Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы | Мой кабинет. Работа №340397

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал. Образование превращается в процесс непрерывного развития личности. Задача педагога в

 

современной школе− не преподавать свой предмет, а развивать личность учащегося. Современному педагогу сегодня необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень и  учиться внедрять новые педагогические технологии на своих уроках, то есть повышать свою профессиональную компетентность.

Одним из важнейших средств реализации  идей образования, как раз таки и является технология развития критического мышления, которая нацелена на развитие мировоззрения, способности к самостоятельному выбору, ответственности за принимаемые решения.

Критическое мышление ещё называют творческим, логическим, или аналитическим мышлением.

Цель технологии развития критического мышления−развитие мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в дальнейшей жизни. Критическое, то есть творческое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых впоследствии пришлось бы сожалеть, а значит, увеличивает шансы на успех.

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

Автор: Сурикова Юлия Анатольевна, учитель русского языка и литературы филиала МБОУ «СОШ с. Красавка» в селе Полоцкое

Актуальность темы. Современный человек в XXI веке существует в условиях развития высоких компьютерных технологий, внедрения высокоскоростного Интернета во все сферы жизни. Человека практически с рождения окружает перенасыщенное информацией образовательное поле, ориентироваться в котором очень сложно. Как никогда важной становится проблема воспитания такой личности, которая не несет с собой по жизни неподъёмный багаж энциклопедических знаний, а обладает таким важным качеством как критическое мышление, позволяющее находить крупицы истины в потоках информации из любого источника.

 Цель: обмен опытом педагогической деятельности по применению технологии критического мышления на уроках литературы как одной из форм эффективной работы.

Задачи:

-    продемонстрировать приёмы работы по технологии развития критического мышления;

- повышение профессиональной компетентности учителей-словесников в области изучения современных образовательных технологий.

 Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация мастер-класса, листы с текстами для участников.

Ход «мастер-класса»

Организационно-мотивационный этап.

Мой сегодняшний мастер-класс будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу совместного поиска и творческого решения проблем.

Главная задача современной школы−воспитать творчески мыслящую личность. В современном динамично развивающемся мире, каждому человеку необходимо уметь самостоятельно работать с большим количеством информации, владеть навыками принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Так сказать, образование сегодня это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром, мышлением. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал. Образование превращается в процесс непрерывного развития личности. Задача педагога в

 

современной школе− не преподавать свой предмет, а развивать личность учащегося. Современному педагогу сегодня необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень и учиться внедрять новые педагогические технологии на своих уроках, то есть повышать свою профессиональную компетентность.

Одним из важнейших средств реализации идей образования, как раз таки и является технология развития критического мышления, которая нацелена на развитие мировоззрения, способности к самостоятельному выбору, ответственности за принимаемые решения.

Критическое мышление ещё называют творческим, логическим, или аналитическим мышлением.

Цель технологии развития критического мышления−развитие мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в дальнейшей жизни. Критическое, то есть творческое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых впоследствии пришлось бы сожалеть, а значит, увеличивает шансы на успех.

Работа в качестве учителя русского языка и литературы позволяют мне говорить о снижении интереса у некоторых учащихся к изучению данных предметов в школе. Соответственно, снижается их грамотность, общая культура; речь у многих бедна, учащиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль. Кругозор не расширяется, грамотность не повышается. Ученики все чаще выбирают более «легкий» путь в учебе — механическое заучивание, «зубрежку», — что снижает активность их мыслительной деятельности.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить их учиться на своих уроках?

Наверняка, эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь и могут прийти приемы технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления основывается на следующих идеях:

1. Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

2. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

 

 

3. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии и активной работе с текстами.

Урок литературы, как в принципе и любой другой урок, проводимый по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

А

ктуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

Побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.

В

ызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать

учащихся к учебной деятельности и с

формулировать вопросы, на кото

рые хотелось бы получить ответы.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом учащийся начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи.

Эта стадия позволяет учащемуся:

П

олучить новую информацию, осмыслить ее;

С

оот

нести с уже имеющимися знаниями.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями учащегося: поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого учащиеся получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

Третья стадия – рефлексия.

Здесь основным является:

Ц

елостное осмысление, обобщение полученной информации;

П

рисвоение нового знания, новой информации учащимся;

Ф

ормирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации.

 

2. Информационно- деятельный этап.

(знакомство с приёмами технологии развития критического мышления)

Каждой стадии урока соответствуют свои приемы технологии развития критического мышления, многие из которых универсальны, т.к. применимы на разных этапах. В целом, все приёмы данной технологии интересны и весьма разнообразны. Сейчас мы познакомимся лишь с некоторыми из них на примере работы с текстами нескольких притч.

Напомню вам, что притча- это краткое, в основном прозаическое произведение, содержащее нравственный урок сформулированный в иносказательной форме, то есть заключающее в себе скрытый смысл.

 

 

На I стадии, а именно стадии вызова, то есть еще до знакомства с текстом, познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Я называю ключевое слово, имеющее отношение к тексту. В нашем случае это название первой притчи «Книга», назовите все возможные ассоциации с этим словом.

(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература).

А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.

Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания учащихся, активизировать их познавательную активность и мотивировать на дальнейшую работу с текстом.

II стадия, следующая за стадией вызова- ОСМЫСЛЕНИЕ.

- Сейчас мы внимательно прочитаем следующую притчу «Два волка».

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

При знакомстве с данной притчей на стадии осмысления я использую приём «Ключевые слова». Это важные слова или фразы в тексте, которые наиболее точно описывают тематику и содержание текста.

Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)

Ещё на стадии осмысления в течение урока во время ознакомительного чтения с текстом можно использовать такие приёмы развития критического мышления как, чтение цепочкой, чтение по частям или приём «чтение с остановками» (читаю - думаю - рассуждаю), например, если нужно познакомится с объёмными произведениями.

- Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.

 

 

Купил человек себе новый дом большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там- ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

При работе с данной притчей мы будем использовать приём «Правильные или неправильные утверждения»

- Вам предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо выбрать те, которые соответствуют содержанию.

Перед вами примеры утверждений:

- Купил себе человек новый дом. (Да)

- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да) - Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

Этот приём предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

 

Теперь мы с вами переходим к III заключительной стадии рефлексии, во время которой можно использовать ещё один приём этой технологии под названием «Синквейн»

Синквейн−самая лёгкая по алгоритму форма стихотворений. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам и соблюдение рифмы здесь не нужно.

Первая строка− одно имя существительное, являющее темой синквейна.

Вторая строка− два имени прилагательных, раскрывающих тему.

Третья строка− три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

Четвёртая строка− фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых учащийся выражает отношение к теме.

Пятая строка−это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ученик может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям!

 

 

Давайте сейчас все вместе попробуем составить «синквейн» к содержанию последней притчи.

Пример №1

Первая строка− человек

Вторая строка- хороший, добрый

Третья строка – вычистил, собрал, поделился

Четвёртая строка – чем богат, тем делится

Пятая строка- мир

Пример №2

Первая строка−сосед

Вторая строка- завистливый, плохой

Третья строка – испортить, навредить, подбросить

Четвёртая строка – добро всегда побеждает зло

Пятая строка- зависть

Таким образом, написание «синквейнов» способствует обогащению словарного запаса, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать ключевые фразы и позволяет почувствовать каждого ученика творцом.

 

3.  Подведение итогов мастер-класса

Представленные приемы работы на уроках литературы с использованием технологии критического мышления позволяют решать следующие задачи при изучении нового материала:

·         работать с информацией;

·         выделять главное и второстепенное;

·         анализировать различные стороны явлений;

·         позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности;

·         развивают умение принимать взвешенные решения.

Применение конкретных приёмов на уроках литературы развивает у детей критичность, самокритичность и ответственность. Такие технологии обеспечивают прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной мыслительной деятельности.

А для меня, как для учителя использование данных приёмов технологии развития критического мышления позволяет делать уроки интересными, увлекательными, отвечающими потребностям сегодняшнего дня.

 

4. Рефлексия.  «Все в наших руках»

Уважаемые коллеги, перед вами лежат яблоки трёх цветов, выберите то яблоко, которое, по вашему мнению, соответствует внутренним ощущениям от моего мастер-класса.

Красное яблоко – все данные приёмы применяю в своей работе.

Жёлтое яблоко – данные приёмы буду применять в своей работе.

Зелёное яблоко – хотелось бы узнать о других приёмах данной технологии.

для меня было недостаточно данной информации.

Поднимите свои яблочки вверх. Красота!

Своё выступление я хочу закончить словами Джорджа Бернарда Шоу, соответствующими нашему сегодняшнему разговору.

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет уже по две идеи».
Будьте яркими и прекрасными! Будьте здоровы! Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×