Использование технологии Task-Based Learning для развития навыка говорения | Березина Дарья Александровна. Работа №331122
Данная статья рассматривает специфику применения технологии Task-Based Learning для совершенстования навыка говорения и стимулирования спонтанной речи. Кратко описывается история возникновения технологии, рассматривается дефиниция понятия "задание", описываются типы заданий в контексте данного подхода, даются некоторые методические указания по использованию технологии, а также описываются этапы выполнения заданий, комментируется методология формирования групп в рамках использования технологии.
УДК 371.315.6
Березина Дарья Александровна
Использование технологии Task-Based Learning для развития навыка говорения
Аннотация: в статье рассматриваются особенности применения технологии Task-based Learning в процессе совершенствования навыка использования устной речи на иностранном языке. Описывается типология заданий. Обозреваются этапы работы с заданиями. Предлагаются некоторые методические рекомендации по организации учебного занятия с использованием данной технологии.
Ключевые слова: task-based learning, метод коммуникативных заданий, говорение, развитие.
Berezina Darya
Developing speaking skills by using Task-Based Learning approach
Abstract: the article examines the peculiarities of using the Task-Based Learning approach for developing oral speech in a foreign language. The typology of the tasks is described. The task stages are reviewed. Some recommendations for organizing lessons using the concerned technology are given.
Keywords: task-based learning, communicative tasks method, speaking, development.
Говорение является одним из самых сложных для формирования языковых навыков. Для обучающихся, изучающих иностранный язык, одной из самых затруднительных задач является инициация спонтанной речи в контексте различных жизненных ситуаций или же имитация такой речи. Цель обучения говорению на занятиях иностранного языка заключается в овладении речевыми навыками для их применения как в учебной практике, так и в ситуациях бытового общения [2, С. 140]. В рамках технологии Task-Based Learning («метод коммуникативных заданий») данная проблема решается благодаря созданию бытовых, жизненно-ориентированных ситуаций, в которых обучающийся может применить на практике изученный раннее лексико-грамматический материал.
Технология Task-Based Learning была разработана в 1980-х годах Нарахари Уманатх Прабху. Он считал, что овладение языком – «бессознательный процесс, который можно облегчить, вызывая у учащегося озабоченность смыслом, словами и действиями». Также он считал, что использование задач поможет задействовать естественные механизмы обработки информации, которые помогут овладеть вторым языком.
Для адекватного рассмотрения технологии Task-Based Learning необходимо определиться с дефиницией компонента “task” (задание). Дэвид Нунан утверждает, что задание – это часть классной работы, которая вовлекает обучающихся в восприятие, оперирование, продуцирование и использование изучаемой лексики (target language) [Nunan, 2006]. Джейн Уиллис описала задание как деятельность, в которой обучающийся использует изучаемую лексику в коммуникативных целях для достижения результата. [Willis, 1996]
Несмотря на разницу между данными определениями, представляется возможным выделить в них общую черту: в контексте Task-Based Learning главной задачей выполнения задания является успешный акт коммуникации, а также фокусирование внимания обучающегося не на правильных грамматически формах, а на смысле его высказывания.
Для достижения упомянутой выше цели в Task-Based Learning существует несколько типов заданий:
1) Listing (составление списка)
Данный тип задания подразумевает коллективное обсуждение и поиск информации по заданной теме. Результатом будет являться список или ментальная карта.
2) Ordering and sorting (распределение)
При выполнении заданий на распределение обучающимся необходимо организовать, классифицировать или ранжировать информацию в соответствии с определенными критериями.
3) Comparing (сравнение)
Задания подобного типа направлены на поиск сходств и отличий. Сопоставляться могут как различные материалы (изображения, тексты и т.д.), так и всевозможные явления и даже работы обучающихся.
4) Problem solving (решение задач)
В данные задания включен анализ реальных и гипотетических ситуаций, их обсуждение и аргументация.
5) Sharing personal experiences (обмен личным опытом)
Обучающимся необходимо рассказывать, описывать, выяснять, делиться мнением, отвечать. Этот тип заданий подчеркивает культурные и социальные различия, благодаря чему обучающиеся оказываются погружены в другую культуру, в результате чего происходит сближение обучающихся.
6) Creative tasks (творческие задания)
Подобные задания позволяют обучающимся делиться идеями, собирать информацию, сравнивать, распределять и решать задачи.
Таким образом, развитию коммуникативной компетенции в большей степени способствуют задания типа problem solving, sharing personal experiences и creative tasks.
Важным аспектом подготовки задания является расчет времени, необходимого для выполнения задания. Следует учесть паузы и вероятность того, что разговор может зайти в тупик или отойти от темы. Это поможет привести уровень сложности и объем задания в соответствие с реально имеющимися временными ресурсами.
Для достижения цели выполняемого задания преподавателю необходимо создать адекватную ситуацию общения на иностранном языке. Сложность задания должна быть достаточной для активации и использования изучаемого лексического и грамматического материала. Тем не менее условия задания не должны препятствовать процессу общения и создавать коммуникативные трудности, наоборот – задание должно стимулировать общение и вызывать интерес у обучающихся.
При выполнении подобных заданий преподаватель примеряет на себя роль фасилитатора: вмешиваться в процесс общения можно только с целью активизации приостановившейся беседы, так как для обучающихся важно стараться использовать уже имеющиеся языковые ресурсы. Исправление ошибок во время выполнения задания недопустимо – им можно уделить внимание по окончании задания, в конце урока или на следующий день, после чего провести работу над ошибками. Нет необходимости фиксировать все речевые недочеты – имеет смысл обращать внимание на типичные для всей группы (или студента, если это индивидуальное занятие) ошибки в произношении, грамматике или лексике. В случае обнаружения повторяющейся неправильной модели использования языка преподавателю стоит обсудить это лично с обучающимся, а также прокомментировать стратегию избавления от ошибки.
Помимо самого задания в структуру занятия входят следующие этапы: предварительное задание (pre-task) и пост-задание (post-task).
Первый этап предназначен для ознакомления обучающихся с изучаемым лексико-грамматическим материалом, темой занятия и процессом выполнения задания. Поскольку устная речь в рамка технологии Task-Based Learning является по большей части спонтанной, имеет смысл продублировать целевую лексику и грамматику на доске в качестве подсказки во время выполнения задания. Этап представления темы занятия должен заинтересовать обучающихся и привлечь их внимание. Достичь этого можно при помощи интересной истории, которая связана с тематикой занятия. Нужно стремиться представить занятие таким образом, чтобы оно соответствовало интересам и опыту обучающихся. При формулировке задания преподаватель должен четко проговорить цель его выполнения и проконтролировать правильное ее понимание.
В ходе реализации последнего этапа преподаватель комментирует лексико-грамматическое и семантическое содержания высказываний. Комментарии следует давать по поводу работы (беглости и правильности речи) каждого обучающегося. Для этого преподаватель может делать текстовые, аудио- или видеозаписи.
При использовании Task-Based Learning для развития навыков устной речи необходимо учитывать уровень знания иностранного языка. Рекомендуется внедрять данный метод для обучающихся с уровнем не ниже pre-intermediate по шкале CEFR. Связано это с тем, что для успешного выполнения речевых заданий обучающимся целесообразно иметь определенный запас грамматики и лексики по теме, чтобы осознанно использовать язык для решения учебных задач.
Task-Based Learning может успешно применяться в группах с разным уровнем подготовки обучающихся. Одно и то же задание может быть успешно выполнено как более сильными, так и более слабыми участниками коммуникации. Благодаря тому, что задания выполняются в группах или парах, у преподавателя появляется возможность разделить обучающихся несколькими способами. Создание смешанной группы позволит более слабым обучающимся прогрессировать быстрее благодаря коммуникации с более подготовленными учениками, которые, в свою очередь, также будут иметь достаточное количество практики, качество которой при этом может страдать. Преимуществом разделения по уровню предметной подготовки является примерно одинаковый темп развития языковых навыков как у слабых, так и у сильных обучающихся. Недостаток такого подхода – возможная ситуация неуспеха для менее подготовленной группы, обусловленная недостаточными для полноценной коммуникации знаниями. Выбор способа формирования групп остается за преподавателем.
Использование технологии Task-Based Learning стимулирует обучающихся использовать более творческие формы монологической речи – рассуждение, доказывание, дебаты, интервью и т.д. Подобное управление умственным процессом обучающихся формирует самостоятельность мышления на иностранном языке. Именно благодаря самостоятельному поиску и постижению значения незнакомого слова осуществляется познание нового языка.
Таким образом, язык в контексте Task-Based Learning является не целью, а способом ее достижения (как и в реальном общении: язык – средство коммуникации). Данная технология отражает естественный процесс общения: сначала мы испытываем потребность сказать что-то, затем пытаемся это сказать, потом говорим и стараемся сделать свой язык лучше.
Литература:
Даричева М.В., Кочеткова Н.Н.,
Солуянова
О.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ TASK-BASED LEARNING ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - С. 84-87.
Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - 8-е изд. - Москва:
Ленанд
. - 2014. - 211 с.
Пахотина
С.В.,
Цаликова
И.К. Преимущества использования технологии TBLT (
Task-Based
Learning
and
Teaching
) для развития коммуникативной компетенции у студентов нефилологических профилей подготовки // Педагогическое образование и наука. - 2016. - №2. - С. 139-143.
Юринова Е.А.,
Пахотина
С.В.,
Цаликова
И.К. Технология
Task
based
learning
and
Teaching
на занятиях по иностранному языку в вузе // Высшее образование сегодня. - 2016. - С. 69-74.
Ellis R. The methodology of task-based teaching // Asian EFL Journal. - 2006. -№8. -pp. 19-45
Hilma
Safitri
, Zainal
Rafli
,
Ratna
Dewanti
DEVELOPING SPEAKING SKILLS THROUGH TASK-BASED MATERIALS // Proceedings of the International Conference on Education, Language and Society. - 2019. -
С
. 210
-217.
Jyothi
Masuram
,
Pushpa
Nagini
Sripada
DEVELOPING SPEAKING SKILLS THROUGH TASK-BASED MATERIALS // Procedia Computer Science. - 2020. - №172. -
С
. 60
-65.
Otaboyeva
Naimaxon
Narimon
Qizi
Developing students' speaking skills by task based language teaching //
Talqin
va
tadqiqotlar
ilmiy-uslubiy
jurnali
. - 2022. - №5. -
С
. 126
-127.
Pardaeva
M.F. Task-Based approach to teaching foreign languages to older adults // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2023. - №3. -
С
. 256
-261.
Tilimissova
D.S.,
Sembaeva
A.N. Peculiarities of the English task-based method the English language teaching //
Педагогическая
наука
и
практика
. - 2022. - №4. -
С
. 37
-43.