Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Использование ТРИЗ –технологии в познавательно-речевом развитии дошкольников» | Глушко Наталья Евгеньевна. Работа №307806

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

В конце 50-х гг. XX в. появилась наука ТРИЗ — теория решения изобретательских задач; автор ТРИЗ — отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обуче­ние технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начина­ют формироваться черты творческой личности.

В 80-е гг. возникло новое направление в образовании — ТРИЗ-педагогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имею­щий достойную жизненную цель.

Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обу­чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под­вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активнос­ти, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

 Пособие Светланы Гин для педагогов в дошкольных учреждениях «Занятия по ТРИЗ в детском саду» представляет собой практический материал по сис­темному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду.

При подготовке занятий можно использовать методические материалы специалистов-тризовцев по обучению дошкольников: И. Я. Гуткович, А. В. Корзун, И. Н. Мурашковской, С. Н. Ладошкиной, А. А. Нестеренко, А. М. Страунинг, Т. А. Сидорчук, Н. В. Рубиной, М. Н. Шустермана, а также авторские разра­ботки С. И.Гин.

В пособии раскрываются такие темы как: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких чело­вечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко). Предполагает обучение приемам фантазирова­ния, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук). Рассмотрим некоторые из них.

Приём ТРИЗ «Противоречия»

     Одно из ключевых понятий в теории решения изобретательских задач| — ситуация, когда должны удовлетворятся противоположные требования. Для детей можно использовать метод поиска хорошего и плохого. Например: в явлениях природы (дождь-солнце), в предметах (мяч и свисток), в ситуациях (болезнь, просмотр телевизора, купание, прогулка на улице). В конце делается вывод, что в каждой ситуации есть что-то хорошее и что-то плохое. Противоречия в размерах.

 Игра «Расставь по порядку»

Взрослый показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького.

После этого начинается обсуждение каждой карточки. На­пример: Кошка -- большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?

При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?».

Противоречие в количестве «Много-мало». Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать усло­вия): одно ведро воды для муравья? одно ведро воды для слона? одно солнце в небе? один самолет в небе? одна мама у ребенка? один ребенок у мамы? один дом для всех людей? одна нога у человека? одна ножка у гриба? одна змея в квартире? одна змея в лесу? и др.

Приём ТРИЗ «Системный оператор»

 Позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.

Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система: Машина, подсистема: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др.; система: Дождь, подсистема: туча, капли воды; система: Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т.д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины, прожилок и т.п.), но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить.  

Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения(дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т.п.)

Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее.

Игра «Системный лифт» (для детей 5лет)

Цели: активизировать мышление детей; обучать использо­вать модель «системный лифт» для анализа объекта.

Взрослый показывает рисунок домика и комментирует его.

В.: Этот трехэтажный дом необычный, в нем живут не люди, а разные предметы. На втором этаже живут они сами. Напри­мер, ручка.

На первом этаже живут отдельные части этих предметов. На­зовите, из каких частей состоит ручка (соответственно показы­вает). А комнаты на третьем этаже — это места, в которых мо­гут быть эти предметы. Где, в каких местах может быть ручка?

Итак, три этажа: места - предметы - части. А быстро передвигаться по этажам поможет лифт.

Взрослый предлагает «покатать на лифте» грибок.

Игра «Системный оператор» (для детей 6 лет)

Цели: познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»; развивать внимание.

Здесь пять экранов, и такой рисунок называется «пяти­экранка». Еще это похоже на лифт, но на лифте можно ездить толь­ко вверх и вниз, а здесь — еще в стороны. «Если поехать вниз — узнаешь части, из которых состо­ит предмет; поедешь вверх - узнаешь места, где может находиться предмет; по­едешь назад — узнаешь прошлое, вперед — будущее». Взрослый предлагает покатать на «пятиэкранке» самые любимые предметы: игрушки, мороженое эскимо и книгу сказок.

Приём ТРИЗ «Сочинение загадок»

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания об объектах; развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок.

Начать можно с       упражнения «Да-нетка».

Взрослый предлагает детям при помощи различных воп­росов узнать, какое слово задумано. Вопросы комментируются, выделяются «слабые», «неинтересные» и «сильные», «хорошие», «интересные»

Затем приступаем непосредственно к последовательному сочинению загадки.

Ответить, на что похожа расческа (3-4 названия). Напри­мер, на пилу, на забор, на траву.

Ответить, чем расческа отличается от этих объектов. На­пример, от пилы -- тем, что расческа не пилит; от забора -тем, что на нее нельзя залезать; от травы — тем, что не растет.

Составить загадку, используя слова-связки «как», «но не». Например: «Как пила, но не пилит; как забор, но нельзя лазить; как трава, но не растет. Что это такое?».

В результате обучения у детей возникает положительное эмоцио­нальное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощен­ными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать»  и в повседневном общении.

Ведь основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрас­те — это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только педагог-творец.

 

В конце 50-х гг. XX в. появилась наука ТРИЗ — теория решения изобретательских задач; автор ТРИЗ — отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

В 80-е гг. возникло новое направление в образовании — ТРИЗ-педагогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Пособие Светланы Гин для педагогов в дошкольных учреждениях «Занятия по ТРИЗ в детском саду» представляет собой практический материал по системному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду.

При подготовке занятий можно использовать методические материалы специалистов-тризовцев по обучению дошкольников: И. Я. Гуткович, А. В. Корзун, И. Н. Мурашковской, С. Н. Ладошкиной, А. А. Нестеренко, А. М. Страунинг, Т. А. Сидорчук, Н. В. Рубиной, М. Н. Шустермана, а также авторские разработки С. И.Гин.

В пособии раскрываются такие темы как: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких человечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко). Предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук). Рассмотрим некоторые из них.

Приём ТРИЗ «Противоречия»

Одно из ключевых понятий в теории решения изобретательских задач| — ситуация, когда должны удовлетворятся противоположные требования. Для детей можно использовать метод поиска хорошего и плохого. Например: в явлениях природы (дождь-солнце), в предметах (мяч и свисток), в ситуациях (болезнь, просмотр телевизора, купание, прогулка на улице). В конце делается вывод, что в каждой ситуации есть что-то хорошее и что-то плохое. Противоречия в размерах.

Игра «Расставь по порядку»

Взрослый показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького.

После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: Кошка -- большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?

При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?».

Противоречие в количестве «Много-мало». Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия): одно ведро воды для муравья? одно ведро воды для слона? одно солнце в небе? один самолет в небе? одна мама у ребенка? один ребенок у мамы? один дом для всех людей? одна нога у человека? одна ножка у гриба? одна змея в квартире? одна змея в лесу? и др.

Приём ТРИЗ «Системный оператор»

Позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.

Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система: Машина, подсистема: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др.; система: Дождь, подсистема: туча, капли воды; система: Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т.д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины, прожилок и т.п.), но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить.  

Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения(дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т.п.)

Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее.

Игра «Системный лифт» (для детей 5лет)

Цели: активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

Взрослый показывает рисунок домика и комментирует его.

В.: Этот трехэтажный дом необычный, в нем живут не люди, а разные предметы. На втором этаже живут они сами. Например, ручка.

На первом этаже живут отдельные части этих предметов. Назовите, из каких частей состоит ручка (соответственно показывает). А комнаты на третьем этаже — это места, в которых могут быть эти предметы. Где, в каких местах может быть ручка?

Итак, три этажа: места - предметы - части. А быстро передвигаться по этажам поможет лифт.

Взрослый предлагает «покатать на лифте» грибок.

Игра «Системный оператор» (для детей 6 лет)

Цели: познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»; развивать внимание.

Здесь пять экранов, и такой рисунок называется «пятиэкранка». Еще это похоже на лифт, но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь — еще в стороны. «Если поехать вниз — узнаешь части, из которых состоит предмет; поедешь вверх - узнаешь места, где может находиться предмет; поедешь назад — узнаешь прошлое, вперед — будущее». Взрослый предлагает покатать на «пятиэкранке» самые любимые предметы: игрушки, мороженое эскимо и книгу сказок.

Приём ТРИЗ «Сочинение загадок»

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания об объектах; развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок.

Начать можно с упражнения «Да-нетка».

Взрослый предлагает детям при помощи различных вопросов узнать, какое слово задумано. Вопросы комментируются, выделяются «слабые», «неинтересные» и «сильные», «хорошие», «интересные»

Затем приступаем непосредственно к последовательному сочинению загадки.

Ответить, на что похожа расческа (3-4 названия). Например, на пилу, на забор, на траву.

Ответить, чем расческа отличается от этих объектов. Например, от пилы -- тем, что расческа не пилит; от забора -тем, что на нее нельзя залезать; от травы — тем, что не растет.

Составить загадку, используя слова-связки «как», «но не». Например: «Как пила, но не пилит; как забор, но нельзя лазить; как трава, но не растет. Что это такое?».

В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» и в повседневном общении.

Ведь основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте — это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только педагог-творец.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×