«Использование здоровье сберегающих технологий инструкторами по физическому воспитанию (бассейн) и воспитателями в режиме дня» | ИРИНА НИКОЛАЕВНА ПОПОВА. Работа №351081
Часто инструкторы по физическому воспитанию (бассейн) в ДОУ сталкиваются с тем, что их образовательная деятельность в новом учебном году начинается с началом отопительного сезона (октябрь). Причиной отменой занятий в бассейне могут быть и технические проблемы, а также введение карантина в группе. И это не означает, что занятия будут отменены.
Как же это время сделать наиболее эффективным для решения образовательной задачи?
По этой причине занятия проводятся в рамках «сухого бассейна», которые могут организовываться в помещении группы (игровая зона), в музыкальном зале, физкультурном зале по подгруппам или группой.
Эти занятия могут применяться в течении учебного года и использоваться воспитателями, а так же другими специалистами в рамках здоровье сберегающих технологий.
Каждое занятие может представлять собой блок, в котором будет освящена одна направленность или занятие будет комплексным.
Желательно детям быть одетыми в физкультурную форму. Время занятий остается неизменным, дозировка упражнений, согласно возрастным критериям.
В состав этих занятий входит:
1. Разучивание и выполнение общеразвивающих упражнений.
2. Разучивание и выполнение специальных упражнений.
3.Разучивание и выполнение имитационных (плавательных) упражнений, движений руками, ногами, в полной координации всеми спортивными способами.
4. Упражнения на дыхание.
5. Упражнения на развитие большой и мелкой моторики рук (кисти) и ног (стоп).
6. Разучивание и выполнение упражнений для самомассажа.
7. Разучивание и выполнение упражнений для профилактики плоскостопия и укрепления осанки.
8. Ознакомление с массажным оборудованием для использования на суше и в воде.
9. Игровые упражнения, игры. Игры со специальным оборудованием.
10. Нейрогимнастика.
11. Динамические паузы.
12. Беседы, используя ИКТ, наглядные пособия.
13. Специальные беседы о правилах поведения в помещении бассейна и воде, навыках самообслуживания и гигиене, самоконтроле.
14. Правила поведения в открытых водоемах, аквапарках. Сведения о прикладном значении плавания, способах помощи на воде.
Эти занятия могут применяться в течении учебного года и использоваться воспитателями, а так же другими специалистами в рамках здоровье сберегающих технологий.
Каждое занятие может представлять собой блок, в котором будет освящена одна направленность или занятие будет комплексным.
Умение плавать постигается не сразу, но и приобретенный навык не теряется никогда!
Необходимы знания, умения и навыки, освоенные ранее, в предшествующем обучении, на суше.
Применение упражнений на суше в начале обучения будут предупреждать возможность появления негативных ощущений и ошибок в технике выполнения плавательных упражнений, связанных с воздействием водной среды, чувства страха, водобоязни. Возрастет роль использования приемов психологической подготовки для не умеющих плавать, которые будут способствовать преодолению различных негативных ощущений при нахождении в воде. Возникнет необходимость сформирования типа рефлекторных нервных связей, которые образуются в детстве, благодаря имитационным упражнениям на суше, так как еще не упрочен рефлекс противостояния, возникающий при взаимодействии тела с жесткой опорой, и рефлекса, обеспечивающего тонус между вертикальной позой человека.
Применение упражнений на суше в начале обучения ускорит овладение навыками плавания. Что положительно повлияет на исправление ошибок при совершенствовании техники движений. В основе формирования навыка плавания лежит выработка прочного условного рефлекса принятия горизонтального положения и скольжения с дальнейшим согласованием движений и дыхания на суше. Практический опыт показывает целесообразность осуществления начального обучения плаванию на суше, где созданы благоприятные условия для обеспечения дыхательной функции обучающихся
Поэтому, для лучшего формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста возможны путем включения занятий по плаванию («сухой бассейн) в режим группы, создания игровых ситуаций не только в воде, но и на суше.
Образные выражения, жест, используемые при обучении детей плаванию, также имеют немаловажное значение в доступном овладении изучаемых упражнений, т.к. обычная передача звуковых сигналов в бассейне затрудняется.
Разнообразить эти занятия помогут дополнительные упражнения, входящие в комплекс здоровье сберегающих технологий.
Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 3»
Семинар - практикум на тему: «Использование здоровье сберегающих технологий инструкторами по физическому воспитанию (бассейн) и воспитателями в режиме дня»
Инструктор по физическому воспитанию
Попова Ирина Николаевна
Москва, 2023
Часто инструкторы по физическому воспитанию (бассейн) в ДОУ сталкиваются с тем, что их образовательная деятельность в новом учебном году начинается с началом отопительного сезона (октябрь). Причиной отменой занятий в бассейне могут быть и технические проблемы, а также введение карантина в группе. И это не означает, что занятия будут отменены.
Как же это время сделать наиболее эффективным для решения образовательной задачи?
По этой причине занятия проводятся в рамках «сухого бассейна», которые могут организовываться в помещении группы (игровая зона), в музыкальном зале, физкультурном зале по подгруппам или группой.
Эти занятия могут применяться в течении учебного года и использоваться воспитателями, а так же другими специалистами в рамках здоровье сберегающих технологий.
Каждое занятие может представлять собой блок, в котором будет освящена одна направленность или занятие будет комплексным.
Желательно детям быть одетыми в физкультурную форму. Время занятий остается неизменным, дозировка упражнений, согласно возрастным критериям.
В состав этих занятий входит:
1. Разучивание и выполнение общеразвивающих упражнений.
2. Разучивание и выполнение специальных упражнений.
3.Разучивание и выполнение имитационных (плавательных) упражнений, движений руками, ногами, в полной координации всеми спортивными способами.
4. Упражнения на дыхание.
5. Упражнения на развитие большой и мелкой моторики рук (кисти) и ног (стоп).
6. Разучивание и выполнение упражнений для самомассажа.
7. Разучивание и выполнение упражнений для профилактики плоскостопия и укрепления осанки.
8. Ознакомление с массажным оборудованием для использования на суше и в воде.
9. Игровые упражнения, игры. Игры со специальным оборудованием.
10. Нейрогимнастика.
11. Динамические паузы.
12. Беседы, используя ИКТ, наглядные пособия.
13. Специальные беседы о правилах поведения в помещении бассейна и воде, навыках самообслуживания и гигиене, самоконтроле.
14. Правила поведения в открытых водоемах, аквапарках. Сведения о прикладном значении плавания, способах помощи на воде.
Эти занятия могут применяться в течении учебного года и использоваться воспитателями, а так же другими специалистами в рамках здоровье сберегающих технологий.
Каждое занятие может представлять собой блок, в котором будет освящена одна направленность или занятие будет комплексным.
Умение плавать постигается не сразу, но и приобретенный навык не теряется никогда!
Необходимы знания, умения и навыки, освоенные ранее, в предшествующем обучении, на суше.
Применение упражнений на суше в начале обучения будут предупреждать возможность появления негативных ощущений и ошибок в технике выполнения плавательных упражнений, связанных с воздействием водной среды, чувства страха, водобоязни. Возрастет роль использования приемов психологической подготовки для не умеющих плавать, которые будут способствовать преодолению различных негативных ощущений при нахождении в воде. Возникнет необходимость сформирования типа рефлекторных нервных связей, которые образуются в детстве, благодаря имитационным упражнениям на суше, так как еще не упрочен рефлекс противостояния, возникающий при взаимодействии тела с жесткой опорой, и рефлекса, обеспечивающего тонус между вертикальной позой человека.
Применение упражнений на суше в начале обучения ускорит овладение навыками плавания. Что положительно повлияет на исправление ошибок при совершенствовании техники движений. В основе формирования навыка плавания лежит выработка прочного условного рефлекса принятия горизонтального положения и скольжения с дальнейшим согласованием движений и дыхания на суше. Практический опыт показывает целесообразность осуществления начального обучения плаванию на суше, где созданы благоприятные условия для обеспечения дыхательной функции обучающихся
Поэтому, для лучшего формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста возможны путем включения занятий по плаванию («сухой бассейн) в режим группы, создания игровых ситуаций не только в воде, но и на суше.
Образные выражения, жест, используемые при обучении детей плаванию, также имеют немаловажное значение в доступном овладении изучаемых упражнений, т.к. обычная передача звуковых сигналов в бассейне затрудняется.
Разнообразить эти занятия помогут дополнительные упражнения, входящие в комплекс здоровье сберегающих технологий.
Примерный комплекс упражнений:
И.п. -стоя.р. на поясе
Движения головой: наклон вперед (вниз)
- назад
- вправо
- влево
- круговые движения головой (вправо, влево)
Движения глазами:
- вправо
- влево
- круговые движения глазами - описать круг (вправо, влево)
- зажмурить глаза (на счет)
Дыхательные упражнения:
1. р. вверх- вдох (ртом)
Р. вниз- выдох (ртом)
Упражнение чередуется с выполнением короткого и длинного вдоха-выдоха.
2.задержка дыхания на 3-5-7-10 сек
Упражнение для кистей рук:
1. Р. вытянуты вперед-сжимать и разжимать пальцы
- вверх
- в стороны
- за спиной
Во время выполнения упражнения обращать внимание на правильный хват большого пальца.
2. Скреплять кисти рук в «замочек» и пытаться его открыть, используя круговые движения, поворачивая ладони по направлению «к себе» и «от себя», «разрывая» руки.
3. По очереди загибать пальцы в кулачок сначала пр. кисти, затем левой.
4. Упр. №3, но разгибая пальцы.
5. Упр. №3 и №4, одновременно.
Во время выполнения упражнения называть пальцы или давать названия им, как в пальчиковой гимнастике.
6. Потирание ладони об ладонь.
7. Самомассаж пальцев кистей рук.
Упражнение с предметом (обруч)
- Выполнять в парах или группой из нескольких человек;
- Обхватить обруч ладонью, повернутой внешней стороной вверх;
- Передавать обруч вправо, затем влево;
- Обхватить обруч ладонью, повернутой тыльной стороной вверх;
- Передавать обруч вправо, затем влево;
- Обхватить обруч только подушечками пальцев;
- Передавать обруч вправо, затем влево.
Упр. №1,2,3, стоя к обручу спиной
Упр. №1.2.3 руки крест-накрест (лицом к обручу; спиной к обручу)
Упражнения выполняются из положения р. опущены вниз или согнуты в локтях (прижаты к плечам).
Игра «Солнце и дождик»
При слове «Дождик» дети поднимают обруч над головой, двигаясь вправо-влево.
При слове «Солнце» дети выполняют приседание.
Игра повторяется несколько раз.
Подводящие упражнения.
Дети поочередно входят в обруч. Соблюдая технику движений:
Входить в обруч пр. ногой, присев и делая шаг вперед, опустив лицо вниз. Затем подняться.
Входить в обруч лев. ногой, присев и делая шаг вперед опустив лицо. Затем подняться.
Усложнить упражнение можно, используя вдох при вхождении в обруч и выдохе, находясь в обруче.
Игра «Рыбак и рыбки»
При словах: «Ловись, ловись, рыбка!» дети поочередно (называется имя рыбки) входят в обруч (невод). При словах: «Рыбка, плыви!» дети поочередно «выплывают» из обруча (невода).
Игра проводится несколько раз.