Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы | Мой кабинет. Работа №340397
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал. Образование превращается в процесс непрерывного развития личности. Задача педагога в
современной школе− не преподавать свой предмет, а развивать личность учащегося. Современному педагогу сегодня необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень и учиться внедрять новые педагогические технологии на своих уроках, то есть повышать свою профессиональную компетентность.
Одним из важнейших средств реализации идей образования, как раз таки и является технология развития критического мышления, которая нацелена на развитие мировоззрения, способности к самостоятельному выбору, ответственности за принимаемые решения.
Критическое мышление ещё называют творческим, логическим, или аналитическим мышлением.
Цель технологии развития критического мышления−развитие мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в дальнейшей жизни. Критическое, то есть творческое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых впоследствии пришлось бы сожалеть, а значит, увеличивает шансы на успех.
Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»
Автор: Сурикова Юлия Анатольевна, учитель русского языка и литературы филиала МБОУ «СОШ с. Красавка» в селе Полоцкое
Актуальность темы. Современный человек в XXI веке существует в условиях развития высоких компьютерных технологий, внедрения высокоскоростного Интернета во все сферы жизни. Человека практически с рождения окружает перенасыщенное информацией образовательное поле, ориентироваться в котором очень сложно. Как никогда важной становится проблема воспитания такой личности, которая не несет с собой по жизни неподъёмный багаж энциклопедических знаний, а обладает таким важным качеством как критическое мышление, позволяющее находить крупицы истины в потоках информации из любого источника.
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по применению технологии критического мышления на уроках литературы как одной из форм эффективной работы.
Задачи:
- продемонстрировать приёмы работы по технологии развития критического мышления;
- повышение профессиональной компетентности учителей-словесников в области изучения современных образовательных технологий.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация мастер-класса, листы с текстами для участников.
Ход «мастер-класса»
Организационно-мотивационный этап.
Мой сегодняшний мастер-класс будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу совместного поиска и творческого решения проблем.
Главная задача современной школы−воспитать творчески мыслящую личность. В современном динамично развивающемся мире, каждому человеку необходимо уметь самостоятельно работать с большим количеством информации, владеть навыками принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Так сказать, образование сегодня − это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром, мышлением. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал. Образование превращается в процесс непрерывного развития личности. Задача педагога в
современной школе− не преподавать свой предмет, а развивать личность учащегося. Современному педагогу сегодня необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень и учиться внедрять новые педагогические технологии на своих уроках, то есть повышать свою профессиональную компетентность.
Одним из важнейших средств реализации идей образования, как раз таки и является технология развития критического мышления, которая нацелена на развитие мировоззрения, способности к самостоятельному выбору, ответственности за принимаемые решения.
Критическое мышление ещё называют творческим, логическим, или аналитическим мышлением.
Цель технологии развития критического мышления−развитие мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в дальнейшей жизни. Критическое, то есть творческое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых впоследствии пришлось бы сожалеть, а значит, увеличивает шансы на успех.
Работа в качестве учителя русского языка и литературы позволяют мне говорить о снижении интереса у некоторых учащихся к изучению данных предметов в школе. Соответственно, снижается их грамотность, общая культура; речь у многих бедна, учащиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль. Кругозор не расширяется, грамотность не повышается. Ученики все чаще выбирают более «легкий» путь в учебе — механическое заучивание, «зубрежку», — что снижает активность их мыслительной деятельности.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить их учиться на своих уроках?
Наверняка, эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.
Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь и могут прийти приемы технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления основывается на следующих идеях:
1. Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
2. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
3. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии и активной работе с текстами.
Урок литературы, как в принципе и любой другой урок, проводимый по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
А
ктуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
Побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.
В
ызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать
учащихся к учебной деятельности и с
формулировать вопросы, на кото
рые хотелось бы получить ответы.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом учащийся начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи.
Эта стадия позволяет учащемуся:
П
олучить новую информацию, осмыслить ее;
С
оот
нести с уже имеющимися знаниями.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями учащегося: поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого учащиеся получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.
Третья стадия – рефлексия.
Здесь основным является:
Ц
елостное осмысление, обобщение полученной информации;
П
рисвоение нового знания, новой информации учащимся;
Ф
ормирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации.
2. Информационно- деятельный этап.
(знакомство с приёмами технологии развития критического мышления)
Каждой стадии урока соответствуют свои приемы технологии развития критического мышления, многие из которых универсальны, т.к. применимы на разных этапах. В целом, все приёмы данной технологии интересны и весьма разнообразны. Сейчас мы познакомимся лишь с некоторыми из них на примере работы с текстами нескольких притч.
Напомню вам, что притча- это краткое, в основном прозаическое произведение, содержащее нравственный урок сформулированный в иносказательной форме, то есть заключающее в себе скрытый смысл.
На I стадии, а именно стадии вызова, то есть еще до знакомства с текстом, познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Я называю ключевое слово, имеющее отношение к тексту. В нашем случае это название первой притчи «Книга», назовите все возможные ассоциации с этим словом.
(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература).
А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.
Ученик спросил старца:
-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?
Спросил и старец:
-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?
-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.
- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.
Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.
Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания учащихся, активизировать их познавательную активность и мотивировать на дальнейшую работу с текстом.
II стадия, следующая за стадией вызова- ОСМЫСЛЕНИЕ.
- Сейчас мы внимательно прочитаем следующую притчу «Два волка».
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
При знакомстве с данной притчей на стадии осмысления я использую приём «Ключевые слова». Это важные слова или фразы в тексте, которые наиболее точно описывают тематику и содержание текста.
Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)
Ещё на стадии осмысления в течение урока во время ознакомительного чтения с текстом можно использовать такие приёмы развития критического мышления как, чтение цепочкой, чтение по частям или приём «чтение с остановками» (читаю - думаю - рассуждаю), например, если нужно познакомится с объёмными произведениями.
- Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там- ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
При работе с данной притчей мы будем использовать приём «Правильные или неправильные утверждения»
- Вам предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо выбрать те, которые соответствуют содержанию.
Перед вами примеры утверждений:
- Купил себе человек новый дом. (Да)
- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)
- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)
- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да) - Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)
Этот приём предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.
Теперь мы с вами переходим к III заключительной стадии рефлексии, во время которой можно использовать ещё один приём этой технологии под названием «Синквейн»
Синквейн−самая лёгкая по алгоритму форма стихотворений. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам и соблюдение рифмы здесь не нужно.
Первая строка− одно имя существительное, являющее темой синквейна.
Вторая строка− два имени прилагательных, раскрывающих тему.
Третья строка− три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
Четвёртая строка− фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых учащийся выражает отношение к теме.
Пятая строка−это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме.
Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ученик может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям!
Давайте сейчас все вместе попробуем составить «синквейн» к содержанию последней притчи.
Пример №1
Первая строка− человек
Вторая строка- хороший, добрый
Третья строка – вычистил, собрал, поделился
Четвёртая строка – чем богат, тем делится
Пятая строка- мир
Пример №2
Первая строка−сосед
Вторая строка- завистливый, плохой
Третья строка – испортить, навредить, подбросить
Четвёртая строка – добро всегда побеждает зло
Пятая строка- зависть
Таким образом, написание «синквейнов» способствует обогащению словарного запаса, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать ключевые фразы и позволяет почувствовать каждого ученика творцом.
3. Подведение итогов мастер-класса
Представленные приемы работы на уроках литературы с использованием технологии критического мышления позволяют решать следующие задачи при изучении нового материала:
· работать с информацией;
· выделять главное и второстепенное;
· анализировать различные стороны явлений;
· позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности;
· развивают умение принимать взвешенные решения.
Применение конкретных приёмов на уроках литературы развивает у детей критичность, самокритичность и ответственность. Такие технологии обеспечивают прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной мыслительной деятельности.
А для меня, как для учителя использование данных приёмов технологии развития критического мышления позволяет делать уроки интересными, увлекательными, отвечающими потребностям сегодняшнего дня.
4. Рефлексия. «Все в наших руках»
Уважаемые коллеги, перед вами лежат яблоки трёх цветов, выберите то яблоко, которое, по вашему мнению, соответствует внутренним ощущениям от моего мастер-класса.
Красное яблоко – все данные приёмы применяю в своей работе.
Жёлтое яблоко – данные приёмы буду применять в своей работе.
Зелёное яблоко – хотелось бы узнать о других приёмах данной технологии.
для меня было недостаточно данной информации.
Поднимите свои яблочки вверх. Красота!
Своё выступление я хочу закончить словами Джорджа Бернарда Шоу, соответствующими нашему сегодняшнему разговору.
«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет уже по две идеи».
Будьте яркими и прекрасными! Будьте здоровы! Спасибо за внимание!