Использование технологий арт-терапии для коррекции агрессивного поведения и работы с тревожными детьми | Дядяшева Елена Валентиновна. Работа №349707
Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения технологий арт-терапии для работы с детьми, проявляющими агрессивное поведение, а также с тревожными школьниками. Показано, как методы арт-терапии помогают учащимся коррекционной школы осознавать и выражать эмоции, улучшать эмоциональное состояние и корректировать нежелательное поведение. Приведены эффективные формы арт-терапевтической работы, их влияние на развитие самооценки, навыков саморегуляции и адаптации.
Ключевые слова: арт-терапия, коррекция поведения, агрессия, тревожность, эмоциональное развитие, саморегуляция.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Дядяшева Елена Валентиновна, воспитатель
КОУ ВО «Краснянская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»,
с. Красное
Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения технологий арт-терапии для работы с детьми, проявляющими агрессивное поведение, а также с тревожными школьниками. Показано, как методы арт-терапии помогают учащимся коррекционной школы осознавать и выражать эмоции, улучшать эмоциональное состояние и корректировать нежелательное поведение. Приведены эффективные формы арт-терапевтической работы, их влияние на развитие самооценки, навыков саморегуляции и адаптации.
Ключевые слова: арт-терапия, коррекция поведения, агрессия, тревожность, эмоциональное развитие, саморегуляция.
Работа воспитателя в школе-интернате требует постоянного поиска методов, направленных на адаптацию и эмоциональное развитие детей с различными формами поведенческих отклонений. Учащиеся коррекционных школ нередко сталкиваются с трудностями в управлении собственными эмоциями, что выражается в виде агрессивного поведения или повышенной тревожности. Арт-терапия становится эффективным средством для работы с такими детьми, так как она позволяет мягко воздействовать на эмоциональную сферу, развивая у детей навыки саморегуляции и самовыражения. В условиях коррекционной школы арт-терапия помогает не только снимать эмоциональное напряжение, но и развивать у ребенка чувство уверенности в себе и эмпатии.
Методы арт-терапии предоставляют детям безопасное пространство для выражения своих эмоций. Для учеников с агрессивным поведением арт-терапевтические занятия помогают осознать причины своего поведения, направить энергию в конструктивное русло и, главное, найти альтернативные способы выражения гнева или фрустрации. Терапия творчеством позволяет детям с агрессивными проявлениями выражать свои чувства через символические образы, что способствует осознанию и преодолению внутренних конфликтов, которые лежат в основе их поведения. Например, занятия изотерапией (терапией через изобразительное искусство) дают возможность ребенку отразить свое внутреннее состояние на бумаге, создавая рисунки, которые становятся источником информации о его эмоциональных переживаниях и помогают воспитателю понять, какие проблемы требуют особого внимания.
Для тревожных детей арт-терапия является способом преодоления страхов и снижения уровня тревожности. Рисование, лепка и другие формы творческой деятельности помогают таким детям расслабиться, сосредоточиться на процессе, а не на результате, и почувствовать уверенность в своих силах. Особенно полезны арт-терапевтические занятия в небольших группах, так как они способствуют развитию социальных навыков, которые для тревожных детей нередко являются сложными и вызывают беспокойство. В процессе коллективного творчества ребенок учится взаимодействовать с другими, выражать свои мысли и чувства, а также принимать поддержку и одобрение от сверстников и воспитателя.
Среди методов арт-терапии особое место занимает сказкотерапия, при которой дети создают и рассказывают свои истории. Этот метод позволяет учащимся не только выражать свои эмоции, но и искать пути преодоления страхов, ситуаций, вызывающих агрессию или тревогу. Через сюжет и персонажей сказок ребенок может моделировать ситуации, в которых он ощущает себя неуверенно, и находить новые способы их решения. При этом воспитатель может направлять сюжет сказки таким образом, чтобы ребенок учился находить конструктивные способы взаимодействия и управления эмоциями.
Арт-терапия в коррекционной школе также направлена на формирование у детей навыков саморегуляции, что особенно важно для воспитанников с агрессивными и тревожными проявлениями. Творческие занятия помогают детям осознавать свое поведение, понимать его причины и учиться контролировать реакции в стрессовых ситуациях. Например, музыкальная терапия оказывает успокаивающее воздействие, помогает ребенку сосредоточиться и управлять своим дыханием, что важно для снятия напряжения и восстановления психологического равновесия. Включение в занятия музыки способствует гармонизации эмоционального фона, снижению агрессии и тревожности, позволяя детям ощутить положительный эмоциональный настрой.
Особое внимание следует уделить также техникам, направленным на развитие у детей позитивной самооценки. Творческие задания, в которых дети могут выражать себя и свои чувства, помогают формировать у них уверенность в себе, что особенно важно для учеников, испытывающих трудности в общении и самоутверждении. В ходе занятий воспитатель может предлагать ребенку фиксировать позитивные моменты своей работы, подчеркивая его достижения, что способствует укреплению самооценки и развитию уверенности в собственных силах. Арт-терапия также дает ребенку возможность получать положительный опыт от завершения творческих проектов, что помогает укрепить чувство удовлетворения и снизить тревожные состояния.
Важным элементом работы с агрессивными и тревожными детьми является создание атмосферы принятия и понимания, что возможно в процессе проведения индивидуальных или групповых занятий. Воспитатель, ведущий занятия, обеспечивает эмоциональную поддержку, что помогает детям открываться, доверять педагогу и чувствовать себя в безопасности. В такой атмосфере учащиеся учатся выражать свои чувства и мысли, развивают умение распознавать эмоции окружающих, что способствует улучшению их эмоционального состояния и снижению агрессивных проявлений.
Подводя итог, можно сказать, что использование арт-терапии в коррекционной школе открывает широкие возможности для работы с детьми, проявляющими агрессивное и тревожное поведение. Арт-терапия не только способствует снижению уровня агрессии и тревожности, но и позволяет формировать у детей навыки самоконтроля, развивать позитивную самооценку и улучшать коммуникативные навыки. Воспитатель, применяющий методы арт-терапии, создает условия для гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка, что помогает ему адаптироваться в коллективе, осознавать свои эмоции и находить конструктивные способы их выражения.
Список литературы
1. Истрофилова О. И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками : 2020-03-05 / О. И. Истрофилова. — Нижневартовск : НВГУ, 2014. — 244 с. — ISBN 978–5–00047–202–6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136209
2. Функциональные нарушения у детей и подростков как проявления социально-психологической дезадаптации : учебное пособие / Л. С. Эверт, Н. Ю. Гришкевич, Т. В. Потупчик [и др.]. — Красноярск : КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, 2019. — 334 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/131422