Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ | Гаман Ксения Владимировна. Работа №348836

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду. Описаны ключевые принципы и подходы ТРИЗ, а также примеры упражнений, направленных на развитие творческого мышления и когнитивных способностей. Освещены примеры адаптации методов ТРИЗ для детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Ключевые слова: ТРИЗ, ограниченные возможности здоровья, коррекционно-развивающая работа, дошкольное образование, творческое мышление, когнитивные способности, адаптация методов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 

Гаман Ксения Владимировна, учитель-дефектолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №3", пгт. Ревда

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детском саду. Описаны ключевые принципы и подходы ТРИЗ, а также примеры упражнений, направленных на развитие творческого мышления и когнитивных способностей. Освещены примеры адаптации методов ТРИЗ для детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Ключевые слова: ТРИЗ, ограниченные возможности здоровья, коррекционно-развивающая работа, дошкольное образование, творческое мышление, когнитивные способности, адаптация методов.

 

Технология ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом Альтшуллером, изначально ориентирована на систематизацию и развитие навыков творческого и нестандартного мышления. Изначально применяемая в инженерных и научных областях, методология ТРИЗ нашла своё место и в педагогике, в том числе в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада принципы ТРИЗ позволяют педагогу-дефектологу не только стимулировать у детей познавательный интерес и творческую активность, но и способствовать развитию когнитивных функций, таких как мышление, внимание, память и речь, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Особенность методики ТРИЗ заключается в том, что она фокусируется на поиске решений нестандартных задач через поэтапное, логически обоснованное мышление. Это помогает детям, в том числе с ОВЗ, развивать способность к анализу, сопоставлению и поиску альтернатив, что способствует не только когнитивному, но и личностному развитию. Важно отметить, что детям с ОВЗ зачастую требуется не только систематический подход к развитию, но и особый формат подачи информации, предполагающий применение наглядных, игровых и сенсорно ориентированных методов. Применение ТРИЗ позволяет организовать такие занятия, где ребёнок может проявить свою индивидуальность, работать в собственном темпе, что особенно ценно при работе с детьми с различными нарушениями развития.

Примером применения ТРИЗ в работе с дошкольниками является использование принципа «маленькие шаги», который позволяет ребенку постепенно освоить процесс решения задачи. Для этого можно предложить детям решить простую задачу с элементами креативного мышления. Например, педагог показывает детям предмет, такой как кубик, и предлагает придумать, как его можно использовать, если его предназначение – не быть строительным элементом. В процессе обсуждения дети могут предлагать различные идеи, что стимулирует их креативное мышление и помогает осознать, что даже привычный объект может иметь несколько применений. Для детей с ОВЗ такое упражнение может быть адаптировано за счет уменьшения сложности задания и введения наглядных подсказок.

Важным принципом ТРИЗ, который также может быть адаптирован для детей с ОВЗ, является метод «идеального конечного результата» (ИКР), который учит детей видеть конечную цель задачи и идти к ней через последовательные шаги. В дошкольном возрасте, чтобы реализовать этот принцип, дефектолог может предложить детям нарисовать то, что они хотят создать, а затем продумать, как можно это реализовать. В случае с детьми с ОВЗ можно добавить промежуточные этапы и использовать подсказки или дополнительные наглядные материалы, которые помогают шаг за шагом достигать поставленной цели.

Технология ТРИЗ предполагает также активное использование сказочных сюжетов и ситуационных задач, что хорошо подходит для детей дошкольного возраста. Педагог может использовать знакомые персонажи и истории, где герои сталкиваются с определенными трудностями, которые требуют творческого подхода для их преодоления. Дети могут предложить свои варианты действий и обсудить, почему те или иные действия помогут достичь цели. Примером может служить сказка, в которой персонажу нужно преодолеть преграду, и дети придумывают возможные способы её обхода, придумывая разные варианты решений. Дети с ОВЗ могут дополнительно получать визуальные подсказки и опоры, что помогает лучше ориентироваться в сюжете и мотивирует к поиску решения.

Применение ТРИЗ в работе с детьми с ОВЗ также может включать метод «усиление и ослабление свойств», когда ребёнок рассматривает предмет или явление с точки зрения его свойств и характеристик, которые можно менять в зависимости от условий задачи. Например, педагог предлагает детям представить себе, как предмет (например, мяч) мог бы стать легче или тяжелее, чтобы использовать его в определенной ситуации. Дети с ОВЗ получают возможность развивать абстрактное и логическое мышление, а также способность удерживать внимание на задаче.

Особое значение для детей с ОВЗ имеет развивающее воздействие ТРИЗ на формирование умений видеть и ставить проблемы, поскольку зачастую они испытывают трудности в восприятии и понимании ситуаций, которые требуют нестандартного подхода. Метод ТРИЗ помогает детям воспринимать проблему как задачу, которую можно решить, не боясь ошибиться. Это позволяет снизить уровень тревожности у детей с ОВЗ, делает их более уверенными и мотивированными к участию в занятиях.

Таким образом, использование технологии ТРИЗ в работе с детьми с ОВЗ помогает дефектологу создавать развивающую образовательную среду, которая способствует формированию когнитивных навыков, развитию творческого потенциала и социальной адаптации детей. Принципы и методы ТРИЗ позволяют адаптировать учебные задачи под возможности и интересы каждого ребёнка, формируя у него уверенность в своих силах и желание учиться, что способствует его успешной подготовке к школьному обучению.

 

Список литературы

1. Пашнева В. А. Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование) / В. А. Пашнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 591-595.

2. Ястребова О. В. Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы) / О. В. Ястребова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 29-32.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×