Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование статистического метода на уроках географии | Сафонова Инесса Евгеньевна. Работа №232536

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сафонова Инесса Евгеньевна

Современная школьная география постоянно стремится расширить знания о природе, населении и экономике, выработать у них умения и навыки применения теоретических знаний в практической жизни. Содержание предмета и процесс её обучения постоянно совершенствуется и обновляется, что влечет за собой поиски более эффективных путей обучения и воспитания учащихся.

В системе географического образования важное место занимают знания о населении, что в процессе обучения формируется комплексный подход к рассмотрению: население как субъект экономической деятельности и общественных отношений, важный фактор преобразования природы. Глубокому изучению и осознанию особенностей населения как элемента системы «природа - общество - хозяйство», являющейся предметом изучения географии, способствует применение для его рассмотрения статистических показателей.

Статистический метод является основным, как в географической науке, так и в обучении географии в школе. Он представляет собой совокупность приемов по сбору, обработке и анализу количественных данных, характеризующих различные признаки природных и социально-экономических объектов и явлений в территориальном аспекте. На основе статистического метода раскрываются пространственно-временные характеристики населения, формируются и развиваются знания о его численности, динамике, воспроизводстве, структуре (составе) и расселении.

 

 

Сафонова Инесса Евгеньевна

МБОУ «СОШ №7» ИГОСК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование статистического метода на уроках географии (примеры решения заданий ГИА по географии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2019 г.

 

Введение

Современная школьная география постоянно стремится расширить знания о природе, населении и экономике, выработать у них умения и навыки применения теоретических знаний в практической жизни. Содержание предмета и процесс её обучения постоянно совершенствуется и обновляется, что влечет за собой поиски более эффективных путей обучения и воспитания учащихся.

В системе географического образования важное место занимают знания о населении, что в процессе обучения формируется комплексный подход к рассмотрению: население как субъект экономической деятельности и общественных отношений, важный фактор преобразования природы. Глубокому изучению и осознанию особенностей населения как элемента системы «природа - общество - хозяйство», являющейся предметом изучения географии, способствует применение для его рассмотрения статистических показателей.

Статистический метод является основным, как в географической науке, так и в обучении географии в школе. Он представляет собой совокупность приемов по сбору, обработке и анализу количественных данных, характеризующих различные признаки природных и социально-экономических объектов и явлений в территориальном аспекте. На основе статистического метода раскрываются пространственно-временные характеристики населения, формируются и развиваются знания о его численности, динамике, воспроизводстве, структуре (составе) и расселении.

Более активному использованию статистических показателей, так как показывают возрастные психолого-педагогические особенности старших школьников являются учащиеся 9 – 11 классов. На этой ступени обучения учащиеся могут и должны глубже понимать сущность количественных и качественных характеристик процессов и взаимосвязей в природе и обществе, самостоятельно выявлять особенности их проявления в странах и регионах мира.

Анализ статистических знаний и умений учащихся, выявление степени усвоения сущности количественных показателей и овладения основными приемами работы с ними установили ряд недостатков. Они носят как объективный, так и субъективный характер и обобщенно сводятся к следующим. Методические приемы работы со статистическими данными при изучении населения, которые используют учителя географии на своих уроках, не развиваются по мере овладения учащимися географическими знаниями, отсутствует самоовладение этими приемами. При изучении конкретных тем раздела «География населения» школьники неактивно оперируют в своих ответах статистическими данными, зачастую стремятся избежать их использования, затрудняются применить их для объяснения и анализа существующих закономерностей. В итоге наблюдается отсутствие системности в использовании статистических данных в школьных курсах географии, что в результате сказывается на недостаточном качестве обучения.

Проблема исследования заключается в недостаточной проработанности вопросов применения статистических показателей, характеризующих население в школьном курсе географии, практических приемов и методических условий их эффективного использования в учебном процессе, особенно на последнем этапе школьного географического образования - при изучении социально-экономической географии России и мира. На решение данной проблемы направлено данное научно – исследовательская работа.

Объектом исследования является процесс обучения географии в МОУ СОШ №9. Предметом исследования выступают статистические показатели, характеризующие население, в школьной географии и методические приемы по их изучению и применению учащимися в отдельных темах и разделах.

Цель исследования заключается в необходимости разработать целостную систему статистических показателей, характеризующих население в школьной географии, методику ее применения в практике обучения.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

Разработать систему статистических показателей, характеризующих население в школьном курсе географии с учетом современного состояния проблемы в методике обучения и тенденций развития географической науки и учебного предмета в соответствии с новой Концепцией и проектом Стандарта школьного географического образования.

Выявить методические условия для изучения данной системы статистических показателей в отдельных темах и разделах. При этом:

а) обосновать важность применения системы статистических показателей при изучении численности и размещении населения, его отдельных структур, выявлении особенностей его развития;

б) разработать под этим углом зрения методику объяснения учителем статистических показателей, характеризующих население;

Определить приемы учебной работы, необходимые для самостоятельного использования статистических показателей при изучении населения в школьной географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план на 2018-2019 учебный год.

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с казачьими классами

имени атамана А.В. Репникова»

 

III. Основное общее образование

Учебный план 5-8-х классов соответствует требованиям ФГОС ООО, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897. Учебный план определяет максимальный объём учебной нагрузки учащихся при 6-ти дневной учебной неделе, распределяет время, отводимое на освоение федерального государственного образовательного стандарта. Образовательные программы школы направлены на удовлетворение разнообразных потребностей учащихся и их родителей в соответствии с основным направлением модернизации образования РФ. Содержание образования в 5-7 классах определяется в соответствии с п. 18.3 ФГОС ООО, где обозначены обязательные предметные области и учебные предметы, которые не могут быть изменены или заменены другими, а также рекомендациями разработчиков систем, в том числе продолжение линии, начатой в начальной школе; систем УМК, завершенных предметных линий и с учетом уровня и направленности реализуемых программ в МОУ СОШ № 9»; ориентированных на здоровьесбережение обучающихся, предпрофильную подготовку, проектную деятельность. В учебный план включены учебные предметы следующих образовательных областей: - филология: русский язык, литература, иностранный язык; - математика и информатика: математика; - общественно-научные предметы: география, обществознание, история; - естественно-научные предметы: биология; скусство: музыка, изобразительное искусство; -физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности: физическая культура, ОБЖ, технология. Распределение обязательной части учебного плана соответствует требованиям образовательных программ по предметам, реализуемым в 5-х- 8-х классах: 1) 70% учебного времени в каждом предмете – учебная деятельность в урочной форме.

2) Не менее 30% учебного материала в каждом предмете - учебные занятия в иных формах учебной деятельности:

 учебное (предметное) исследование и учебные (предметные) проекты, предполагающие авторское действие с учебным материалом, освоение иных видов деятельности (проба, поиск, тренировка, экспериментирование, включенное наблюдение, исследование через действие);

 конференция – аудиторное занятие как форма подведения итогов исследовательской или творческой деятельности, представления «продуктов» и результатов;

 образовательная экскурсия – внеаудиторное занятие, при котором ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (предприятие, музей, памятник, окружающий мир, учреждение культуры);

 погружения - аудиторное занятие, направленное на освоение разнообразных форм учебной работы, формирование учебной самостоятельности;

 лаборатории и творческие мастерские — аудиторное занятие, направленное на расширение знаний, формирование умения пользоваться ими, проводить элементарные исследования, работать с научно-популярной литературой, помощь учащимся в ликвидации трудностей и проблем в процессе деятельности;

 художественное и театральное творчество - аудиторное занятие, способствующее развитию творческих способностей учащихся, умению вести себя свободно, быть коммуникабельным:

 событийность (квест-игра, флеш-моб, игры, состязания и др.) – нестандартная «игровая» форма проведения аудиторного занятия, направленная, в зависимости от предназначения, на закрепление или получение нового знания, нового опыта путем коллективного или самостоятельного открытия, развитие познавательного интереса, повышение интереса к предметной области, приобретение социального опыта взаимодействия взрослых с детьми, разновозрастного взаимодействия;

 образовательное путешествие - это подростковая межпредметная образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира.

Для реализации регионального компонента и компонента образовательного учреждения введены следующие спецкурсы:

Региональной спецификой учебного плана является изучение учебного предмета «Информатика» - 1 час

Часы вариативной части учебного плана используются для:

 изучение учебного предмета «Обществознание» - 1 час

 ведения спецкурса «Растения и грибы в жизни человека» -1 час

 ведения спецкурса «Истоки» -1 час, который реализует казачий компонент образования в казачьих 5-х классах

 ведения спецкурса «Казачество в истории Ставрополья» -1 час, который реализует казачий компонент образования в казачьих 6-х-7х классах

 ведения спецкурса «Удивительные животные» -1 час

 ведения спецкурса «Живой организм» -1 час

 ведения спецкурса «Тождественные преобразования выражений»- 1 час

 ведения спецкурса «Истоки»- 1 час

 ведения спецкурса «Естественнонаучный эксперимент» -1 час

 ведения спецкурса «Химия для любознательных» -1 час

 ведения спецкурса «Основы геометрии» -1 час

 

Недельный учебный план для V – VIII классов

IV. Основное общее образование

для – IX классов

Часы вариативной части учебного плана используются для ведения спецкурсов

В казачьих классах (9 «а», 9 «б», 9 «в») казачий компонент представлен

 элективным курсом «Введение языкознание» - 1 час, курс направлен на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, культурологической компетенций учащихся

На организацию предпрофильной подготовки обучающихся 9 –х классов отводится

 1 час за счет учебного предмета «Технология», интегрированный курс «Твоя профессиональная карьера»

 1 час для спецкурса «Финансовая грамотность» - это самостоятельный курс, направлен на подготовку учащихся к обоснованному выбору будущей профессиональной деятельности

В целях подготовки к государственной (итоговой) аттестации с учетом выбора учащихся 9 –х классов введены спецкурсы

 1 час- «Математические задачи с практическим содержанием», с целью развития практических умений и навыков. Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по математике.

 1 час - «Цветы в нашем доме».

Элективные курсы - это обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения, развивают содержание одного из базовых предметов, что позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи основного государственного экзамена по выбранному предмету

Недельный учебный план 9-х классов

 

Среднее общее образование

для Х-ХI классов

Учебный план МОУ СОШ № 9 для XI класса реализует модель профильного обучения. Освоение программ профильного обучения осуществляется в режиме 6-дневной учебной недели.

Модель профильного обучения предполагает стандартизацию двух уровней изучения основных учебных предметов: базисного и профильного, включение в компонент образовательного учреждения элективных курсов, которые может выбрать обучающийся в соответствии с индивидуальным профилем образования. Состав федерального компонента определяет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов.

Базовые общеобразовательные учебные предметы чебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы чебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.

При организации профильного обучения МОУ СОШ №9 из предложенного федеральным базисным учебным планом перечня дисциплин выбрало пять учебных предметов для изучения на профильном уровне (примерно 30% учебной нагрузки). Предметы, выбранные для изучения на профильном уровне, на базовом уровне не изучаются. Организация профильного обучения в 10 классе не приводит к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения предшествовала профориентационная работа.

Для получения среднего общего образования учащиеся 11 класса обучаются по социально-гуманитарному профилю.

Базовые образовательные учебные предметы- иностранный язык (английский), алгебра и начала анализа, геометрия, биология, химия, физика, астрономия, физическая культура, ОБЖ, экономика, география, технология.

Профильные образовательные учебные предметы- русский язык, литература, история, обществознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

Методика работы со статистическими материалами на уроках географии. Методики применения статистического метода.

Методика обучения географии - одна из профилирующих дисциплин высшего географического образования

Методика обучения географии дает ответы на вопросы:

- для чего учить?

- чему учить?

- как учить?

- с помощью чего учить?

- как учатся и развиваются школьники?

Немаловажное значение имеет изучение развития школьной географии и методических идей в историческом аспекте, что дает возможность критически оценить опыт прошлого и использовать его положительные моменты.

Методика обучения географии подразделяется на общую и частные методики преподавания географии: общая методика обучения географии - обучения географии в целом, устанавливает закономерности процесса обучения, определяет цели и задачи, разрабатывает содержание, определяет формы, методы, средства обучения; частные методики преподавания географии - преподавания отдельных курсов школьной географии ( исследуют отдельные вопросы методики: выработка умений и навыков, методика изучения климата и т.п.). В школе география была разделена на физическую и экономическую. Изучение вопросов физической и экономической географии имеет свои особенности.

Обучение любому предмету невозможно без учета возрастных особенностей учеников, их физиологического, психологического развития. Изучаемый материал должен быть по силам школьнику, вызывать определенный интерес. Поэтому большое значение для развития методики преподавания географии имеет психология. Данные педагогической и возрастной психологии о психофизиологических особенностях учащихся различного возраста учитываются при отборе содержания и выборе форм и методов обучения географии.

Как любая отрасль знания, методика обучения географии тесно связана с практикой, которая оказывает прямое влияние на развитие науки. Методика вооружает учителей теорией обучения и воспитания учащихся. Изучение социально-экономических условий развития нашей страны, состояния базовой науки, практики обучения географии в школе позволяет выделить актуальные проблемы, требующие научной разработки и решения.

В преподавании географии важное место занимает работа со статистическими данными. Количественные сведения ярко иллюстрируют географические объекты, процессы и явления, придают им определённость, дают представление о величине. Усвоение многих теоретических положений невозможно без привлечения статистических данных. Статистические методы являются одними из традиционных в географических исследованиях. Поэтому их использование в проектной деятельности учащихся также необходимо.

Стандарт основного общего образования по географии (2004) среди целей обучения географии включает «умение использовать статистические материалы». В соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ реализация данной цели предусмотрена в большинстве разделов изучения географии. Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования предполагает дальнейшее углубление знаний и умений в овладении статистическими методами географических исследований.

Таким образом, овладение статистическими методами является одним из условий успешного обучения географии в школе. Однако основные нормативные документы, регулирующие географическое образование, не раскрывают содержания статистических методов. Это создаёт ряд проблем в преподавании географии, для решения которых необходимо:

- определить содержание статистических методов;

- выбрать оптимальные методы и формы организации обучения статистическим методам географических исследований;

- создать средства обучения статистическим методам;

- выявить оптимальные формы организации обучения статистическим методам.

Методику применения статистических методов в школьной географии рассматривали Н.Н. Баранский, Л.М. Панчешникова, А.В. Даринский, В.А. Щенев, В.П. Максаковский, Н.Н. Петрова, С.А. Сухинин и другие. Статистические методы представляют собой совокупность приёма по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические объекты и явления.

Овладение статистическими методами предполагает следующие умения:

- проводить сбор статистической информации;

- группировать объекты и явления (производить классификацию и типологию);

- вычислять обобщающие показатели - абсолютные, относительные, средние величины;

- выявлять различия между единицами наблюдения - вычислять показатели вариации;

- выявлять и измерять корреляционные связи между явлениями и процессами;

- выявлять тенденции развития явлений и процессов во времени - обрабатывать ряды динамики.

- представлять результаты обработки статистических данных в форме таблиц, диаграмм, картограмм и картодиаграмм.

Работа со статистическими данными начинается с их сбора - статистического наблюдения. Для этого необходимо определить единицу наблюдения и признаки, по которым будет осуществляться сбор данных. Признаки регистрации выражаются в виде количественных и качественных показателей. Данные показатели достаточно многочисленны и разнообразны, но в то же время они взаимосвязаны и образуют систему. В основе данной системы должны лежать принципы последовательности, взаимосвязи, единства методики вычисления.

Критерии отбора показателей следующие: соответствия сложности возможностям учащихся данного возраста, соответствие объёма содержания времени на изучении данной темы, соответствие имеющейся учебно-методической и материальной базе школы.

К новым формам обучения статистическим методам можно отнести проектную деятельность учащихся по географии, в процессе которой они проводят самостоятельное научное исследование по отдельной теме. Данная форма обучения предполагает следующие виды деятельности: составление программы исследования, статистического инструментария, сбор и обработку полученных данных. Всю процедуру исследований можно представить в виде схемы.

Любое научное исследование начинается составлением программы исследования. В ней необходимо указать цель работы, задачи, объект исследования, единицу наблюдения, признаки регистрации, место и сроки сбора информации. На основе программы составляется статистический инструментарий - бланки (анкеты), методические инструкции к ним.

Затем учащиеся приступают к сбору информации в форме заполнения бланков. Существует достаточно большое количество методов получения информации. Учащимся доступны следующие из них: документальный, опросный и непосредственное наблюдение.

Сводка является следующим этапом исследования. Все сведения заносятся в единую таблицу. Затем они подвергаются группировке, то есть разделяются на группы по выбранному признаку. С помощью группировки можно решить ряд задач - провести топологию явления, взаимосвязи между явлениями и процессами, происходящими в совокупности.

Для получения общей картины изучаемого признака рассчитываются средние показатели. Однако в совокупности редко можно встретить однородную картину, поэтому необходимо изучить вариацию, то есть колебания, возникшие в совокупности. Это делается с помощью ряда показателей вариации, основными из которых являются дисперсия и коэффициент вариации.

В дальнейшем исследователь может задать себе вопрос: «Почему возникли колебания?» На этот вопрос можно ответить, изучив корреляционные связи между признаками. С помощью регрессионно-корреляционного анализа выявляются формы и теснота связей.

Изучение динамики явлений и процессов - одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед исследователем. Что будет с данным явлением в будущем, по какому пути пойдёт развитие явления? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав динамические ряды. Для этого следует вычислить темпы роста, прироста, средние уровни ряда динамики, а также провести аналитическое выравнивание.

Таким образом, количественные данные можно обработать с помощью различных статистических методов. Их применение позволяет конкретизировать явления, выявлять географические закономерности, создавать проблемную ситуацию на уроке, организовывать частично поисковую и исследовательскую деятельность учащихся. Результатом должно стать повышение интереса к географии, повышение качества обучения.

Основы методики применения статистического метода в обучении школьной географии заложены Н.Н. Баранским в работе «Методика преподавания экономической географии». Отмечая большое значение статистической информации в преподавании экономической географии, Н.Н. Баранский советует «не злоупотреблять цифровым материалом, не обращать его в самоцель, не заменять им карты, не подменять экономическую географию экономической статистикой».

Выделиться следующую область применения статистических данных в обучении географии: - в качестве источника точного фактологического материала, служащего для конкретизации теоретических положений; - как самостоятельный источник географических знаний, а следовательно как информационная база для обобщения и выявления географических закономерностей; - как основа для создания проблемной ситуации на уроке, организации частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников, что способствует развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений; - для ознакомления учащихся с приёмами научного познания - наблюдением, анализом, обобщением, систематизацией, тем самым формируя у них представление о методах и приёмах географических исследований.

Использование статистического метода в обучении географии в школе отличается последовательностью, в составе которой можно выделить следующие приёмы работы:

1. статистическое наблюдение;

2. группировку изучаемых объектов;

3. вычисление статистических показателей;

4. анализ полученных данных;

5. представление статистических величин в графической, картографической, табличной или текстовой формах.

Статистическое наблюдение представляет собой сбор количественных данных о признаках изучаемых географических объектов. Первоначально учащиеся знакомятся с данным приёмом ещё в 6 классе на примере календаря погоды, который составляется на основе непосредственного наблюдения за температурой воздуха, направлением ветра, облачностью, осадками, фенологическими изменениями в природе. Регистрация данных об элементах погоды позволяет впоследствии в ходе их обработки и обобщения выявить её особенности по месяцам и сезонам года и сформировать понятие «климат».

В старших классах статистическое наблюдение осуществляется в документальной форме, когда на основе отдельных источников статистической информации - таблиц, графиков, карт - учащиеся отбирают необходимые для их работы данные, служащие информационной основой для дальнейшего анализа и выявления закономерностей, присущих рассматриваемой совокупности географических объектов. Примером такой работы является фиксирование в тетради учащимися данных о величине добычи нефти в ряде стран мира или считывание с карты атласа «Воспроизводства населения мира» значений о величине естественного прироста (убыли) в некоторых государствах мира.

Задача учителя при формировании у учеников приёма статистического наблюдения заключается в необходимости научить их определять наиболее важные и необходимые для дальнейшего анализа признаки, количественные значения которых у различных объектов будут регистрироваться непосредственно или отбираться из источников статистических данных.

Собранные в процессе непосредственного или документального статистического наблюдения количественные данные подвергаются группировке. Ее суть заключается в выделении в составе изучаемой совокупности географических объектов отдельных групп, однородных по рассматриваемому количественному признаку. Распределение объектов по выделенным группам позволяет выявить закономерности развития всей совокупности в целом. Таким образом, группировка, являющаяся одной из операций по обработке полученной информации, выступает вторым этапом применения статистического метода в обучении школьной географии и позволяет, систематизировав материал, получить новые знания об изучаемых географических объектах и явлениях.

С группировкой как конкретным приёмом работы со статистическими данными школьников можно ознакомить в старших классах при изучении социально-экономической географии применяется группировка стран мира по демографическим и экономическим показателям. Так, распределив страны по величине ВВП на душу населения можно определить уровень их социально-экономического развития, на отдельных «полюсах» которого будут находиться наиболее и наименее развитые страны.

Методика использования статистических показателей в школьном курсе географии отличается сложностью и последовательностью. Задачей учителя при этом является не просто ввести в систему знаний тот или иной необходимый показатель как количественную характеристику рассматриваемого объекта, но и научить их его расчёту и продемонстрировать аналитическое значение, заключающееся в выявлении и раскрытии географических особенностей и закономерностей. Сложность методики обучения учащихся работе со статистическими показателями позволяет выделить в ней несколько этапов:

1 - формализация показателя, которая состоит в ведении названия показателя его условного (буквенно-символьного) обозначения. Для облегчения школьникам запоминания изучаемого показателя наиболее удачно использовать буквенные обозначения, совпадающие с его названием. Например, естественный прирост населения можно обозначить как «ЕП», плотность населения - «ПН», грузооборот транспорта - «ГО». Это позволит учащимся с буквенными обозначениями ассоциировать названия показателей, что будет способствовать укреплению их запоминания. В то же время можно использовать и обозначения, аналогичные известным школьникам, из других дисциплин. Например, площадь территории в формуле плотности населения можно обозначить как «S».

2 - определение показателя и раскрытие целей его применения, что позволит учащимся уяснить его сущность и предназначение, то есть сделать его использование в практических целях осознанным. Определение показателя, так же как и его название, не должно быть громоздким и наукообразным, препятствующим пониманию и запоминанию его школьниками. Напротив, необходимо его упростить и сделать доступным для запоминания и воспроизведения. Так, общий коэффициент рождаемости может быть обозначен как число родившихся за год в расчёте на 1000 человек годовой численности населения, а сальдо миграции - как разность между численностью иммигрантов и эмигрантов за год (или другой период).

3 - решение математической модели, на которой учитель должен представить ученикам формулу для исчисления вводимого показателя и определить его единицы измерения. При этом необходимо не только написать формулу соответствующего показателя, но и прочитать её, попросить учащихся проделать то же самое. Так, формула для расчёта общего коэффициента рождаемости имеет вид:

КР = (Р/ЧН) × 1000

а определение звучит как: «коэффициент рождаемости (Кр) - это отношение числа родившихся в стране за год (Р) к годовой численности населения (ЧН), умноженное на 1000, то есть выраженное в промилле (‰)».

4 - географическая интерпретация статистического показателя, при которой происходит переход от математической модели к реальным географическим условиям. Этот этап является важным в методике обучения учащихся статистическим показателям, поскольку в ходе него осуществляется их своеобразная апробация на практике, то есть вычисление конкретных значений показателя по представленным учителем или в учебнике данным. Это позволяет не только закрепить теоретические знания, но и сформировать умения расчёта и анализа показателей учениками первоначально совместно с учителем, а затем самостоятельно. Для этого необходимо подобрать несколько простейших заданий (можно в нескольких вариантах, используя групповую форму обучения), которые можно представить в виде элемента практической работы. Например, рассчитать по выведенной формуле плотность населения крупных регионов (материков или частей света) и сравнить их между собой и со среднемировой величиной. Помимо расчёта, учащимся можно предложить отобразить найденные величины в графической или картографической форме.

Одним из эффективных способов использования приёма расчёта статистических показателей в школьной географии являются вычислительные географические задачи. Цель их применения - ознакомить школьников с методами географического анализа на основе расчёта статистических показателей, характеризующих изучаемые явления и объекты. При этом возможно выделить несколько принципиальных типов таких задач:

- расчёт относительных показателей, исходя из абсолютных величин;

- перевод относительных данных в абсолютные;

- определение изменения величины статистического показателя при реализации заданных условий.

Использование демографических задач в качестве одной из форм приёма по расчёту статистических показателей - средство не только закрепления знаний учащихся по географии, но и расширение их научного кругозора. Оно вносит в процесс обучения элементы микрогеографических исследований. При этом все типы задач должны быть адаптированы к уровню знаний учащихся и могу при необходимости усложняться, комбинируя несколько показателей одновременно.

Логическим продолжением приёма расчёта статистических показателей в школьной географии является их анализ, в ходе которого на основе найденных величин делают вывод о состоянии изучаемого географического объекта и его развитии. Анализ статистических показателей базируется на сравнении их значений, с выделением черт сходства и различий в них.

Наибольшую сложность представляет собой сравнение абсолютных и относительных показателей между собой, которое позволяет определить наличие связи между несколькими признаками и явлениями. Такой сопряжённый анализ нескольких статистических величин должен включать в себя выявление направления изменения одного показателя при изменении другого, установление связи между показателями, которую можно перенести и на взаимосвязь признаков объектов, которые они количественно отображают. Пример такого сравнительного анализа - установление типа климата на основе данных о распределении количества осадков и среднемесячных температур воздуха по сезонам года или же выявление перспективных изменений численности населения по данным динамики уровней рождаемости, смертности и величины средней продолжительности жизни.

Собранные и обработанные статистические данные необходимо отобразить в текстовом, табличном, графическом и картографическом виде. Наглядное представление величины статистических показателей позволяет посредством зрительных ассоциаций сделать их более выразительными для анализа и придать отображаемым величинам конкретную количественную определённость.

Текстовой способ представления статистической информации заключается в письменном анализе величин найденных показателей. Он является достаточно громоздким и трудоёмким, так как требует от учащихся много учебного времени, но в то же время развивает логические способности школьников, учит их последовательно и научно грамотно излагать свои мысли, делать выводы, основываясь на значениях определённых ими статистических показателей.

Наиболее компактной и более используемой формой изложения количественных данных в школьной географии являются статистические таблицы. Они представляют собой систему строк и столбцов (граф), в которых в определённом порядке излагается статистическая информация. Первоначально, знакомясь со статистическими таблицами при изучении географии в 6 классе, школьники постепенно учатся их строить (составлять), анализировать, преобразовывать. Для овладения этому умению учителю необходимо объяснить учащимся сущность табличного способа представления количественных данных.

В таблице можно выделить три основные части:

- заголовок, в котором указаны, к какой категории и к какому времени относятся данные таблицы;

- подлежащее, представленное объектом изучения;

- сказуемое, которое образуют ряд показателей, характеризующих подлежащее, как бы «рассказывающих» о нём.

Весьма сложны комбинированные таблицы, в которых объекты распределены по группам, выделенным по нескольким признакам одновременно. Они дают возможность проследить степень влияния отдельных признаков на изучаемый объект, определить их взаимосвязь и взаимоотношение.

Наиболее наглядной формой отображения статистических данных является графическая, выраженная графиками и диаграммами. Представление о них закладывается у школьников при изучении математики и черчения, а развивается и дополняется при изучении географии. Графики иллюстрируют положение объекта и его параметров в системе координат. Они наиболее часто используются для отображения динамики величины статистических показателей, характеризующего определённый признак во времени, например, рост численности населения, изменение среднемесячной температуры воздуха в течение года.

В диаграммах рассматриваемый показатель отображается посредством диаграммной фигуры. В зависимости от её вида различают линейные (в виде линий, полос одинаковой ширины), плоскостные (в виде геометрических фигур) и изобразительные (содержат художественные элементы - рисунки, силуэты объектов, их фотографии, что придаёт наглядность и вызывает интерес учащихся при работе с ними) диаграммы, которые могут быть использованы для сравнения, выявления структуры, анализа динамики объекта и его признаков. Диаграммы отличаются сравнительной простотой построения и анализа, позволяют посредством зрительных ассоциаций создать у школьников наглядное представление об особенностях изучаемых явлений и легко запомнить выявленные закономерности их развития.

В школьном курсе географии применяются и специфические формы графических изображений, одновременно сочетающие в себе особенности и графиков, и диаграмм.

Половозрастная пирамида, подобно климатограмме, также имеет важное аналитическое значение, поскольку наглядно показывает соотношение полов по возрастным группам населения, а следовательно, на их основе отражает особенности как половой, так и возрастной структуры населения.

Построенные в одной системе координат графики разнонаправленных, но взаимосвязанных процессов, например, уровень рождаемости и смертности, величины эмиграции и иммиграции, экспорта и импорта товаров, позволяют не только проследить их динамику, но и выявить соотношение между ними, выражающееся, соответственно, в естественном приросте или убыли населения, сальдо миграции, сальдо (баланс) внешней торговли.

Среди картографических изображений для представления статистических данных наиболее широко используются картограммы и картодиаграммы. Картограммы находят своё применение при отображении, в основном, относительных статистических показателей, характеризующих, к примеру, плотность населения по отдельным административно-территориальным единицам государства, уровня урбанизации, обеспеченность пашней или транспортной сетью, среднедушевое производство электроэнергии. В них статистические данные отображаются с помощью различной штриховки или окраски территориальных единиц в соответствии с выбранной шкалой распределения величины количественного показателя. Картодиаграммы, напротив, в основном отображают абсолютные данные - численность населения отдельных административно-территориальных единиц, объём добычи нефти, выплавку чугуна.

 

Подборка заданий к ГИА с использованием статистического метода.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по географии 2017 года сохранили общую структуру. Экзаменационная работа отражает два содержательных уровня (базовый и профильный) подготовки учащихся по географии.

Как показывает статистика прошлых лет, оказались трудными задания по теме «Городское и сельское население. Города». Для улучшения знаний по этой теме необходимо проводить работу со статистическими материалами.

Темы «Численность, естественное движение населения России», «Направления и типы миграции», «Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода» также являются сложными. Причина: недостаточно сформированы навыки работы со статистическим материалом.

Для формирования и развития навыка решения подобных заданий, для повышения качества результата, мною был подобран материал для подготовки учащихся. Представлен он банком заданий, построенных на статистическом материале.

 

Пример 1. Используя данные таблицы 3, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2007 г. для Ленинградской области.

Таблица 3

Численность и естественный прирост населения Ленинградской области.

 

2007

2008

Среднегодовая численность населения, человек.

1635543

 

1632622

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год.

–16079

нет данных

Полученный результат округлите до целого числа.

Ответ: ______ ‰

Решение.

При решении задач подобного типа необходимо использовать показатели искомого года, в данной задаче – это 2007 г.

Кеп = (–16079/1635543) х 1000 = (– 0,0098) х 1000 = – 9,8 ‰

Ответ: –10 ‰

 

Пример 2. Используя приведенные в таблице 4 данные, определите, в какой из стран – Алжире, Чили или Италии – показатель смертности в расчете на 1 тыс. жителей наибольший. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные (вычисления) или рассуждения. Объясните, почему в этой стране показатель смертности наибольший.

 

Таблица 4 Демографические показатели Алжира, Чили и Италии.

 

Алжир

Чили

Италия

Общая численность населения, млн. чел.

33,3

16,3

58,1

Доля населения в возрасте до 15 лет, %

35

25

14

Доля населения старше 65 лет, %

5

8

19

Рождаемость, ‰

17,1

15,0

8,5

Естественный прирост, ‰

12,1

9,1

-2,0

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

73,5

76,9

80,0

Доля городского населения, %

49

87

90

Решение.

Сначала необходимо высчитать показатель смертности для каждой страны. Для этого из основной формулы выводим искомую:

Кс (Алжир) 17,1 – 12,1 = 5

Кс (Чили) = 15 – 9,1 = 5,9

Кс (Италия) = 8,5 – (-2,0) = 8,5 + 2 = 10,5

Таким образом, наибольший показатель смертности характерен для Италии. Причина: наибольшая доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре Италии.

 

Пример 3. Внутренние миграции населения оказывают заметное влияние на численность населения субъектов Российской Федерации. При планировании мер по обеспечению населения жильем, рабочими местами, объектами социальной сферы необходимо учитывать влияние миграционных процессов на численность населения региона (в табл. 5 приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы государственной статистики).

Таблица 5. Численность и естественный прирост населения Ленинградской области

 

2006

2007

2008

Численность постоянного населения на 1 января, человек

1643888

1637737

 

1633350

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год

–18665

–16079

нет данных

Проанализировав эти данные, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Ленинградской области в 2007 г. Запишите решение задачи.

Решение.

1. Нужно определить, как изменилась численность населения за 2007 г.,: необходимо найти разность между численностью на 1 января 2008 г. (этот показатель показывает численность населения на конец 2007 г.) и на 1 января 2007 г. (этот показатель – на начало года), т.е. в результате этого действия определится сумма ЕП и СМ.

1633350 – 1637737 = – 4387, следовательно, численность населения сократилась на 4387 чел.

2. Имея из таблицы 5 величину ЕП и полученный показатель в первом действии, можно вычислить величину механического прироста населения.

–4387 – (–16079) = 11692.

Ответ: 11692 человек.

 

Пример 4. Используя приведенные в таблице 6 данные, определите, в какой из стран – А, Б или В – доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения наибольшая. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные и рассуждения. Укажите причину более высокой доли пожилого возраста в населении этой страны.

Таблица 6 Демографические показатели А, Б и В.

 

Страна А

Страна Б

Страна В

Общая численность населения, млн. чел.

8,0

149,0

38,0

Численность населения в возрасте до 15 лет, млн. чел.

1,3

49,2

16,7

Численность населения старше 65 лет, млн. чел.

1,2

7,5

1,5

Рождаемость, ‰

9

27

41

Естественный прирост, ‰

9

8

14

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

80

62

50

Доля городского населения, %

67

24

23

Средняя плотность населения, чел/км²

99

1035

14

 

Решение.

1. Необходимо высчитать долю (Д) населения старше 65 лет в общей численности населения страны:

Д (страна А) = 1,2/8,0 = 0,15

Д (страна Б) = 7,5/149,0 = 0,05

Д (страна В) = 1,5/38,0 = 0,04

Полученные данные можно высчитать также с помощью метода пропорции. Результат получится в процентах: страна А – 15 %, страна Б – 5 % и страна В – 4 %.

Следовательно, доля лиц пожилого возраста наибольшая в стране А.

2. Причина: Низкая рождаемость в стране А, а также в данной стране высокая средняя продолжительность жизни.

 

Пример 5. Используя данные таблицы, приведённой ниже, сравните долю сельского хозяйства в ВВП и долю сельского хозяйства в общем объёме экспорта Австралии и Колумбии. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.

Социально-экономические показатели развития Австралии и Колумбии в 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение:

1) доля сельского хозяйства в ВВП Колумбии выше, чем в ВВП Австралии, и приводятся значения 12% и 4%;

2) доля сельского хозяйства в экспорте Колумбии выше, чем в экспорте Австралии, и приводятся вычисления 5 : 25 и 15 : 117,

3) сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике Колумбии.

 

Пример 6. Для развития сельскохозяйственного производства страны большое значение имеют как природные, так и материальные ресурсы.

Используя данные таблицы, сравните страны А и Б по таким показателям, как общая площадь пашни и количество тракторов, приходящихся на 1000 гектаров пашни.

 

Страна

Общая площадь земельных угодий, тыс. га

Доля пашни в общей площади, %

Трактора, шт.

А

250000

3

97500

Б

120000

4

90000

Пояснение:

При выполнении этого задания необходимо сначала определить общую площадь пашни в каждой из стран, а затем разделить количество тракторов на площадь пашни. Необходимо помнить, что сравнение подразумевает на просто указание соответствующих цифр для каждой из стран, но и четкого использования слов «больше», «меньше. Ответ на задание может быть записан так:

В стране А общая площадь пашни больше, чем в стране Б, так как 3% от 250000 составляет 7500 тыс. га, что больше, чем 4% от 120000 (4800 тыс. га), а количество тракторов, приходящихся на 1000 гектаров пашни, больше в стране Б — 18,75 шт. против 13 в стране А.

 

Пример 7. На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы государственной статистики.

 

Численность и естественный прирост населения Смоленской области.

 

 

Показатель

 

2008

2009

2010

Численность постоянного населения на 1 января, чел.

983 227

 

974 139

 

965 986

 

 

Среднегодовая численность населения, чел.

978 683

 

970 063

 

Нет данных

 

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год

-9389

 

-8174

 

-7830

 

 

Проанализировав эти данные, определите:

1) показатель естественного прироста населения в ‰ в 2009 г. для Смоленской области. Полученный результат округлите до целого числа;

2) величину миграционного прироста (убыли) населения Смоленской области в 2009 г. Запишите решение задачи.

Решение:

1) - 8174/970063 х 1000 = - 8 ‰

2) 965 986 – 974 139= –8153;

2) –8153 – (–8174) = 21.

В 2009 г. численность населения Смоленской области сократилась на 8153 человека. За счёт естественной убыли произошло сокращение на 8174 человека.

Миграционный прирост населения составил: – 8153 + 8174 = 21.

 

Пример 8. Какие из следующих выводов о тенденциях изменения объемов промышленного производства, сделанные на основе анализа данных приведенной ниже таблицы, верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Динамика объемов промышленного производства.(в % к предыдущему году)

Регион

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Республика Адыгея

115,2

107,2

108,7

102,7

Самарская область

114,4

105,8

102,2

101,0

Томская область

105,3

107,0

103,9

100,7

Алтайский край

122,0

104,5

104,4

101,3

 

1). Объемы промышленного производства в Томской области ежегодно уменьшались в период с 2010 по 2013 г.

2). Объемы промышленного производства в республике Адыгея ежегодно увеличивались в период с 2010 по 2013 г.

3). Объемы промышленного производства в Алтайском крае ежегодно уменьшались в период с 2010 по 2013 г.

4). Объемы промышленного производства в Самарской области ежегодно увеличивались в период с 2010 по 2013 г.

Пояснение:

В данном задании правильными ответами будут 2 и 4.Необходимо смотреть количество процентов каждого года по отношению к предыдущему. Если больше 100 % - увеличение, если меньше – сокращение.


Вывод.

По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что научная гипотеза подтвердилась по всем пунктам. Действительно, при обучении школьников методам работы со статистическим материалом необходимо учитывать их возраст и, соответственно, уровень подготовки, так как многие методы требуют определённых познаний в математике, логике. А соответствующие знания ученики получают в разных классах. Обучение статистическим методам должно проходить от простого к более сложному, должно быть увязано с уровнем подготовки учеников по другим, имеющим прямое отношение к решению статистических задач предметам. Кроме того, статистические методы необходимо использовать в системе. Не достаточно оперировать одними лишь голыми цифрами. Это приведёт к низкому уровню подготовки учеников, так как цифры сами по себе запоминаются довольно сложно. Необходимо применять наряду с цифровыми данными и наглядные методы обучения: диаграммы, картограммы, климатограммы и так далее. Наглядное представление величин позволяет проще осмыслить и понять смысл приводимых статистических данных. Также помогает намного лучше понять и запомнить новый материал использование разнообразных приёмов подачи этого материала, что хорошо видно на примере прочтения и написания различных формул. Разный подход к одной и той же проблеме позволяет ученикам наиболее полно задействовать свой разум, не просто отмахнуться от задачи, а пропустить её через себя, посмотрев на неё под разными углами. А то, что осмыслено самостоятельно, остаётся в памяти надолго, практически навсегда.

Правильное использование методики изучения статистического материала в ходе учебного курса позволит получить более высокий результат обучения и усвоения программы обучающимися и, соответственно, более высокий результат в итоговой аттестации.

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что статистический материал в географии имеет огромное значение на протяжении всего её курса. И задача педагога научить школьников правильно и грамотно пользоваться статистическими данными и методами. Чтобы на их основе ученики могли не только анализировать происходящие явления, но и делать выводы о возможном развитии процессов в будущем.


 

СПИСОК Řß ИСПОЛЬЗОВАННОЙ Řß ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова, М.Ю. Единый государственный экзамен. География. Решение демографических задач [Текст]: методические рекомендации в помощь учителям географии / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова; под ред. В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 15 с.

2. Анучин В.А. Теоретические проблемы географии. – М., 1960.

3. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. – М.: Мысль, 1982

4. Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. – М.: Географгиз, 1960.

5. Бочкарева В.Д. Математика для студентов географических направлений. (Место и роль математики в современном мире, в том числе в географических наука) Учебно-методическое пособие. – Саранск ,2012

6. Галай И.П. Учебное пособие по курсу «Методика преподавания географических дисциплин»., М. – 2010.

7. Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований: Учебное пособие для студентов вузов/ В.К.Жучкова, Э.М. Раковская – М.; Издательский центр «Академия», 2004.

8. Максаковский В.П. «Географическая культура», М., 1998 г. с. 212-213

9. Петрова Н.Н., доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией географического образования ИСМО РАО; Сухин С.А., аспирант лаборатории географического образования. «Статистический метод» // «География в школе». - 2004 г. - №4.-С. 51-55.

10. Петрова Н.Н., Сухин С.А. «Статистический метод» // «География в школе». - 2004 г. - №5.-С. 39-46.

11. Решение трудных задач ЕГЭ по географии [Текст]: методические рекомендации в помощь учителям географии / авт.- сост.: М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. - 54 с. с.

12. Статистика в курсе экономической и социальной географии [Текст]: Методические рекомендации в помощь учителям географии / авт.-сост. Аксенова М.Ю., Храмова Е.В.; под ред. В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 2004

13. Филандышева Л. Б., Сапьян Е. С. «Статистические методы в географии». Учебно – методическое пособие.- 2015 г., Томск.

 

Интернет ресурсы:

1.www.math.mrsu.ru (математические методы в географии).

2. http://www.statsoft.ru/home/textbook/modules/stbasic.html (Электронный учебник по статистике).

3. http://psystat.at.ua/ (Статистика в психологии и педагогике).

4. http://elib.bsu.by/handle/123456789/37966 (статистические методы в географии).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×