Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности. | Найшевская Оксана Николаевна. Работа №286177
Автор: Найшевская Оксана Николаевна
Анализ программ и учебников для специальных (коррекционных) школ III-IV вида показывает, что на основе материала разных учебных предметов у школьников можно сформировать представление о ценностях жизни и разных аспектах ценностей здоровья – биологических, социальных, экономических, эстетических, этических. Каждый из названных аспектов имеет определенное содержание, которое можно включить в структуру учебных предметов на доступном для учащихся уровне.
Например, на уроках развития речи, чтения, целесообразно начинать разговор о здоровье в узком смысле – отсутствии у человека болезней.
На уроках чтения при изучении темы «Устное народное творчество» показываю русских богатырей как олицетворение силы и мощи Руси. Учащиеся узнают о героизме русских воинов, проводят оценку привлекательности человека по внешним и внутренним признакам
Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся специальной школы можно считать обучение каждого ученика способам поддержания и сохранения здоровья, воспитания и развития учащихся на основе здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, а также формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Эта цель будет способствовать основной цели обучения – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.
Педагогические задачи коррекционной школы, соответствующие данной цели:
Коррекционно-образовательные
: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и здорового образа жизни;
Коррекционно-развивающие
: коррекция и развитие у школьников познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды; обогащение эмоциональной сферы; развитие воли при принятии и реализации компонентов здорового образа жизни;
Коррекционно-воспитательные
: формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране окружающей среды.
В силу психофизиологических особенностей детей с нарушением зрения у них трудно обеспечить формирование опыта творческой деятельности, в основе которой лежал бы самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Но навыки самостоятельной работы необходимо формировать на всех этапах обучения.
Анализ программ и учебников для специальных (коррекционных) школ III-IV вида показывает, что на основе материала разных учебных предметов у школьников можно сформировать представление о ценностях жизни и разных аспектах ценностей здоровья – биологических, социальных, экономических, эстетических, этических. Каждый из названных аспектов имеет определенное содержание, которое можно включить в структуру учебных предметов на доступном для учащихся уровне.
Например, на уроках развития речи, чтения, целесообразно начинать разговор о здоровье в узком смысле – отсутствии у человека болезней.
На уроках чтения при изучении темы «Устное народное творчество» показываю русских богатырей как олицетворение силы и мощи Руси. Учащиеся узнают о героизме русских воинов, проводят оценку привлекательности человека по внешним и внутренним признакам.
По письму включаю упражнения на тему здоровья, режима дня, правильного питания, закаливания и т.д.
Эффективная подготовка учащихся к здоровому образу жизни невозможна без активизации всех видов деятельности (познавательной, трудовой, общественной, коммуникативной и т.д.), без актуализации нравственных ценностей. Коррекционная школа готовит учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в социальном окружении. Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии.
Если выпускник специальной (коррекционной) школы усвоил основные понятия, может применять их в соответствующих ситуациях для объяснения ценности своего здоровья, здоровья окружающих и предпринимает практические действия по укреплению здоровья (стал усиленно заниматься физкультурой, закаливанием организма, расширил культурные и досуговые интересы, стал более активным в общественной жизни, борется с вредными привычками) – значит, педагогическая система формирования здорового образа жизни работает.