Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование тренинговых технологий в обучении русскому языку | Иванова Светлана Валериевна. Работа №342591. Номер работы: №342591

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования тренинговых технологий в обучении русскому языку. Описываются различные виды тренингов, направленные на развитие коммуникативных, грамматических и речевых навыков у учащихся, а также их роль в повышении мотивации к изучению предмета. Особое внимание уделяется методам интерактивного взаимодействия, групповым и индивидуальным упражнениям, которые помогают учащимся лучше усваивать материал через практическую деятельность.

Ключевые слова: тренинговые технологии, русский язык, интерактивные методы, коммуникативные навыки, речевые навыки, учебная мотивация.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Иванова Светлана Валериевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Лицей №14 «Лидер» г.о. Горловка», ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования тренинговых технологий в обучении русскому языку. Описываются различные виды тренингов, направленные на развитие коммуникативных, грамматических и речевых навыков у учащихся, а также их роль в повышении мотивации к изучению предмета. Особое внимание уделяется методам интерактивного взаимодействия, групповым и индивидуальным упражнениям, которые помогают учащимся лучше усваивать материал через практическую деятельность.

Ключевые слова: тренинговые технологии, русский язык, интерактивные методы, коммуникативные навыки, речевые навыки, учебная мотивация.

 

В современных условиях обучения важно не только передавать теоретические знания учащимся, но и развивать их практические навыки, особенно в области языка. В этой связи тренинговые технологии приобретают всё большее значение, поскольку они позволяют активно вовлекать учащихся в учебный процесс, развивать их коммуникативные способности и повышать интерес к изучению русского языка. Тренинговые технологии основаны на интерактивных методах обучения, которые предполагают активное взаимодействие между учителем и учениками, выполнение практических заданий, работу в группах и участие в обсуждениях.

Одним из главных преимуществ тренинговых технологий является их ориентация на практическое применение знаний. В процессе тренингов учащиеся выполняют упражнения, направленные на развитие различных аспектов владения русским языком — грамматики, лексики, фонетики и коммуникативных навыков. Такие упражнения помогают ученикам не только лучше усвоить правила и нормы языка, но и научиться использовать их в реальных ситуациях общения. Например, грамматические тренинги могут включать ролевые игры, в которых учащиеся составляют предложения, используя изучаемые грамматические конструкции, или выполняют упражнения на редактирование текстов с ошибками.

Одним из видов тренинговых технологий, используемых на уроках русского языка, является коммуникативный тренинг. Его основная цель — развитие навыков устной и письменной речи, умения ясно и точно выражать свои мысли. В рамках таких тренингов учащиеся могут выполнять различные речевые упражнения, направленные на улучшение их коммуникативных способностей. Это могут быть обсуждения актуальных тем, дебаты, создание диалогов и монологов на заданные темы, а также написание сочинений и эссе. Коммуникативный тренинг помогает учащимся не только развить речевые навыки, но и повысить уверенность в своих возможностях общения на русском языке.

Ролевые игры также являются эффективным инструментом в рамках тренингового обучения. В ролевых играх учащиеся берут на себя роли персонажей, взаимодействующих друг с другом в различных коммуникативных ситуациях. Например, они могут играть роли журналистов и интервьюируемых, вести диалоги в роли покупателей и продавцов или разыгрывать сценки, связанные с жизненными ситуациями, такими как поездка на общественном транспорте, встреча в кафе или путешествие. Такие игры развивают способность учащихся к быстрому формулированию мыслей, помогают освоить новые лексические и грамматические структуры, а также способствуют улучшению навыков аудирования.

Групповые тренинги способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и их мотивации к изучению русского языка. В процессе таких тренингов ученики работают в небольших группах, решая различные лингвистические задачи, обсуждая текстовые материалы, выполняя задания на редактирование текстов или создавая собственные. Групповая работа развивает навыки сотрудничества, учит принимать совместные решения, критически оценивать свои идеи и выражать их в коллективе. Это особенно важно для развития социальных навыков и формирования культуры общения.

Тренинговые технологии позволяют учителям гибко адаптировать учебные задания под уровень знаний и способности учащихся. Например, для слабых учеников можно предложить тренинги на базовые грамматические структуры и простые коммуникативные задания, а для более продвинутых — сложные упражнения, связанные с анализом текстов, созданием сочинений или дебатами на сложные темы. Это помогает каждому ученику работать на своём уровне сложности и развиваться в соответствии со своими возможностями.

Особое внимание в тренинговых технологиях уделяется обратной связи. В процессе тренингов учитель постоянно оценивает успехи учащихся, даёт рекомендации и помогает исправлять ошибки. Это позволяет учащимся чувствовать поддержку, осознавать свои успехи и видеть области для улучшения. Важно, чтобы обратная связь была позитивной и конструктивной, чтобы учащиеся не боялись делать ошибки и учились на них.

Одним из примеров тренингового подхода является использование технологий критериального оценивания, где учащиеся оценивают свои собственные достижения и достижения своих одноклассников. Это может быть полезным инструментом для развития у учеников навыков самооценки и саморегуляции в обучении. Они учатся анализировать свои ошибки, строить на их основе выводы и самостоятельно работать над улучшением своих знаний и навыков.

Также важно отметить роль тренинговых технологий в развитии творческого мышления у учащихся. На уроках русского языка это может включать упражнения на создание рассказов, сочинений или диалогов на основе заданных сюжетов или ситуаций. Ученики могут участвовать в коллективном создании историй, где каждый добавляет свой элемент в общий текст, что развивает не только творческое, но и критическое мышление.

В заключение следует отметить, что использование тренинговых технологий в обучении русскому языку способствует развитию у учащихся навыков практического применения языка, улучшению коммуникативных способностей и повышению интереса к предмету. Интерактивные методы обучения позволяют учащимся активно участвовать в учебном процессе, решать задачи, работать в группах и развивать самостоятельность в обучении. Учитель, используя тренинговый подход, создает условия, при которых каждый ученик может достигать успехов, осваивая русский язык в увлекательной и познавательной форме.

 

Список литературы

Ломако, Н. Н. Использование

тренинговых

технологий на уроках русского языка / Н. Н. Ломако, Э. В. Чернышева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 164-166.

Фесенко О.П. Эффективность метода тренинга при изучении русского языка как родного (на примере освоения вузовской дисциплины «Русский язык и культура речи») // Педагогика и просвещение. 2018. № 3. С. 65-73.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×