Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование в логопедической работе пословиц и поговорок | Чернова Светлана Васильевна. Работа №310079

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время мы наблюдаем возрождение интереса к

национальной культуре, к обычаям и обрядам наших предков, к

их традициям.

 

Одними из средств народной культуры являются пословицы и

поговорки. Это короткие простые, но богатые по смыслу фразы,

которые передаются от поколения к поколению.

 

Однако в коррекционно-образовательной работе с детьми

необходимо использовать те пословицы, терминология которых

понятна современному ребёнку. Иначе эффект от их употребления

пропадает.

 

Задания на развитие чувства ритма, активизацию

слухового внимания и памяти, коррекцию

фонематического слуха.

 

 

 

 

 

«Использование в логопедической работе пословиц и поговорок, как

средство формирования

речемыслительной деятельности детей»

 

Подготовила: Чернова С.

Учитель-логопед гимназии № 20

 

 

В настоящее время мы наблюдаем возрождение интереса к национальной культуре, к обычаям и обрядам наших предков, к их традициям.

Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорки. Это короткие простые, но богатые по смыслу фразы, которые передаются от поколения к поколению. Восточные народы называют пословицы «цветком языка», « не нанизанными жемчужинами», итальянцы - «училищем народа», испанцы врачевателем души», а греки и римляне-«господствующими мнениеми».

Много замечательных пословиц и поговорок создал великий русский народ. Они вобрали в себя мысли и чувства многих поколений людей. На Руси говорили «Пословицу сказал - дорогу указал».

Владимир Иванович Даль, являющийся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал сборник, который является богатейшей кладовой народной мудрости.

 

Пословицы издавна были предметом исследования разных учёных-фольклористов, этнографов, литературоведов, лингвистов. К пословицам, как эффективному стилистическому средству, обращаются писатели публицисты.

Ещё Н.В.Гоголь подметил, что «Все великие люди наши, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

К примеру, император Пётр I –один из выдающихся русских полководцев и государственных деятелей, создатель регулярной армии и флота - часто обращался к пословицам и поговоркам.

Будучи в Голландии, он из Амстердама прислал полковнику Левашову письмо, в котором говорилось:

«Господин полковник! В бытность нашу в Копенгагене приказали Мы вам через денщика Юрова о книжке, которая у нас есть, о русских пословицах, чтобы её к нам прислать, о чём ныне и напоминаем, дабы ту книжку списав, прислать к нам. Пётр.»

Александр Сергеевич Пушкин говорил следующее: «Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Таким образом, пословицы и поговорки - богатейший материал для работы над речью ребёнка. Они способствуют:

оррекции правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию ритмико-интонационной выразительности речи;

-через данные произведения устного народного творчество развивается и формируется грамматический строй, связная речь, речевая активность младших школьников с ОНР;

- улучшается понимание речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка;

-развитию чувства патриотизма, национального самосознания,

взаимопонимания и трудолюбия.

Однако в коррекционно-образовательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребёнку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

Примерный план работы с пословицами:

1.внимательное прочтение с детьми пословиц;

2.выяснение лексического значения непонятных и устаревших слов и подбор слова, используемого в настоящее время;

3.выяснение смысла пословицы в целом; о чём она и чему учит;

4.определение, к какой тематической группе её можно отнести

( о дружбе, о труде, о качествах человека и др.)

5.предложить детям подумать, в какой житейской ситуации её можно употреблять.

Ниже приведены игровые задания, в содержании которых используются русские народные пословицы, предназначенные детям младшего школьного возраста.

Половинки

(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую. Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти её начало.

Любишь кататься, то и пожнёшь.

Что посеешь ни одного не поймаешь.

За двумя зайцами погонишься, люби и саночки возить.

Волков бояться- сделано на смех.

Делано наспех, в лес не ходить.

 

 

Пропущенные слова

(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами)

1.___________дело лучше_______________безделья.

2.___________пенёк опрокинул_________воз.

3.В__________ лодку_____________груз не кладут.

4.Даже самое_______дерево выросло из_____семени.

 

 

Найди ошибку

(задание на развитие фонематического слуха)

Детям зачитывают неправильный вариант пословицы, просят найти в ней ошибку дать правильный вариант. Если пословица на знакома, то выполнение задания у него вызовет большую сложность. В этом случае рекомендуется предложить два варианта:

правильный и неправильный.

В здоровом теле здоровый пух.

Сашу маслом не испортишь

Трус своей лени боится.

Лес рубят - кепки летят.

 

 

Представление о времени.

(развитие и коррекция пространственно-временной ориентировки детей)

Ниже подобраны пословицы, отражающие причинно-следственные

Связи между природой и деятельностью человека и характерные для каждого сезона признаки. В этом задании детям предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в пословице.

Весна даёт цветы, а___________-плоды.

Что в августе соберёшь, с тем и____________проведёшь.

_____________без снега- лето без хлеба.

Земля_________отдыхает, а весной расцветает.

Весёлые рифмочки

(задание на развитие чувства ритма, активизацию слухового внимания и памяти, коррекцию фонематического слуха).

Детям необходимо внимательно послушать пословицу и назвать в ней рифмующиеся слова.

Человек лукавый, что карман дырявый.

В зимний холод всякий молод.

Трус и таракана примет за великана.

Бояться волков- быть без грибков.

Таким образом, использование такого вида устного народного творчества как пословицы и поговорки на занятиях с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи, способствует развитию речемыслительной деятельности, воспитанию позитивных качеств личности и обогащает их жизненный опыт.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×