Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование технологии критического мышления на уроках технологии | Брынза Валентина Ивановна. Работа №340514

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения технологии критического мышления на уроках технологии. Описаны основные принципы и методы, которые способствуют развитию у учащихся навыков анализа, оценки и самостоятельного принятия решений. Приведены примеры практических заданий и упражнений, направленных на развитие критического мышления, а также рекомендации для педагогов по интеграции данной технологии в образовательный процесс.

Ключевые слова: критическое мышление, уроки технологии, анализ, оценка, проектная деятельность, образовательный процесс.

 

Развитие критического мышления у учащихся является одной из ключевых задач современного образования. На уроках технологии применение этой технологии позволяет не только научить школьников техническим навыкам, но и развить у них умение анализировать информацию, оценивать различные подходы и принимать обоснованные решения. Критическое мышление помогает учащимся более глубоко осваивать учебный материал, самостоятельно решать проблемы и адаптироваться к изменяющимся условиям.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

Брынза Валентина Ивановна, учитель технологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 19»

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения технологии критического мышления на уроках технологии. Описаны основные принципы и методы, которые способствуют развитию у учащихся навыков анализа, оценки и самостоятельного принятия решений. Приведены примеры практических заданий и упражнений, направленных на развитие критического мышления, а также рекомендации для педагогов по интеграции данной технологии в образовательный процесс.

Ключевые слова: критическое мышление, уроки технологии, анализ, оценка, проектная деятельность, образовательный процесс.

 

Развитие критического мышления у учащихся является одной из ключевых задач современного образования. На уроках технологии применение этой технологии позволяет не только научить школьников техническим навыкам, но и развить у них умение анализировать информацию, оценивать различные подходы и принимать обоснованные решения. Критическое мышление помогает учащимся более глубоко осваивать учебный материал, самостоятельно решать проблемы и адаптироваться к изменяющимся условиям.

Критическое мышление включает в себя несколько ключевых элементов. Анализ информации: учащиеся учатся разделять информацию на составные части, выявлять связи и понимать, как различные элементы влияют друг на друга. Оценка аргументов: учащиеся оценивают силу и обоснованность представленных аргументов, принимают во внимание возможные ошибки или недостатки в логике. Принятие решений: на основе анализа и оценки информации учащиеся принимают обоснованные решения, осознавая возможные последствия своих действий. Рефлексия: учащиеся учатся осмысливать свой опыт и делать выводы для дальнейшего развития.

На уроках технологии можно использовать различные методы и техники, направленные на развитие критического мышления у учащихся. Метод мозгового штурма помогает учащимся генерировать идеи и решения для различных технических задач. Например, при разработке проекта учащиеся могут предложить различные материалы или конструкции, обсудить их преимущества и недостатки, а затем выбрать наиболее подходящий вариант.

В сравнительном анализе учащимся предлагается сравнить различные материалы, инструменты или технологии, используемые в проекте, и оценить их по различным критериям, таким как стоимость, долговечность, безопасность и т. д. Этот метод помогает учащимся развивать навыки оценки и аргументации.

В кейс-методе учитель предлагает учащимся конкретные проблемные ситуации, связанные с технологией, и задает вопросы, требующие анализа и критической оценки. Например, ученики могут рассмотреть экологические последствия использования различных материалов и предложить альтернативные решения.

На уроках также можно организовывать дискуссии на темы, связанные с технологиями, например, о плюсах и минусах использования новых технологий в быту или промышленности. Учащиеся учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать других и учитывать разные позиции.

Разработка и реализация проектов способствует развитию критического мышления, так как учащиеся должны планировать свою работу, принимать решения, сталкиваться с проблемами и искать способы их решения. Например, при создании модели или изделия учащиеся могут столкнуться с ограничениями по материалам или инструментам и должны найти оптимальные решения.

После выполнения задания или проекта важно, чтобы учащиеся анализировали свой опыт, осмысливали, что было сделано хорошо, а что можно улучшить. Вопросы на рефлексию могут включать: "Что получилось лучше всего?", "Какие трудности возникли?", "Как можно было бы улучшить результат?".

Для успешного применения технологии критического мышления на уроках технологии педагогам рекомендуется: планировать уроки с учетом включения элементов критического мышления, таких как анализ, оценка и принятие решений; создавать ситуации, требующие от учащихся самостоятельного поиска решений и критической оценки информации; поощрять учащихся задавать вопросы, искать альтернативные подходы и предлагать свои решения; проводить рефлексию и обсуждение выполненных заданий, чтобы учащиеся могли осмыслить свой опыт и сделать выводы для дальнейшего обучения; использовать разнообразные методы и техники, адаптируя их под уровень подготовки и интересы учащихся.

Подводя итог, можно сказать, что использование технологии критического мышления на уроках технологии позволяет сделать образовательный процесс более эффективным и насыщенным, развивая у учащихся важные навыки анализа, оценки и самостоятельного принятия решений. Включение элементов критического мышления в проектную деятельность и повседневные задания способствует более глубокому освоению учебного материала и подготовке школьников к решению реальных жизненных задач. Педагогам важно активно внедрять эту технологию в свою практику, создавая условия для всестороннего развития учащихся и их подготовки к успешной профессиональной деятельности.

 

Список литературы

Голышева, И. А. Об использовании технологии развития критического мышления в начальной школе / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева.

— Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 640-642.

Заир-Бек С.И.,

Муштавинская

И.В. Развитие критического мышления на уроке, - М., Просвещение, 2004. – 175 с.

Трубинова

, Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе / Е. А.

Трубинова

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 946-948.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×