ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ | вера викторовна судницына. Работа №342423
В статье рассматриваются инновационные технологии - "Теория решения изобразительных задач "ТРИЗ", в детском саду, как инновационный метод развития детей дошкольного возраста.
Использование инновационных педагогических технологий в наше время открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Наиболее эффективной в наше время стала технология использования «ТРИЗ».
В.В. Судницына
МАДОУ «Детский сад № 32 г. Челябинска»
г. Челябинск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ
В статье рассматриваются инновационные технологии - «Теория решения изобразительных задач (ТРИЗ)», в детском саду, как инновационный метод развития детей дошкольного возраста
Использование инновационных педагогических технологий в наше время открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Наиболее эффективной в наше время стала технология использования «ТРИЗ».
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам:
минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.
Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)
В процессе проектирования занятий с дошкольниками рекомендуется придерживаться следующей последовательности: выбор темы занятия в соответствии с комплексно – тематическим планом. При этом не имеет значения, какая программа лежит в основе деятельности педагога; определение вида занятия (выбор определённой методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;
формулировка программного содержания;
выбор разнообразных инструментов обучения;
составление конспекта.
Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:
- Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп);
- Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем;
- Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов;
- Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО;
- Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования;
- Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение поля поиска.
Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста:
Кляксография;
Ниткография;
Пальцеграфия;
Рисование штампами и шаблонами;
Создание коллажей.
Проведение игр и тренингов с элементами рисования:
«Спаси букву от буквоеда» (дорисовка букв и цифр до сюжетного изображения).
«Фоторобот» – создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев (для средней и старшей групп).
«Чей след» – ассоциативные цепочки на основе случайных изображений.
«Каляка» – дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию.
Использование ТРИЗ и РТВ технологий в других видах деятельности:
Придумывание сказки по предложенному началу.
Составить сказку на свободно выбранную тему.
Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.
Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.
Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.
Изменять заимствованные из сказок ситуации.
Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба Яга, щедрая Лиса).
За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ.
Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребёнка) образы и образные ситуации.
Учить применять новые способы преобразования впечатлений – наделение людей действиями фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительными их преобразованиями.
Учить воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.
Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.
Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа сказок, рисунков, песен.
Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо – плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки.
Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.
Функциональное назначение объектов.
Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:
Я – лягушка. Я умею прыгать.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки и т. д.
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
«Я еду в деревню».
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д.
«Неумейка»
Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». И т. д.
«Салат из сказок»
Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка. Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т. д.
«Сказка – калька»
С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная. Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.
«Сказка – наизнанку»
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот». Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
«Перевирание сказки».
Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов. Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка». Дети: «Не жёлтая, а Красная!». Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…» Дети: «Не папа, а мама!»
1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.
2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.
«Что было потом».
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать: «А что было потом?» Или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом?» Например: «А что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»
«Сочиняем сказки по опорным схемам»
Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.
Лжезагадки.
Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?
У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
Что едят крокодилы на северном полюсе?
Что является второй подушкой для щеки?
Кто громче замычит: петух или корова?
Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
Как лучше сорвать арбуз с дерева?
Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
Когда собака бывает в конуре без головы?
Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом. Рассмотрим использование ТРИЗ в проведении занятий по развитию речи.
В результате занятий с применением элементов ТРИЗ, которые являются основой развивающего обучения, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Итак, суть применения ТРИЗ в детском саду можно сформулировать следующим образом: стремление к идеальному результату, основываясь на разрешение противоречии и взаимосвязях всем компонентов окружающего мира, используя при этом различные ресурсы, будь то проведение занятий или разработка самой стратегии работы дошкольного учреждения.
Литература:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
Гин А.А. "Да" и "нет" говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", 1997.
Гин С.И. Мир фантазии. – Гомель, 1995.
Гин С.И. Мир человека. – Гомель, 1993.
Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост. Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – (Нар. ун-т. Пед. фак. № 5).
Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, 1993, № 2.
"Золотой ключик" творческого мышления. /под ред. Сидорчук Т.А. – Челябинск, 2000.
Киплинг Р. Сказки. – М.: Детская литература, 1986.
Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000.
Ладошкина С. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1990.
Ладошкина С. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1989.
Мурашковска И.Н. Валюмс Н.П. Картинки без запинки. – С-Пб, 1995.