Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми | Яровая Вера Александровна. Работа №337813
Аннотация. В статье рассматривается важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Акцент делается на значимости формирования здорового образа жизни среди детей уже на ранних этапах их развития. Рассматриваются основные принципы и методы использования таких технологий в дошкольных учреждениях, а также их влияние на физическое, эмоциональное и психологическое благополучие детей.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дети дошкольного возраста, здоровый образ жизни.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Яровая Вера Александровна, методист
МДОУ ДС «Дельфиненок» р.п. Средняя Ахтуба
Аннотация. В статье рассматривается важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Акцент делается на значимости формирования здорового образа жизни среди детей уже на ранних этапах их развития. Рассматриваются основные принципы и методы использования таких технологий в дошкольных учреждениях, а также их влияние на физическое, эмоциональное и психологическое благополучие детей.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дети дошкольного возраста, здоровый образ жизни.
Окружающая среда имеет огромное влияние на здоровье и развитие детей дошкольного возраста. Правильно организованное пространство и активные игры способствуют поддержанию и укреплению их физического и эмоционального состояния. Здоровьесберегающие технологии являются эффективным инструментом для достижения этой цели.
В настоящее время в научно-методической литературе можно найти более трехсот трактовок понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Именно в дошкольном возрасте происходит закладка фундамента здоровья ребенка, отмечается его интенсивное развитие и рост, непрерывное становление функциональных систем организма, а также формируются основные знания, умения и навыки, закладываются привычки здорового образа жизни.
Цель здоровьесберегающей технологии заключается в том, чтобы воспитать у дошкольника активное отношение к своему здоровью, где основной момент — это формирование потребности детей в здоровом образе жизни. Путем передачи им знаний и навыков, необходимых для поддержания здоровья, уменьшения заболеваемости и выработки культуры заботы о своем здоровье.
В работе с детьми дошкольного возраста особенно важно учитывать их физические и эмоциональные потребности. Развивающие игры, направленные на опорно-двигательную активность, конструктивное творчество и сенсорную стимуляцию, помогают детям развиваться гармонично и укреплять свое здоровье.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми обеспечивает создание безопасного и стимулирующего воздействия на их развитие. Например, использование специализированных игровых площадок и комнат позволяет детям двигаться активно и безопасно. Дополнительно, применение специальных игровых материалов с сенсорными элементами способствует развитию тактильных ощущений.
Технологии, такие как интерактивные экраны и компьютерные программы, могут быть полезными инструментами для обучения и развития детей дошкольного возраста.
Особенности применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста связаны со спецификой их физиологии и психики. Дети в этом возрасте нуждаются в постоянном движении, активной игре и непосредственном взаимодействии с окружающими объектами.
При использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Развивающие и обучающие игры должны быть адаптированы к возрасту и потребностям каждого ребенка.
Необходимо также отметить, что одним из направлений работы по формированию здоровьесберегающей компетентности является взаимодействие с семьями воспитанников. Можно использовать следующие формы организации работы с семьей:
-консультации;
-индивидуальные беседы;
-пропаганда здорового образа жизни;
-родительские собрания;
-распространение буклетов;
-выставки.
Одним из важных аспектов в использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста является оценка их эффективности в воспитательной практике. Проведение систематической оценки позволяет выявить достоинства и недостатки данных технологий, а также оценить их влияние на здоровье и развитие детей.
Для начала, необходимо определить цели и задачи использования здоровьесберегающих технологий. Четкое формулирование целей позволяет провести эффективную оценку. Например, целью может быть улучшение физического здоровья, повышение уровня физической активности или формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Важной составляющей оценки является выбор критериев, которые будут использоваться для оценки эффективности технологий. Критерии оценки могут быть различными, например, уровень физической активности детей, уровень здоровья, уровень осознанности вопросов безопасности и т.д. Эффективность технологий оценивается сравнением полученных результатов с заранее установленными критериями.
Для проведения оценки эффективности возможно использование различных методов и инструментов. Например, анкетирование родителей о восприятии изменений в здоровье и развитии детей, наблюдение за физической активностью и образом жизни детей, а также анализ медицинских данных. Комплексный подход позволит получить достоверную информацию о влиянии здоровьесберегающих технологий на дошкольников.
Важно отметить, что оценка эффективности использования здоровьесберегающих технологий должна быть постоянной и регулярной. Исследования показывают, что, в частности, уровень физической активности детей дошкольного возраста имеет тенденцию к снижению, а потому постоянная оценка поможет выявить эффективность и необходимые корректировки.
Таким образом, комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводятся в дошкольном детстве, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.
Список литературы
1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С. 114–117.
2. Терновская С.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении / С.А. Терновская, Л.А. Теплякова // Методист. – 2005. – №4. – С. 61–65.
3. Шахматова, А. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / А. Н. Шахматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 664-665.