«Использование технологии моделирования при заучивании стихотворения О. Высоцкой «Снежный кролик» | Душина Наталья Николаевна. Работа №222415
Автор: Душина Наталья Николаевна
Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа: 4-5 лет
Тема: «Использование технологии моделирования при заучивании стихотворения О.Высоцкой «Снежный кролик».
Основные цели:
- применение технологий моделирования при ознакомлении дошкольников с художественной литературой;
- развитие связной речи;
- знакомство детей с высокохудожественным произведением литературы;
- уточнение и обогащение словарного запаса детей;
- контролирование звукопроизношения, речевого дыхания;
- развитие интонационной выразительности речи;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
- развитие речевого слуха и координации движений в сочетании с речью;
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности и ответственности.
Сценарий образовательной ситуации
в средней группе
«Использование технологии моделирования при заучивании стихотворения О. Высоцкой «Снежный кролик»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Автор разработки:
Душина Наталья Николаевна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МБДОУ №249
город Новокузнецк
Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа: 4-5 лет
Тема: «Использование технологии моделирования при заучивании стихотворения О.Высоцкой «Снежный кролик».
Основные цели:
- применение технологий моделирования при ознакомлении дошкольников с художественной литературой;
- развитие связной речи;
- знакомство детей с высокохудожественным произведением литературы;
- уточнение и обогащение словарного запаса детей;
- контролирование звукопроизношения, речевого дыхания;
- развитие интонационной выразительности речи;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
- развитие речевого слуха и координации движений в сочетании с речью;
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности и ответственности.
Дидактические материалы:
Демонстрационный материал: предметные картинки по теме, схемы для заучивания стихотворения.
Раздаточный материал: индивидуальные схемы для заучивания стихотворения.
Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация направлена на развитие связной речи. Дети заучивают стихотворение по наглядным схемам-символам, проговаривают предложения с имитацией движений, выполняют задания, в ходе которых открывают новое знание.
Прослеживается интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. Все цели реализуются через игровые ситуации.
Занятие включает развивающие задания с применением разнообразного наглядного материала, позволяющего сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Цель: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.
Дидактические задачи:
- способствовать формированию положительной мотивации;
- сформировать детскую цель: ответить на вопросы;
- содействовать формированию у детей веру в достижение цели.
Дети входят в кабинет, здороваются и подходят к логопеду.
В гости к детям пришел кролик. Этой зимой он решил прийти в гости в наш детский сад и ему очень хочется посмотреть, чем зима хороша и нравится ли она детям.
Логопед: Ребята вам нравится зима?
- Скажите, а какой бывает снег зимой? (белый, холодный, мокрый и т.д.).
- Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки на вашей ладошке; сдуйте их. (Звучит музыка).
Вдох носом, выдох через рот.
Кратковременный.
Долгий
(губы трубочкой).
- Давайте скажем слово «снежинка» по-разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.
Логопед: А что вы любите делать зимой? (Дети перечисляют зимние развлечения и непременно среди них называют лепку из снега, логопед выставляет на мольберт картинки о зимних развлечениях.)
Кролик говорит, что ничего не знал о зимних развлечениях и, что зимой бывает так весело.
Логопед: Да, лепить из снега снеговика - интересное занятие. А я знаю, что из снега можно лепить не только снеговика. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется “Снежный кролик” и написала его О. Высоцкая, послушайте и постарайтесь запомнить.
Что вам нужно сделать, чтобы запомнить стихотворение? (Внимательно послушать).
Ребята, вы сможете это сделать! (Да.)
2. Актуализация.
Дидактические задачи:
- уточнение и обогащение словарного запаса детей;
- развитие связной речи и умения отвечать на вопросы.
- контролирование звукопроизношения, речевого дыхания;
- развитие интонационной выразительности речи;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
Логопед читает стихотворение наизусть:
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел, как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы не тяни –
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
Логопед задает детям вопросы по тексту:
- Что вы представляли себе, когда я читала стихотворение?
- О ком стихотворение? (О снежном кролике.)
- Что нужно было сделать, чтобы получился кролик? (Слепить.)
- Ребята, а вам понравилось стихотворение? (Да.)
- Что у кролика вместо глаз? (Угольки). Правильно, и как раз вместо глаз угольки нашлись у нас, повтори… (2-3 ребенка.)
- Какие части тела есть у кролика? (Хвост, голова, усы.)
- Из чего сделаны усы у снежного кролика? (Из соломинок.)
- Скажите, а за них можно тянуть? (Нет.) Почему? (Ответы детей.)
- А какие усы? (Длинные, блестящие.)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
- формировать опыт под руководством учителя-логопеда фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;
- тренировать мыслительные операции: анализ, классификация, развивать память, мышление, речь.
Логопед говорит детям, что к заучиванию стихотворения нужно подходить очень ответственно, но для этого нужно внимательно слушать и запоминать, проговаривать вместе со мной.
Логопед: Смогли бы вы сейчас сами рассказать мне стихотворение? (Нет.)
Логопед: Почему не смогли? (Потому что еще не запомнили.)
Логопед: А чтобы запомнить, нам нужно еще раз его повторить и проговорить.
Повторное чтение стихотворения.
Проговаривание стихотворения вместе с детьми.
4. Физкультминутка.
Логопед: Ребята, кролик говорит, что ему так понравилось стихотворение, он бы очень хотел рассказать его своим лесным друзьям, ведь о живом кролике они знают, а вот про снежного кролика никогда не слышали.
Логопед: Кролик, я знаю, как тебе помочь запомнить это стихотворение, мы с ребятами расскажем его для тебя руками, а ты будь внимательным и запоминай. “Ребята, вы мне поможете?” (Да.)
Дети встают на ноги, логопед читает стихотворение с показом движений руками, дети повторяют стихотворение с движениями.
5. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи:
формировать представление детей о том, что существуют разные способы заучивания стихотворения;
совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того кто знает» (проконсультироваться со специалистом);
тренировать умение проверки по образцу.
Логопед: А сейчас, Кролик, послушай, я прочитаю это стихотворение выразительно, красиво для тебя и для ребят, а вы постарайтесь запомнить…(одновременно выкладывает карточки-схемы).
Повторение стихотворения по схемам-символам.
Проговаривание вместе с детьми.
6. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
- закрепление опыта запоминания стихотворения с помощью схем;
- развитие мелкой моторики и мышления;
Д/и «Продолжи предложение».
Логопед начинает строчку, а ребенок заканчивает (С опорой на индивидуальные схемы).\
Д/и «Артист».
Ребенок - «артист». Он выходит на «сцену», рассказывает стихотворение с опорой на схемы, а потом дети аплодируют ему
7. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Что интересного и полезного мы сегодня сделали?
Удалось ли нам выучить стихотворение? (Да!)
Что вам в этом помогло? (Карточки-схемы).
Какие задания были трудные? (Выходить на «сцену» и рассказывать стихотворение).
Скажите, трудные задания легче выполнять одному или с друзьями? (Легче справляться с друзьями, легче всем вместе).
Ребята, помогли мы Кролику запомнить стихотворение? (Да).
Кролик вас всех благодарит и прощается с вами.