Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование возможностей электронного журнала в современном образовательном процессе | Русакова Ольга Васильевна. Работа №352812

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Во многих странах мира уже давно пришли к выводу, что ведение дневника в привычном виде - процесс неудобный и непрактичный. Развитие инновационных компьютерных технологий дает возможность модернизации бумажного дневника в электронный, что намного облегчит и усовершенствует воспитательный и образовательный процесс.

Использование возможностей электронного журнала в современном образовательном процессе

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители. Этой связи в наибольшей степени на сегодняшний день способствуют система электронных журналов и дневников. В современном обществе происходит переосмысление опыта прошлого, осуществляется на его основе поиск инновационных подходов, отвечающих актуальным потребностям социума.

С. М. Авдеева отмечает, что «активное использование цифровых образовательных ресурсов, индивидуализация учебной работы школьников невозможны без формирования цифровой информационной среды школы».  Это предполагает, что следующим шагом информатизации образовательных учреждений является «глобализация» имеющихся в школе информационных ресурсов и программных средств.  Данный процесс осуществляется путём объединения   информационных ресурсов, таких как сайты, образовательные среды, базы данных, созданные образовательные продукты для их комплексного использования в образовательной и воспитательной деятельности школы. Появляется необходимость в организационно-упорядоченной, взаимосвязанной совокупности средств и методов информационных технологий, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации ресурсов в интересах достижения поставленных образовательных целей, то есть в информационной системе.

Используя идею классного журнала, электронный журнал (ЭЖ), сохраняет преимущества бумажного журнала и дневника, но при этом лишён их недостатков.

ЭЖ многофункционален и легко адаптируем под различные задачи. Он позволяет получать администрации, учителям, ученикам и родителям нужную информацию в любое время.

Использование функционала электронного дневника позволяет устранить так называемый «испорченный телефон» в информационной цепи учитель – ученик – родители, так как первичная информация, предназначенная для родителей искажается при передачи её через учащегося, и в результате родители получают вторичную информацию, то есть не всегда достоверную. У учителя появляется возможность предъявления домашних заданий в различной форме, как путём перечисления номеров из учебников, так и прикрепления разнообразных заданий в файлах. У учащегося повышается уровень ответственности и самооценка, так как его успехи и неудачи оперативно контролируются родителями и при их взаимодействии с учителем все проблемы решаются своевременно. При этом для повышения уровня самооценки предоставляются ресурсы электронного портфолио, отражающие успехи учащегося не только в школе, но и за пределами учебного учреждения. Также необходимо отметить, что при обращении к данной информационной системе родители могут получить интересующие их сведения только о своём ребёнке, информация о других учащихся для них закрыта, что свидетельствует о том, что данная информационная система функционирует в соответствии с Российским законодательством в сфере защиты информации.

Если электронный дневник является информационным ресурсом, предназначенным для учащихся и их родителей, то электронный журнал служит рабочим инструментом учителя. При систематической работе с электронным журналом учитель заявляет тему урока и информирует о пройденном на уроке учебном материале, что очень актуально для учащихся, отсутствующих на этом уроке, и их родителей. В конце урока учитель заходит в раздел «Домашнее задание», где имеет возможность прикрепления любой информации, что экономит учебное время, так как если предъявленная учебная задача не сформулирована на доступном для всех учеников носителе, то надо диктовать её текст.

Несомненным преимуществом электронного журнала является его доступность с любого компьютера и в любое время, что даёт возможность учителю проанализировать результаты своей работы в методический день, когда доступ к рабочему компьютеру невозможен. Также это преимущество позволяет избавиться от проблемы выставления оценок многими учителями в один журнал, что бывает в конце четверти, полугодия, триместра. Если учитель работает в кабинете, где к Интернету подключён один компьютер, а в его «окна» по расписанию проводит уроки другой учитель, то есть возможность заполнения электронного журнала из свободного кабинета, что экономит время учителя.

Особое место в электронном журнале занимает система выставления оценок. Во-первых, оценку легко исправить, во-вторых, существует возможность комментирования оценки, в-третьих, с помощью цвета производится выделение вида оценки, что позволяет увидеть, за что она выставлена (работа на уроке, домашнее задание, тест, контрольная работа и т. д.).

Если функции выставления оценок, записей домашних заданий и тем уроков присущи как для электронного, так и для обычного журнала, то формирование электронного портфолио учителя, проведение анализа успеваемости являются новыми возможностями журнала. Учитель в случае необходимости получает сформированный отчёт за указанный период в форме графика, что избавляет его от рутинной работы.

Остановимся на преимуществах «электронного расписания». В эпоху отсутствия электронных ресурсов ученик мог узнать расписание уроков только посетив школу. Если ребёнок заболел, а расписание изменилось, или уехал с родителями, то существует высокая вероятность того, что учащийся так его и не узнает, что при посещении школы вызовет дискомфорт. Электронное расписание позволяет обойтись без этих отрицательных эмоций. Родители могут контролировать время возвращения своего ребёнка домой, зная, сколько у него в день уроков. Недисциплинированные ученики лишаются возможности сослаться на незнание расписания в случае неподготовленности к уроку.

В качестве пользователей информационной системы помимо учителей, учеников и родителей выступают представители администрации школы. В управлении учебным процессом информационная система имеет как непосредственную, так и опосредованную функцию. Непосредственная функция предполагает использование возможностей информационной системы самим администратором, например, создание аналитического отчёта по одному из направлений по ряду классов и предметов, создание отчётов для вышестоящих организаций. Опосредованная функция предполагает использование индивидуальных отчётов, подготовленных учителями при помощи информационной системы для создания администратором сводного отчёта. Необходимо отметить, что информационная система обеспечивает администратора достоверной, оперативной информацией, позволяет «гораздо быстрее реагировать на текущие изменения (буквально в режиме реального времени) в образовательном процессе, сократив время между событием и управленческим решением до минимума, что, в свою очередь, делает принятые решения своевременными, актуальными».

Идея создания электронного дневника возникла в Западной Европе в начале 2000-тысячных годов и спустя несколько лет перекочевала в Россию. Как правило, подобные проекты оформлены в виде Web-сайтов. Внутри сайта обычно расположено несколько ступеней обработки информации, начиная с уровня создания записи о школе-классе-ученике, уровня «классного журнала» (журнала группы), обрабатываемого оператором, в чьи функции входит заведение в систему информации об успеваемости и посещаемости учащихся и, заканчивая уровнем дневника, в который автоматически переносится обработанная оператором информация.

В России в настоящее время существует несколько десятков Web-сайтов, обозначающих себя как электронный дневник школьник.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×