Использование театральных постановок для развития эмоционального интеллекта у дошкольников старшей группы | Дорофеева Светлана Леонидовна. Работа №346138. Номер работы: №346138
Аннотация. В статье рассматривается использование театральных постановок как эффективного средства формирования эмоционального интеллекта у детей старшей группы. Приводятся примеры постановок и конкретных театральных упражнений, которые способствуют развитию эмоциональных и социальных навыков у дошкольников.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, театрализация, дошкольники, эмоциональное развитие, старшая группа, театральные постановки, воспитание.
Использование театральных постановок для развития эмоционального интеллекта у дошкольников старшей группы
Дорофеева Светлана Леонидовна, воспитатель
Детский сад «Green Gate»
Аннотация. В статье рассматривается использование театральных постановок как эффективного средства формирования эмоционального интеллекта у детей старшей группы. Приводятся примеры постановок и конкретных театральных упражнений, которые способствуют развитию эмоциональных и социальных навыков у дошкольников.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, театрализация, дошкольники, эмоциональное развитие, старшая группа, театральные постановки, воспитание.
Важность развития эмоционального интеллекта у дошкольников в современных условиях нельзя переоценить. Дети учатся понимать и выражать свои эмоции, что помогает им лучше адаптироваться в обществе и успешно взаимодействовать с другими людьми. Один из эффективных способов способствования эмоциональному развитию детей — это использование театральных постановок на занятиях. Театральная деятельность способствует не только когнитивному, но и эмоциональному развитию ребенка, создавая условия для самовыражения, сопереживания и взаимодействия с окружающими.
В старшей группе дети уже готовы к более сложным видам театральной деятельности, включая инсценировки на основе литературных произведений, сказок, а также оригинальные постановки, созданные совместно с педагогом. Театральные постановки позволяют детям проживать различные эмоциональные ситуации, учиться различать и выражать эмоции, которые они могут испытывать в реальной жизни.
Одним из важных аспектов театрализации является то, что в процессе игры дети вынуждены сталкиваться с различными эмоциональными состояниями, будь то радость, грусть, страх или злость. Это позволяет развивать у ребенка эмпатию — способность понимать и сопереживать чувствам других людей. Например, инсценировка сказки «Колобок» или «Три поросенка» дает детям возможность не только изображать персонажей, но и анализировать их эмоции и поступки. Так, роль хитрой лисы учит ребенка осознавать хитрость и манипуляции, а участие в роли одного из поросят может помочь ему проявить стойкость и уверенность.
Примером театральной постановки для развития эмоционального интеллекта является игра «Живая сказка», где дети самостоятельно распределяют роли, выбирают героев и решают, как они будут взаимодействовать между собой. В такой деятельности ребенок не только получает возможность выразить свои эмоции через персонажей, но и учится принимать решения, которые влияют на развитие сюжета. Это развивает навыки социальной адаптации, помогает осознавать собственные эмоции и учиться их контролировать. Для педагога важно в этот момент поддерживать и направлять детей, помогая им понимать значение эмоций и их влияние на поведение.
Театральные игры также способствуют развитию саморегуляции у детей. Например, игра «Зеркало» помогает ребенку научиться контролировать свои эмоции и выражения лица. В этой игре один ребенок показывает различные эмоции, а другой должен точно их повторить, как отражение в зеркале. Это упражнение не только развивает эмоциональную осведомленность, но и помогает детям лучше осознавать свои эмоциональные состояния и управлять ими. Подобные игры помогают воспитателю мягко и ненавязчиво развивать эмоциональные навыки у детей через игру.
Еще одним полезным упражнением для развития эмоционального интеллекта является игра «Путешествие по странам эмоций». В рамках этой игры дети представляют себя в различных «странах», каждая из которых символизирует определенное эмоциональное состояние: страна Радости, страна Страха, страна Грусти и другие. Каждый ребенок должен изобразить поведение и настроение, которое соответствует той или иной стране, а после обсудить с педагогом и группой, что он чувствовал и как можно управлять этими эмоциями. Это помогает детям осознавать, что каждое эмоциональное состояние имеет свои проявления и, что важно, с ними можно работать.
Использование театральных постановок также помогает развивать у детей уверенность в себе. Ребенок, который участвует в постановке, учится не бояться выступлений перед публикой, обретает уверенность в своих силах и развивает чувство собственной значимости. Это особенно важно для тех детей, которые испытывают затруднения в общении или застенчивость. Театр помогает ребенку преодолеть страх публичных выступлений и укрепить его социальные навыки. В старшей группе детского сада такие навыки начинают формироваться активно, и театрализация играет здесь ключевую роль.
Важно отметить, что успех театральной деятельности во многом зависит от самого педагога, который направляет детей в процессе игры, помогает им осознать свои эмоции и создает атмосферу, в которой ребенок чувствует себя уверенно и свободно. Воспитатель должен поддерживать каждое проявление творчества у ребенка, независимо от его опыта или уровня развития, и поощрять его к самовыражению.
Таким образом, использование театральных постановок в старшей группе является эффективным средством для развития эмоционального интеллекта у дошкольников. Театрализация помогает детям научиться понимать и управлять своими эмоциями, развивает навыки эмпатии и социальной адаптации, укрепляет уверенность в себе. Педагог, применяя театральные постановки в своей практике, создает условия для гармоничного развития ребенка, способствуя его эмоциональному и личностному росту.
Список литературы
Агапова Т.В.,
Голосеева
М.Э.,
Ишунькина
И.И. Социально - нравственное развитие
дошкольников посредством театрализации // Инновационная наука. 2019. №7-8. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-nravstvennoe-razvitie-doshkolnikov-posredstvom-teatralizatsii
(дата обращения: 03.10.2024).
Гиниятуллина
Э.Д.
Развитие эмоционального интеллекта дошкольника //
Universum
: психология и образование. 2019. №2 (56). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-doshkolnika
(дата обращения: 03.10.2024).
Иванова Т.А.
О
собенности эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Вестник магистратуры. 2023. №3-2 (138). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-u-starshih-doshkolnikov
(дата обращения: 03.10.2024).
Пьянова
Е.Н.
, Башарова
А.Ф.
В
осприятие и понимание эмоционального состояния другого человека как этап в развитии эмоционального интеллекта дошкольника // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-i-ponimanie-emotsionalnogo-sostoyaniya-drugogo-cheloveka-kak-etap-v-razvitii-emotsionalnogo-intellekta-doshkolnika
(дата обращения: 03.10.2024).
Чагарова
М.Д.
Р
азвитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Педагогический вестник. 2023. №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1 (дата обращения: 03.10.2024).