Использование визуальных и мультимедийных материалов для улучшения восприятия информации у младших школьников с ОВЗ | Дроздова Ирина Владимировна. Работа №350467
Аннотация. В статье рассматривается значимость использования визуальных и мультимедийных материалов для повышения качества восприятия и усвоения информации младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показаны примеры и рекомендации для учителей начальных классов, направленные на адаптацию образовательного процесса. Использование этих материалов помогает детям эффективнее вовлекаться в обучение, поддерживает их мотивацию и способствует улучшению познавательной активности.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, визуальные материалы, мультимедийные технологии, восприятие информации, коррекционная школа, обучение младших школьников, адаптация.
Использование визуальных и мультимедийных материалов для улучшения восприятия информации
у младших школьников с ОВЗ
Дроздова Ирина Владимировна, учитель начальных классов
КГОБУ «Уссурийская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат»
Аннотация. В статье рассматривается значимость использования визуальных и мультимедийных материалов для повышения качества восприятия и усвоения информации младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показаны примеры и рекомендации для учителей начальных классов, направленные на адаптацию образовательного процесса. Использование этих материалов помогает детям эффективнее вовлекаться в обучение, поддерживает их мотивацию и способствует улучшению познавательной активности.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, визуальные материалы, мультимедийные технологии, восприятие информации, коррекционная школа, обучение младших школьников, адаптация.
Эффективное восприятие и усвоение информации младшими школьниками с ОВЗ требует комплексного подхода и применения специально адаптированных образовательных методов. В условиях коррекционной школы важным средством для облегчения восприятия является использование визуальных и мультимедийных материалов. Они способны заинтересовать детей и сделать процесс обучения более понятным и доступным, что особенно важно для младших школьников, чьё внимание и восприятие нуждаются в постоянной поддержке.
Первым шагом к успешному внедрению визуальных материалов является подбор наглядных и понятных изображений, которые позволят ребёнку лучше понять материал. Например, при изучении темы «Домашние животные» учитель может использовать красочные картинки или карточки с изображениями животных и их основных характеристик. Визуальные ассоциации способствуют развитию ассоциативного мышления и облегчают запоминание. Детям легче запомнить информацию, когда они могут связывать её с конкретным образом или образом из реальной жизни. Важно помнить, что для детей с ОВЗ картинки должны быть крупными и чёткими, с минимальным количеством лишних деталей, чтобы избежать перегрузки информации и облегчить восприятие.
Мультимедийные материалы, такие как интерактивные презентации и видео, также играют значительную роль в обучении детей с ОВЗ. Например, демонстрация коротких видеороликов помогает лучше понять материал, а иногда и погрузиться в атмосферу урока. При этом видеофрагменты могут быть наглядными инструкциями для выполнения определённых действий или способствовать лучшему пониманию абстрактных понятий. Например, при изучении природы можно использовать видео с описанием процесса цветения растений или жизни животных в их естественной среде. Это помогает детям с трудностями восприятия информации в текстовом виде лучше понять и запомнить материал, так как видео оказывает сильное воздействие на восприятие и интерес.
Интерактивные доски являются ещё одним мощным инструментом, позволяющим использовать визуальные и мультимедийные материалы. Например, учитель может демонстрировать на доске изображение и рассказывать о нём, а затем предложить детям самим двигать элементы или выполнять простые задания на экране. Для детей с ОВЗ это становится не только способом восприятия, но и возможностью активно взаимодействовать с материалом. Они могут отмечать на экране ключевые моменты, подчеркивать важные детали, что помогает формировать навыки анализа и синтеза информации. Кроме того, интерактивные задания помогают улучшить мелкую моторику и координацию движений, что важно для детей с нарушениями моторики.
Игровые мультимедийные приложения также становятся хорошим дополнением для обучения. Дети с ОВЗ часто реагируют на яркие, интерактивные и увлекательные задания, где они могут в игровой форме осваивать знания. Например, образовательные приложения, в которых нужно найти определённые предметы, решить логическую задачу или собрать пазл, дают детям возможность учиться в игровой форме, что снижает утомляемость и повышает интерес. Важно выбирать такие игры, которые будут не только развлекательными, но и познавательными, чтобы обучение проходило на уровне восприятия, доступном каждому ребёнку. Кроме того, игровой формат стимулирует детей к повторению заданий и закреплению пройденного материала.
Отдельного внимания заслуживают визуальные пособия, такие как настенные плакаты и карточки с крупными шрифтами и минималистичными изображениями. Плакаты с яркими картинками и понятными подписями создают визуальную опору для детей, облегчая им понимание и запоминание. Например, плакаты с изображением алфавита и картинками предметов, начинающихся с каждой буквы, помогают детям быстрее освоить буквы и начальные навыки чтения. Учитель может периодически возвращаться к этим плакатам в ходе занятий, что даёт возможность детям самостоятельно находить нужную информацию и тренировать память.
При этом важно помнить о необходимой адаптации мультимедийных и визуальных материалов. Например, для детей с нарушениями слуха полезно использовать видео с субтитрами или сопровождать материал жестовым языком. Для детей с нарушениями зрения применяют крупный шрифт и аудиосопровождение. Адаптация обеспечивает доступность информации для всех учеников и позволяет каждому ребёнку участвовать в учебном процессе на равных. Учитель может создавать небольшие тематические видеоролики, в которых материал объясняется простым и понятным языком, с сопровождением изображений и субтитров для наглядности.
Эффективное применение мультимедийных материалов способствует также развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Просмотр мультимедийных сюжетов и обсуждение увиденного в классе помогают детям развивать речь, обмениваться мнениями и учиться взаимодействовать друг с другом. Например, после просмотра видеоролика о животных или растениях учитель может предложить детям обсудить, что они запомнили или что их удивило. Такие обсуждения не только укрепляют знания, но и способствуют развитию умений выразить свои мысли, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.
В заключение, использование визуальных и мультимедийных материалов в обучении младших школьников с ОВЗ является необходимым элементом современного образовательного процесса в коррекционной школе-интернате. Эти методы не только улучшают восприятие информации, но и развивают у детей навыки анализа, коммуникативные умения и способствуют повышению интереса к учебе. Учителю важно помнить о необходимости адаптации материалов и учитывать особенности каждого ребёнка, чтобы сделать обучение доступным и продуктивным для всех.
Список литературы
Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ / Е. Г. Мережко, И. Н.
Томаровская
, Е. А.
Ефанова
[и др.]. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 316-318. — URL:
https://moluch.ru/archive/295/67043/
Улыбин
В. С. Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / В. С. Улыбин, О. В. Улыбина, У. В.
Хахалкина
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 415-416. — URL:
https://moluch.ru/archive/393/86995/
Филатова
Л. В.
И
нформационно-коммуникативные технологии в индивидуальном обучении детей с ОВЗ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020.
№10. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikativnye-tehnologii-v-individualnom-obuchenii-detey-s-ovz