Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физкультурой в ДОУ | Провоторов Денис Дмитриевич. Работа №345877
Аннотация. В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые на занятиях физкультурой в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описаны основные методы и подходы, направленные на укрепление здоровья детей, формирование двигательных навыков и профилактику заболеваний. Приведены примеры упражнений и игр, способствующих развитию физической активности и поддержанию здорового образа жизни у дошкольников.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физическая культура, ДОУ, здоровье, двигательная активность, профилактика заболеваний.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ДОУ
Провоторов Денис Дмитриевич, инструктор по физической культуре Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение №5
Аннотация. В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые на занятиях физкультурой в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описаны основные методы и подходы, направленные на укрепление здоровья детей, формирование двигательных навыков и профилактику заболеваний. Приведены примеры упражнений и игр, способствующих развитию физической активности и поддержанию здорового образа жизни у дошкольников.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физическая культура, ДОУ, здоровье, двигательная активность, профилактика заболеваний.
Здоровьесберегающие технологии играют важную роль в организации занятий физкультурой в дошкольных образовательных учреждениях. Главной целью их применения является создание условий для укрепления физического здоровья детей, формирования устойчивых привычек к физической активности и предупреждения различных заболеваний. В основе здоровьесберегающих технологий лежит комплексный подход, который учитывает возрастные особенности детей и направлен на развитие их двигательных навыков, а также на эмоциональное и социальное благополучие.
Одним из ключевых аспектов здоровьесберегающих технологий является систематическая физическая активность. На занятиях физкультурой в ДОУ важно использовать упражнения и игры, которые способствуют развитию координации, ловкости, силы и гибкости у детей. Такие занятия помогают детям осознать ценность движения для здоровья и приучают их к регулярной физической активности. Например, на занятиях можно использовать подвижные игры, такие как «Догони мяч» или «Перепрыгни через лужи», которые развивают общую моторику, координацию движений и поддерживают активность детей.
Особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют укреплению дыхательной системы и профилактике заболеваний. Дыхательные упражнения помогают улучшить вентиляцию лёгких, развивают навыки правильного дыхания и способствуют снятию напряжения у детей. Например, упражнения «Надуй воздушный шарик» или «Подуй на перо» учат детей контролировать дыхание, что особенно полезно в профилактике простудных заболеваний и укреплении иммунитета.
Гимнастика после сна также является важным элементом здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Лёгкие физические упражнения после дневного сна помогают детям проснуться, активизировать мышечную систему и улучшить кровообращение. Это могут быть простые упражнения на растяжку, наклоны, повороты и дыхательные упражнения. Гимнастика после сна не только улучшает физическое самочувствие детей, но и способствует повышению их настроения и концентрации на занятиях.
Массаж и самомассаж могут быть включены в программу физкультурных занятий в ДОУ как часть здоровьесберегающих технологий. Простейшие приёмы самомассажа, такие как растирание ладоней, похлопывание ног или поглаживание спины, помогают детям расслабиться, улучшить кровообращение и стимулировать обменные процессы. Эти упражнения также можно проводить в игровой форме, что делает их более привлекательными для детей. Массаж помогает снизить мышечное напряжение и укрепить мышцы, что особенно важно для детей с нарушениями осанки.
Эмоциональное благополучие детей — ещё один важный элемент здоровьесберегающих технологий. На занятиях физкультурой воспитатели должны создавать атмосферу доверия и поддержки, чтобы дети чувствовали себя уверенно и получали удовольствие от физических упражнений. Эмоциональное состояние ребёнка напрямую связано с его физическим здоровьем, поэтому важно, чтобы занятия проходили в дружелюбной и игровой форме. Игровые элементы, конкурсы и подвижные игры способствуют не только развитию физической активности, но и укрепляют эмоциональную сферу ребёнка.
Также необходимо включать в занятия оздоровительные прогулки на свежем воздухе, которые способствуют закаливанию организма и укреплению иммунитета. Прогулки могут сопровождаться подвижными играми, ходьбой на разные расстояния и выполнением физических упражнений на улице. Пребывание на свежем воздухе, особенно в утренние часы, помогает детям получать необходимую дозу кислорода и укрепляет их иммунную систему.
Важным элементом здоровьесберегающих технологий является правильная организация режима дня, который включает чередование активности и отдыха. В ДОУ воспитатели должны следить за тем, чтобы дети получали достаточное количество времени для физических занятий, а также имели возможность восстановить силы через сон и спокойные игры. Регулярное чередование физической активности и отдыха способствует укреплению нервной системы и общему оздоровлению организма.
Роль воспитателя в использовании здоровьесберегающих технологий заключается в том, чтобы организовать занятия физкультурой таким образом, чтобы они были не только полезными, но и интересными для детей. Важно, чтобы воспитатели создавали условия для активного участия каждого ребёнка в занятиях, предлагали разнообразные упражнения и игры, адаптированные к возрастным особенностям и физической подготовке детей.
Таким образом, можно утверждать, что использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физкультурой в ДОУ играет важную роль в формировании у детей основ здорового образа жизни. Через регулярную физическую активность, дыхательные упражнения, массаж и правильную организацию режима дня воспитатели помогают детям развивать физические навыки, укреплять здоровье и формировать положительное отношение к физической культуре.
Список литературы
Шахматова, А. Н.
Здоровьесберегающие
технологии в дошкольном образовании / А. Н. Шахматова. —
Текст:
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 664-665.
Якурина
М. В.,
Докина
Е. Г.,
Трунова
Н. Н.,
Гартвиг
Ю. Г.
Здоровьесберегающие
технологии в ДОУ. Материалы IX
Междунар
. науч.
конф
. (г. Москва, ноябрь 2016 г.).