Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога | Гучаева Жанна Владимировна . Работа №325227
Используя данные технологии в коррекционной работе с детьми ЗПР развиваются такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также совершенствуется поисковая активность, стремление к новизне; исправление речевых недостатков и развитие творческого воображения.
Особенно актуально развитие творческого мышления для детей с ЗПР, т. к. они затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного. Не говоря уже об абстрактном мышлении: дети с трудом формируют обобщение, решение задач по аналогии. Дети с ЗПР часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упуская существенное, не могут адекватно оценить ситуацию.
Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР.
Используя данные технологии в коррекционной работе с детьми ЗПР развиваются такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; а также совершенствуется поисковая активность, стремление к новизне; исправление речевых недостатков и развитие творческого воображения.
Особенно актуально развитие творческого мышления для детей с ЗПР, т. к. они затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного. Не говоря уже об абстрактном мышлении: дети с трудом формируют обобщение, решение задач по аналогии. Дети с ЗПР часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упуская существенное, не могут адекватно оценить ситуацию.
Предлагаю обратить ваше внимание на следующие методы ТРИЗ технологий, которые можно использовать на коррекционных занятиях, например,
Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.
Задачи данного метода:
Развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя и т.п.
Развивать у детей способность к анализу.
Стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.
Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.
Стимулировать речевую и познавательную активность.
Упражнять в умении высказывать свою мысль.
Темами мозгового штурма могут быть:
- Лексическая тема (назови все ассоциации на тему «Осень», записываются все слова-ответы (дождь, листья, лужи, холодно, …), а потом с помощью слова предлагается сформировать мысль по теме. (Осенью идут дожди.)
- Проблема:
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
Правила мозгового штурма:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.
Варианты «мозговых штурмов»:
Спор предметов
Пример ситуации, которую озвучивает педагог.
«Спор кошки и собаки».
Встретились кошка и собака. Кошка говорит: «Собака, давай с тобой дружить.
У нас так много общего. Мы очень похожи друг на друга». А собака отвечает:
«Нет, не можем мы с тобой дружить, мы совершенно разные». Разозлилась
собака, начала лаять на кошку. Ребята, давайте решим, кто же из них прав.
Может быть, мы сможем помирить кошку и собаку.
Пояснения к оформлению спора детей.
Для того, чтобы дети лучше понимали смысл понятий «Общее, одинаковое» -
«разное, отличающееся» педагог может предложить символы. Целый круг -
символ объединения, сходства, единства, родства. Отвернувшиеся половинки
круга – символ различия, непохожести, отличия.
Варианты мнений детей.
1.Права кошка, потому что они животные.
2.Права кошка, потому что у кошки есть голова и у собаки тоже есть голова.
3.Права кошка, потому что у кошки 4 лапы и у собаки тоже четыре лапы.
1.Права собака, потому что они разного цвета.
2.Права собака, потому что у собаки шерсть длинная, а у кошки короткая.
3. Права собака, потому что она лает, а кошка нет.
Подведение итогов спора животных, анализ педагога:
Действительно, ребята, кошка и собака не похожи друг на друга. Но у них
много общего. Вы правильно заметили, что и у кошки, и у собаки есть голова,
лапы и т.д. И кошка, и собака могут ходить, есть, дышать. Но самое главное
сходство в том, что это домашние животные.
Предлагаемые технологии способствуют развитию аналитических способностей каждого ребёнка, формирует умение высказывать своё собственное мнение, обосновывать его, учит воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. Совместные размышления уводят детей от штампов и ярлыков, которые зачастую озвучиваются взрослыми (родителями, педагогами) по отношению к тем или иным предметам ближайшего окружения.