Использование в логопедической работе пословиц и поговорок | Чернова Светлана Васильевна. Работа №310079
В настоящее время мы наблюдаем возрождение интереса к
национальной культуре, к обычаям и обрядам наших предков, к
их традициям.
Одними из средств народной культуры являются пословицы и
поговорки. Это короткие простые, но богатые по смыслу фразы,
которые передаются от поколения к поколению.
Однако в коррекционно-образовательной работе с детьми
необходимо использовать те пословицы, терминология которых
понятна современному ребёнку. Иначе эффект от их употребления
пропадает.
Задания на развитие чувства ритма, активизацию
слухового внимания и памяти, коррекцию
фонематического слуха.
«Использование в логопедической работе пословиц и поговорок, как
средство формирования
речемыслительной деятельности детей»
Подготовила: Чернова С.
Учитель-логопед гимназии № 20
В настоящее время мы наблюдаем возрождение интереса к национальной культуре, к обычаям и обрядам наших предков, к их традициям.
Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорки. Это короткие простые, но богатые по смыслу фразы, которые передаются от поколения к поколению. Восточные народы называют пословицы «цветком языка», « не нанизанными жемчужинами», итальянцы - «училищем народа», испанцы -«врачевателем души», а греки и римляне-«господствующими мнениеми».
Много замечательных пословиц и поговорок создал великий русский народ. Они вобрали в себя мысли и чувства многих поколений людей. На Руси говорили «Пословицу сказал - дорогу указал».
Владимир Иванович Даль, являющийся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал сборник, который является богатейшей кладовой народной мудрости.
Пословицы издавна были предметом исследования разных учёных-фольклористов, этнографов, литературоведов, лингвистов. К пословицам, как эффективному стилистическому средству, обращаются писатели публицисты.
Ещё Н.В.Гоголь подметил, что «Все великие люди наши, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
К примеру, император Пётр I –один из выдающихся русских полководцев и государственных деятелей, создатель регулярной армии и флота - часто обращался к пословицам и поговоркам.
Будучи в Голландии, он из Амстердама прислал полковнику Левашову письмо, в котором говорилось:
«Господин полковник! В бытность нашу в Копенгагене приказали Мы вам через денщика Юрова о книжке, которая у нас есть, о русских пословицах, чтобы её к нам прислать, о чём ныне и напоминаем, дабы ту книжку списав, прислать к нам. Пётр.»
Александр Сергеевич Пушкин говорил следующее: «Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Таким образом, пословицы и поговорки - богатейший материал для работы над речью ребёнка. Они способствуют:
-коррекции правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию ритмико-интонационной выразительности речи;
-через данные произведения устного народного творчество развивается и формируется грамматический строй, связная речь, речевая активность младших школьников с ОНР;
- улучшается понимание речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка;
-развитию чувства патриотизма, национального самосознания,
взаимопонимания и трудолюбия.
Однако в коррекционно-образовательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребёнку. Иначе эффект от их употребления пропадает.
Примерный план работы с пословицами:
1.внимательное прочтение с детьми пословиц;
2.выяснение лексического значения непонятных и устаревших слов и подбор слова, используемого в настоящее время;
3.выяснение смысла пословицы в целом; о чём она и чему учит;
4.определение, к какой тематической группе её можно отнести
( о дружбе, о труде, о качествах человека и др.)
5.предложить детям подумать, в какой житейской ситуации её можно употреблять.
Ниже приведены игровые задания, в содержании которых используются русские народные пословицы, предназначенные детям младшего школьного возраста.
Половинки
(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую. Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти её начало.
Любишь кататься, то и пожнёшь.
Что посеешь ни одного не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься, люби и саночки возить.
Волков бояться- сделано на смех.
Делано наспех, в лес не ходить.
Пропущенные слова
(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами)
1.___________дело лучше_______________безделья.
2.___________пенёк опрокинул_________воз.
3.В__________ лодку_____________груз не кладут.
4.Даже самое_______дерево выросло из_____семени.
Найди ошибку
(задание на развитие фонематического слуха)
Детям зачитывают неправильный вариант пословицы, просят найти в ней ошибку дать правильный вариант. Если пословица на знакома, то выполнение задания у него вызовет большую сложность. В этом случае рекомендуется предложить два варианта:
правильный и неправильный.
В здоровом теле здоровый пух.
Сашу маслом не испортишь
Трус своей лени боится.
Лес рубят - кепки летят.
Представление о времени.
(развитие и коррекция пространственно-временной ориентировки детей)
Ниже подобраны пословицы, отражающие причинно-следственные
Связи между природой и деятельностью человека и характерные для каждого сезона признаки. В этом задании детям предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в пословице.
Весна даёт цветы, а___________-плоды.
Что в августе соберёшь, с тем и____________проведёшь.
_____________без снега- лето без хлеба.
Земля_________отдыхает, а весной расцветает.
Весёлые рифмочки
(задание на развитие чувства ритма, активизацию слухового внимания и памяти, коррекцию фонематического слуха).
Детям необходимо внимательно послушать пословицу и назвать в ней рифмующиеся слова.
Человек лукавый, что карман дырявый.
В зимний холод всякий молод.
Трус и таракана примет за великана.
Бояться волков- быть без грибков.
Таким образом, использование такого вида устного народного творчества как пословицы и поговорки на занятиях с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи, способствует развитию речемыслительной деятельности, воспитанию позитивных качеств личности и обогащает их жизненный опыт.