения.
6.Здоровьесберегающие технологии
1.Технологии развивающего обучения
Система развивающего обучения Л.В. Занкова,
Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова,
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов),
Личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
По мнению ученых-методистов чьи имена мы упомянули в основе технологии развивающего обучения лежит творческий, оригинальный подход, требующий активной поисковой деятельности, что должно опираться на личностно-деятельный подход. Возьмем, к примеру, тему «Климат», для этого задаем классу вопрос: где может пригодиться изучаемая тема? Какие сферы производства напрямую зависят от климата? Везде ли в нашей стране одинаков климат? Какие показатели характеризуют климат? После, ученики индивидуально и в парах пытаются найти ответ, затем поочередно доказывают, что изучаемый материал имеет большую ценность. При использовании можно применять кроссворды, сочинение на тему: « Я хотел бы побывать», разработка маршрута, «Здесь я был», заочные путешествия, викторины, карточки и задания. Примерами таких заданий могут быть при изучении темы «Географическое положение Северной Америки». Предлагаем задания: c помощью карты определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты, результаты запишите в таблицу. (Слайд №5)
Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу все моря и океаны, омывающие Северную Америку. (Слайд №6).
При изучении темы «Политическая карта» в 5 классе предлагаются следующие задания. Определите крупные по площади страны мира и в какой части света находятся. (Слайд №8)
Расположите параллели в зависимости от количества стран, которые они пересекают.
1-Северный тропик
2-Южный тропик
3-Северный полярный круг
4-Южный полярный круг
Вставьте пропущенные слова в следующие предложения:
• Параллель 0o пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию.
• Северный тропик и меридиан 100o з.д. пересекаются на территории Мексики.
• Япония находится восточнее Казахстана
• Австралия находится южнее Японии.
Расположите страны по мере убывания численности населения.
1-Китай
2-Индия
3-США
4-Индонезия
5-Бразилия
Проблемное обучение
• Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
• Результат проблемного обучения:
• Творческое овладение знаниями, навыками, умениями;
• Развитие мыслительных способностей
Технология проблемного обучения используем для определения учащимися темы урока. Предлагаем посмотреть ряд слайдов и определить тему урока.
А можно мотивацию предложить словесно. (7 класс Географическое положение Северной Америки.)
Мы продолжаем изучать материки, совершая путешествия по карте мира,руководствуясь словами: Есть два разряда путешествий,Один пускаться с места вдаль,Другой сидеть себе на месте,листая старый календарь!
- Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту загадочного плавания на один из материков земного шара. А под картой было написано письмо:
"Я знаю, что существование такого пути может быть доказано на том основании, что Земля - шар. Тем не менее, чтобы облегчить предприятие, я решился изобразить новый путь на морской карте. Отправляю Его Величеству карту, сделанную мною собственноручно. На ней изображены Ваши берега и острова, откуда Вы можете плыть непрерывно к западу; и места, куда Вы прибудете; и как далеко Вы должны держаться от полюса или от экватора; и какое расстояние Вы должны пройти, чтобы достигнуть стран, где больше всего разных пряностей и драгоценных камней. "
- Кто из путешественников мог написать такое письмо в конце 15 века? (Христофор Колумб)
- К какому открытию привело путешествие Х.Колумба в 1492 году? (Открытию Америки)
Примеры заданий, применяемых на уроке, направленных на достижение предметных результатов:
«Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»
«Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»
Методические приемы создания проблемных ситуаций
• подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
• сталкивает противоречия в практической деятельности;
• излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
• предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
• побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
• ставит конкретные вопросы; определяет проблемные теоретические и практические задания;
• ставит проблемные задачи.
2.Технология уровневой дифференциации
Типы уроков:
• 1- урок общего разбора темы .
• 2-комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся,
• 3- уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачѐты),
• 4-уроки межпредметного обобщения материала,
• 5-уроки- практикумы. Разноуровневые задания для учащихся.
3. 33333Компьютерные технологии обучения
Цели:
• формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей,
• подготовка личности «информационного общества»,
• дать ребѐнку так много учебного материала, как только он может усвоить,
• формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
• Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.
Данная технология применяется на каждом уроке. Для этого на каждом этапе урока используется электронный учебник, Интернет, презентации.
4.Игровые технологии обучения
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью еѐ изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Выполняемые функции:
• психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
• психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
• технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
5.Технология смыслового чтения
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
• Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
• I этап. Работа с текстом до чтения
• II этап. Работа с текстом во время чтения
• III этап. Работа с текстом после чтения
• Общие примеры работы с текстом.
1. Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна:
• На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
• Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Дети используют различные источники информации.
2.Чтение про себя с пометками. Отметьте в тексте значками:
• ++ соответствует тому, что знаю;
• – – противоречит тому, что знаю;
• ?? надо обсудить;
• С какими суждениями вы согласны после прочтения текста.
6.Здоровьесберегающие технологии
• Направлением руки показать стороны горизонта ;
• повышение температуры, изменение атмосферного давления (показать направлением руки)
• физкультминутка
Список литературы:
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
2. Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Профессиональная компетентность учителя географии / География и экология в школе XXI века. – 2010.
3. Примерные программы по учебным предметам. География 6 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. (стандарты второго поколения).
4. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта www.standart.edu.ru.