Название статьи:
Использование средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников | Гаврищак Ольга Владимировна. Работа №344358
Дата публикации:
23.09.2024
Автор:
Гаврищак Ольга Владимировна
Описание:
Аннотация: В статье рассматриваются особенности применения мультипликации как средства воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Мультипликация выступает не только в качестве развлечения, но и как эффективный образовательный инструмент, который помогает формировать у детей такие важные качества, как доброта, справедливость, честность и уважение к другим. В статье приведены примеры использования мультфильмов в работе воспитателя для формирования у детей представлений о нравственности.
Ключевые слова: нравственное воспитание, мультипликация, дошкольный возраст, воспитатель, нравственные качества, мультфильмы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Гаврищак Ольга Владимировна, воспитатель
МБОУ СОШ "Флагман" г. Химки Московская область
Аннотация: В статье рассматриваются особенности применения мультипликации как средства воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Мультипликация выступает не только в качестве развлечения, но и как эффективный образовательный инструмент, который помогает формировать у детей такие важные качества, как доброта, справедливость, честность и уважение к другим. В статье приведены примеры использования мультфильмов в работе воспитателя для формирования у детей представлений о нравственности.
Ключевые слова: нравственное воспитание, мультипликация, дошкольный возраст, воспитатель, нравственные качества, мультфильмы.
Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста — важная задача педагогов, так как именно в этот период формируются основы личностного поведения, отношения к окружающим людям и базовые жизненные ценности. Мультфильмы могут стать мощным инструментом в процессе нравственного воспитания, поскольку они доступны для восприятия детей, вызывают интерес и эмоциональный отклик, а также могут демонстрировать примеры различных моделей поведения, которые ребенок воспринимает через образы героев.
Дети дошкольного возраста активно подражают поведению персонажей, которых они видят на экране. Правильно подобранные мультфильмы могут помочь воспитателю формировать у детей представления о добре и зле, правильном и неправильном поступке. Герои мультфильмов сталкиваются с ситуациями выбора, учатся преодолевать трудности, проявлять терпимость и помогать другим, что делает их поведение примером для подражания.
Например, такие мультфильмы, как "Щенячий патруль" или "Доктор Плюшева", демонстрируют важность командной работы, взаимопомощи и ответственности. Воспитатели могут использовать сюжеты этих мультфильмов для обсуждения с детьми тех нравственных качеств, которые проявляют герои. После просмотра можно задать детям вопросы, такие как: Почему герои помогли друг другу? или Как бы ты поступил на месте этого персонажа?. Это поможет не только закрепить нравственные понятия, но и научит детей выражать свои мысли и оценивать поведение.
Важно отметить, что мультипликация помогает детям не только видеть примеры поведения, но и развивать эмоциональный интеллект, который играет ключевую роль в нравственном воспитании. Чувства героев, их переживания и радости становятся доступными для маленького зрителя, что помогает ребенку учиться сопереживанию и сочувствию. Это особенно важно для формирования у детей таких качеств, как доброта и отзывчивость.
Мультипликация также может способствовать развитию честности и справедливости. Например, такие классические мультфильмы, как "Пиноккио" или "Король Лев", акцентируют внимание на ответственности за свои поступки, важности честности и верности своим обещаниям. Воспитатель может предложить детям после просмотра обсудить, что значит быть честным, почему герои столкнулись с трудностями из-за обмана и как можно избежать таких ситуаций.
Один из эффективных методов работы с мультфильмами — это совместный просмотр и последующее обсуждение сюжетов. Важно, чтобы воспитатель не только включал мультфильм, но и помогал детям осмысливать то, что они увидели. Можно предложить детям описать, какие эмоции они испытывали во время просмотра, кто из героев им понравился и почему. Это позволит развить у детей способность анализировать свои чувства и поведение, а также учиться выражать свои мысли и переживания.
Стоит учитывать, что не все мультфильмы подходят для нравственного воспитания. Воспитателю важно выбирать те сюжеты, которые несут положительные ценности и могут служить примером для подражания. Мультфильмы, в которых преобладают сцены агрессии или ненадлежащего поведения, могут, напротив, оказывать негативное влияние на ребенка. Поэтому важно подходить к выбору материалов ответственно, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Кроме того, важно сочетать просмотр мультфильмов с реальными жизненными ситуациями. Например, после обсуждения мультфильма, где герои помогают друг другу, воспитатель может предложить детям поучаствовать в коллективной игре, в которой они смогут проявить эти же качества. Это помогает закрепить нравственные понятия через практическую деятельность, делая обучение более осознанным и эффективным.
Таким образом, средства мультипликации являются мощным инструментом в развитии нравственных качеств дошкольников. Они помогают не только привлекать внимание детей к важным жизненным вопросам, но и создавать условия для осознанного формирования нравственных понятий. Воспитатели, использующие мультфильмы в своей работе, могут эффективно формировать у детей такие качества, как доброта, честность, справедливость, уважение к окружающим и ответственность за свои поступки.
Список литературы
Баранова Ю. А. О роли мультипликации в духовно-нравственном и творческом развитии дошкольника // Концепт. 2014. №S6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-multiplikatsii-v-duhovno-nravstvennom-i-tvorcheskom-razvitii-doshkolnika
Хижуховская Т.В., Лешкунова Е.Ю. Детская мультипликация в образовательном процессе доу // Уникальные исследования XXI века. 2017. №7 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-multiplikatsiya-v-obrazovatelnom-protsesse-dou
Шинкарёва Н.А., Рожкова Е.Ю. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2019. №1 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-i-osobennosti-razvitiya-nravstvennyh-kachestv-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Гаврищак Ольга Владимировна, воспитатель
МБОУ СОШ "Флагман" г. Химки Московская область
Аннотация: В статье рассматриваются особенности применения мультипликации как средства воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Мультипликация выступает не только в качестве развлечения, но и как эффективный образовательный инструмент, который помогает формировать у детей такие важные качества, как доброта, справедливость, честность и уважение к другим. В статье приведены примеры использования мультфильмов в работе воспитателя для формирования у детей представлений о нравственности.
Ключевые слова: нравственное воспитание, мультипликация, дошкольный возраст, воспитатель, нравственные качества, мультфильмы.
Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста — важная задача педагогов, так как именно в этот период формируются основы личностного поведения, отношения к окружающим людям и базовые жизненные ценности. Мультфильмы могут стать мощным инструментом в процессе нравственного воспитания, поскольку они доступны для восприятия детей, вызывают интерес и эмоциональный отклик, а также могут демонстрировать примеры различных моделей поведения, которые ребенок воспринимает через образы героев.
Дети дошкольного возраста активно подражают поведению персонажей, которых они видят на экране. Правильно подобранные мультфильмы могут помочь воспитателю формировать у детей представления о добре и зле, правильном и неправильном поступке. Герои мультфильмов сталкиваются с ситуациями выбора, учатся преодолевать трудности, проявлять терпимость и помогать другим, что делает их поведение примером для подражания.
Например, такие мультфильмы, как "Щенячий патруль" или "Доктор Плюшева", демонстрируют важность командной работы, взаимопомощи и ответственности. Воспитатели могут использовать сюжеты этих мультфильмов для обсуждения с детьми тех нравственных качеств, которые проявляют герои. После просмотра можно задать детям вопросы, такие как: Почему герои помогли друг другу? или Как бы ты поступил на месте этого персонажа?. Это поможет не только закрепить нравственные понятия, но и научит детей выражать свои мысли и оценивать поведение.
Важно отметить, что мультипликация помогает детям не только видеть примеры поведения, но и развивать эмоциональный интеллект, который играет ключевую роль в нравственном воспитании. Чувства героев, их переживания и радости становятся доступными для маленького зрителя, что помогает ребенку учиться сопереживанию и сочувствию. Это особенно важно для формирования у детей таких качеств, как доброта и отзывчивость.
Мультипликация также может способствовать развитию честности и справедливости. Например, такие классические мультфильмы, как "Пиноккио" или "Король Лев", акцентируют внимание на ответственности за свои поступки, важности честности и верности своим обещаниям. Воспитатель может предложить детям после просмотра обсудить, что значит быть честным, почему герои столкнулись с трудностями из-за обмана и как можно избежать таких ситуаций.
Один из эффективных методов работы с мультфильмами — это совместный просмотр и последующее обсуждение сюжетов. Важно, чтобы воспитатель не только включал мультфильм, но и помогал детям осмысливать то, что они увидели. Можно предложить детям описать, какие эмоции они испытывали во время просмотра, кто из героев им понравился и почему. Это позволит развить у детей способность анализировать свои чувства и поведение, а также учиться выражать свои мысли и переживания.
Стоит учитывать, что не все мультфильмы подходят для нравственного воспитания. Воспитателю важно выбирать те сюжеты, которые несут положительные ценности и могут служить примером для подражания. Мультфильмы, в которых преобладают сцены агрессии или ненадлежащего поведения, могут, напротив, оказывать негативное влияние на ребенка. Поэтому важно подходить к выбору материалов ответственно, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Кроме того, важно сочетать просмотр мультфильмов с реальными жизненными ситуациями. Например, после обсуждения мультфильма, где герои помогают друг другу, воспитатель может предложить детям поучаствовать в коллективной игре, в которой они смогут проявить эти же качества. Это помогает закрепить нравственные понятия через практическую деятельность, делая обучение более осознанным и эффективным.
Таким образом, средства мультипликации являются мощным инструментом в развитии нравственных качеств дошкольников. Они помогают не только привлекать внимание детей к важным жизненным вопросам, но и создавать условия для осознанного формирования нравственных понятий. Воспитатели, использующие мультфильмы в своей работе, могут эффективно формировать у детей такие качества, как доброта, честность, справедливость, уважение к окружающим и ответственность за свои поступки.
Список литературы
Баранова Ю. А. О роли мультипликации в духовно-нравственном и творческом развитии дошкольника // Концепт. 2014. №S6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-multiplikatsii-v-duhovno-nravstvennom-i-tvorcheskom-razvitii-doshkolnika
Хижуховская Т.В., Лешкунова Е.Ю. Детская мультипликация в образовательном процессе доу // Уникальные исследования XXI века. 2017. №7 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-multiplikatsiya-v-obrazovatelnom-protsesse-dou
Шинкарёва Н.А., Рожкова Е.Ю. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2019. №1 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-i-osobennosti-razvitiya-nravstvennyh-kachestv-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta