Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование специальных методик для стимуляции познавательной активности у детей с ЗПР | Оберюхтина Наталья Александровна. Работа №343473

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются специальные методики, направленные на стимуляцию познавательной активности у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Описываются подходы и приёмы, которые помогают активизировать познавательные процессы, развивать память, внимание, мышление и речь у детей данной категории. Приводятся примеры использования игровых методик, арт-терапии, сенсорных упражнений и технологии деятельностного обучения, которые способствуют успешной адаптации и обучению детей с ЗПР.

Ключевые слова: познавательная активность, специальные методики, дети с ЗПР, стимуляция познавательных процессов, игровые методики.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДИК ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР

 

Оберюхтина Наталья Александровна, учитель-дефектолог

МОУ «Валериановская СОШ им. Героя Советского Союза А. В. Рогозина»

 

Аннотация. В статье рассматриваются специальные методики, направленные на стимуляцию познавательной активности у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Описываются подходы и приёмы, которые помогают активизировать познавательные процессы, развивать память, внимание, мышление и речь у детей данной категории. Приводятся примеры использования игровых методик, арт-терапии, сенсорных упражнений и технологии деятельностного обучения, которые способствуют успешной адаптации и обучению детей с ЗПР.

Ключевые слова: познавательная активность, специальные методики, дети с ЗПР, стимуляция познавательных процессов, игровые методики.

 

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в специальном подходе, который учитывает особенности их познавательной деятельности, замедленный темп развития и ограниченные возможности в самостоятельной познавательной активности. Для того чтобы стимулировать их интерес к обучению и развивать когнитивные функции, требуется применение специальных методик, направленных на активизацию познавательных процессов, таких как мышление, память, внимание и речь. Важно, чтобы эти методики были адаптированы к потребностям детей и соответствовали их возрастным и психофизиологическим особенностям.

Одним из эффективных методов стимуляции познавательной активности у детей с ЗПР является игровая деятельность. Игры позволяют сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, что особенно важно для детей с ослабленной мотивацией к обучению. Например, для развития внимания и памяти можно использовать такие игры, как «Найди отличия», «Запомни и назови», «Что изменилось?». Эти игры не только активизируют познавательные процессы, но и помогают детям учиться концентрировать внимание, запоминать информацию и использовать её для выполнения задач. Важно, чтобы игры были построены по принципу постепенного усложнения, что позволит детям развиваться в своём темпе, не испытывая перегрузки.

Методика сенсорного развития также является важной частью работы с детьми с ЗПР. Дети с ЗПР часто испытывают трудности с восприятием и обработкой сенсорной информации, поэтому сенсорные упражнения помогают активизировать их познавательную деятельность. Например, можно использовать такие упражнения, как сортировка предметов по цвету, форме и размеру, работа с тактильными материалами (шершавые, гладкие, мягкие поверхности), игры с использованием ароматов и звуков. Такие занятия стимулируют развитие восприятия и помогают детям лучше осознавать окружающий мир, а также улучшать координацию движений и мелкую моторику, что положительно сказывается на их когнитивных функциях.

Арт-терапия является одним из эффективных методов для стимуляции познавательной активности у детей с ЗПР. Творческая деятельность позволяет детям свободно выражать свои мысли и эмоции, что способствует развитию мышления и речи. В процессе рисования, лепки, создания поделок учащиеся учатся анализировать свои действия, проявлять инициативу и использовать творческое мышление. Например, можно предложить детям создать рисунок по заданной теме или сделать аппликацию из различных материалов. Это не только развивает их креативность, но и стимулирует когнитивные процессы, такие как планирование, анализ и решение задач. Арт-терапия также помогает снизить уровень тревожности, что особенно важно для детей с ЗПР, так как эмоциональный комфорт способствует лучшему восприятию и усвоению информации.

Одной из ключевых методик является деятельностный подход, который основывается на принципе активного вовлечения ребёнка в процесс познания через практическую деятельность. Дети с ЗПР лучше усваивают материал, когда они могут непосредственно участвовать в выполнении заданий и активно взаимодействовать с окружающей средой. Например, можно предложить детям простые эксперименты, такие как наблюдение за тем, как вода замерзает или как прорастают семена. В процессе таких занятий школьники не только получают новые знания, но и учатся анализировать результаты своей деятельности, формулировать выводы и делать предположения. Этот метод помогает развивать логическое мышление и способность к решению проблем, что крайне важно для детей с ЗПР.

Игровые методики с элементами логопедической работы также играют важную роль в развитии познавательной активности у детей с ЗПР. Так как многие дети с ЗПР имеют речевые нарушения, важно использовать игры и упражнения, направленные на развитие речи и коммуникации. Например, игры на развитие фонематического слуха, такие как «Определи звук», или игры на развитие словарного запаса, такие как «Назови предмет», помогают детям улучшать свои речевые навыки, а также развивают их способность к анализу и классификации информации. Важно, чтобы речевые упражнения были включены в игровые ситуации, что делает их более увлекательными и доступными для учащихся.

Методика наглядного моделирования также может быть использована для стимуляции познавательной активности у детей с ЗПР. Этот метод основан на использовании схем, моделей, картинок, которые помогают детям лучше понимать материал и развивать абстрактное мышление. Например, можно использовать карты или схемы для решения математических задач, а также для изучения окружающего мира. Учащиеся могут наглядно видеть последовательность действий, что помогает им лучше понимать логику выполнения задания и развивает у них способность к планированию и прогнозированию.

Приведённый в работе материал позволяет понять, что использование специальных методик для стимуляции познавательной активности у детей с ЗПР является важной частью коррекционно-развивающей работы. Игровые методики, сенсорные упражнения, арт-терапия, деятельностный подход и логопедические игры помогают детям активнее вовлекаться в процесс обучения, развивают их когнитивные и речевые навыки, а также способствуют их успешной адаптации в образовательной среде. Важно, чтобы и учителя-дефектологи регулярно использовали эти методы, адаптируя их к потребностям и возможностям каждого ребёнка.

 

Список литературы

Ладыгина

И. А., Бояринова Е. А.,

Бенслер

Н. В. Развитие речи и познавательной активности детей с задержкой психического развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности //

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум»

,

2018

. – 6 с.

Попова С.В.

Психокоррекционная

работа по развитию познавательных процессов у детей с ЗПР

//

"Теория и практика современной науки" №1(19) 2017

. – С. 801-808.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×