"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка" | Лазарева Елена Григорьевна. Работа №304937
Без применения здоровьесберегающих приёмов на уроках письма и развития речи не обойтись, т.к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Этот вопрос необходимо рассматривать в комплексе. Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ.
Особое внимание на уроке уделяется охране и укреплению здоровья обучающихся и приобретению ими практических основ ЗОЖ
Лазарева Елена Григорьевна,
учитель письма и развития речи,
МАОУ«Школа №18 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках письма и развития речи для обучающихся с ОВЗ.
«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто». Сократ.
Формирование ЗОЖ является одним из приоритетных направлений образовательной и социальной политики современной России, что обусловлено ростом числа заболеваний и распространением вредных привычек среди населения. Поэтому, современное образование ориентировано на получение знаний о ЗОЖ у обучающихся и определило
формирование здорового образа жизни школьника как одно из важнейших направлений Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Образовательный стандарт рекомендует побуждать у обучающихся желание заботиться о своём здоровье, а значит формировать заинтересованность к собственному здоровью. Учитель обязан путём соблюдения правил ЗОЖ и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения обучающихся использовать оптимальный двигательный режим для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом, формировать негативное отношение факторам риска детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, психоактивные вещества, инфекционные заболевания). Если раньше, говоря о здоровьесбережении учащихся, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки, а создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по нормативам ФГОСобучащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
Предмет письмо и развитие речи относятся к одним из трудных по восприятию материала и усвоению знаний, что приводит к энергетическим затратам: физических, психических, эмоциональных.
Без применения здоровьесберегающих приёмов на уроках письма и развития речи не обойтись, т.к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Этот вопрос необходимо рассматривать в комплексе. Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ.
Особое внимание на уроке уделяется охране и укреплению здоровья обучающихся и приобретению ими практических основ ЗОЖ. Возможности урока русского языка в этом отношении очень широки.
Организующим началом урока, по традиционной системе обучения, чаще всего бывает приветствие. Слово «Здравствуй» с точки зрения семантики является не только в значении приветствия, но и пожелания благополучного существования, здоровья. Если еще в начале урока остановиться подробнее на образном потенциале этого слова, его лексическом значении, то мы создадим благоприятный здоровый микроклимат на всем уроке. Кроме приветствия стоит провести и энергетическую гимнастику, которая помогает настроиться обучающимся на урок не только психологически, но и физически.
Урок с зарядки мы начнём, организм в порядок приведём, активизируем внутренние силы. ( потирая ладоши)
Руки на пояс – потянули позвоночник, руки на плечи – потянули позвоночник, руки вверх – потянули позвоночник.
В ходе проведения практической работы по овладению навыками ЗОЖ у обучающихся учитель использует различные виды заданий, направленные на формирование ЗОЖ:
Словарная работа на каждом уроке русского языка,безусловно, необходима. Особенно полезно проводить её нетрадиционно, когда учащиеся, работая парами или в группе, находят слово по толковому словарю в положении стоя. А также немаловажная роль отводится тематическому словесному материалу, касательно ЗОЖ. Например:
Лексическая минутка. Кроссворд.
- Наука, изучающая законы сохранения и укрепления здоровья человека. (Валеология)
- Утренний комплекс упражнений. (Зарядка)
- Детский доктор. (Педиатр)
- Самые полезные для организма вещества. (Витамины)
- Чего нет дороже на свете? (Жизнь)
- Школьный перерыв. (Перемена)
- Язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (Доброта)
- Вид спортивной гимнастики. (аэробика)
-Система физических упражнений, способствующая развитию организма и укреплению здоровья.(гимнастика)
Двигательные диктанты: Задание: наблюдая за учителем (или ранее подготовленным учеником), выполняющий определенные действия, которые должны повторить учащиеся, а затем записать словосочетания глагол + существ: поднять ручку, опустить голову, взять книгу, выйти из класса, согнуть руку, хлопать в ладоши, закрыть глаза и т.д.
Динамические паузы на уроке важная составляющая урока, они помогают сосредоточить внимание на ключевых моментах урока, быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, обеспечить продуктивное запоминание, снять психологическую и мышечную усталость помогают короткие (не более 1 минуты) перерывы: игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка - классическая музыка. Классическую музыку (Вивальди, Моцарта…)для лучшей работоспособности у обучающихся следует включать и во время самостоятельной работы. Музыка имеет возможности радикального воздействия на эмоциональное, психическое, физическое состояние. Можно добиться расслабляющего и тонизирующего эффектов. «Бодрящей» музыкой считается «Чардаш» Монти, «Аделита» Пурсело, «Кумпарсита» Родригеса и др. При сниженной работоспособности рекомендуют использовать «К радости» Л. Бетховена, «Аве Мария» Ф. Шуберта. При снижении сосредоточенности, внимания подойдет П. Чайковский «Времена года», К. Дебюсси «Лунный свет». При раздражительности, гневе – «Хор пилигримов» Р. Вагнер, при переутомлении – «Утро» Э. Григ, «Полонез» Огинский. При установке состояния отдыха, регулировании сердечной деятельности, ритма дыхания, расслаблении мышц обращаются к музыке Баха и Шопена.
Таким образом, использование музыкальных произведений на уроках письма и развития речи влияет на снятие эмоционального напряжения, что создаёт благоприятный настрой на выполнение практических заданий и усвоению программного материала обучающимися.
При изучении основных тем программы на различных этапах урока используемпословицы, поговорки, мудрые мысли и тексты, направленные на формирование знаний о ЗОЖ, и о социально-значимых заболеваний таких, как: туберкулёз, профилактика курения, алкоголя, наркомании.
Примеры мудрых мыслей:
«Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств" (
Авицен
)
«Жизнь требует движения
»(
Аристотель)
«От всякой боли средство есть – терпение» (
Публий
Овидий)
«Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно» (Р. Декарт)
«Так как все в этом мире совершается и сохраняется посредством движения, естественно, чтобы все живое испытывало радость движения» (Ян
Амос
Коломенский)
Пример пословиц:Быстрого и ловкого болезнь не догонит. В здоровом теле - здоровый дух. Верь не болезни, а врачу.
Таким образом, основную цель уроков русского языка - обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков полезно реализовывать на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Использование материалов по здоровому образу жизни повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.
Литература:
Апанасенко
Г.Л. Охрана здоровья
здоровых
: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.
Новые
здоровьесберегающие
технологии в образовании и воспитании детей: [
гендер
. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В.
Еремеева
// Развитие личности.-№2.-С.171-187.
Тверская
Н.В.
Здоровьесберегающий
подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
.-
Приказ №1599 от 19 декабря 2014г.