Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи детей | Степаненко Екатерина Евгеньевна. Работа №309396
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Синквейн — слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси в начале XX веека, которая опиралась на японские лирические стихи хокку и танка. Хокку (хайку) – японское трёхстишие и танка – пятистишие, где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. В дальнейшем синквейн использовался с дидактическими целями как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста»
Подготовили: Ищенко Е.Е., Гречко А.П., воспитатели
станица Попутная,
2020 год
(Слайд 1)
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей от воспитателя требуется более глубокое продумывание методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
(Слайд 2)
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
(Слайд 3)
Синквейн – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.
Технология критического мышления - главная компетенция профессионала XXI века.
Критически мыслящие люди умеют:
решать задачи;
открыты
для новых идей;
умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
умеют слушать собеседника;
рассматривают проблемы с разных точек зрения;
любознательны.
(Слайд 4)
Синквейн — слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси в начале XX веека, которая опиралась на японские лирические стихи хокку и танка. Хокку (хайку) – японское трёхстишие и танка – пятистишие, где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. В дальнейшем синквейн использовался с дидактическими целями как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
(Слайд 5)
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);
является игровым приемом.
(Слайд 6)
Сочинение синквейна процесс творческий, это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации и выразить своё мнение по событию или предмету, который является темой синквейна. Эта интересная образовательная деятельность помогает самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихов.
(Слайд 7)
Правила составления синквейна.
1-я строка: одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 -я строка: два слова – прилагательные, характеризующие ключевое слово.
3-я строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действие предмета.
4-я строка: это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чём говорится в тексте.
5-я строка: одно слово существительное – для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится.
(Слайд 8)
Пример синквейна:
Медведь.
Бурый, белый.
Спит, рычит, бежит.
Большой опасный хищник.
Зверь.
С детьми дошкольного возраста разрешается не соблюдать строгое соблюдение правил синквейна. Например, при составлении пятой, последней строчки можно использовать несколько слов - ассоциаций.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
(Слайд 9)
Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.
Предмет (тема) – одно слово-существительное.
Два прилагательных по теме.
Три глагола по теме.
Предложение по теме.
Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
Условные обозначения:
слова-предметы (существительные)
слова-признаки (прилагательные)
слова-действия (глаголы)
слова-предметы (существительные)
На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
(Слайд 10)
Например,
Что? Арбуз
Какой? Круглый, вкусный
Что делает? Катится, растет, зреет
Предложение. Я люблю сочный арбуз
Ассоциация. Ягода
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.
Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.
Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.
Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.
Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).
(Слайды 11-12)
Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
(Слайд 13)
Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:
1. Составление нового синквейна.
2.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
4. Анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия темы этого синквейна.
Организационные формы работы с синквейнами:
Самостоятельно
.
В составе
подруппы
с последующим конкурсом на
лучший
синквейн
, составленный по выбранной теме.
3. В составе группы при участии педагога, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
Но самое главное достоинство синквейна – простота. Синквейн могут составить все.
(Слайд 14-22)
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
(Слайд 23)
Синквейн для дошкольников – это:
• средство творческого самовыражения ребёнка;
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка к краткому пересказу;
•владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак;
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово - действие, слово-признак, согласовывать слова в предложении.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Самое главное, в данном методе, это то, что синквейн получается у всех!
(Слайды 24-26)