Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников | Русинова Лидия Низаметдиновна. Работа №345618. Номер работы: №345618

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается важность использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников на уроках физической культуры. Описываются основные принципы, методы и технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, развитие физической активности и формирование здорового образа жизни. Подчеркивается значимость комплексного подхода к физическому воспитанию, включающего адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям школьников и создание условий для снижения утомляемости и стресса.

         Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физическая культура, школьники, здоровье, физическое воспитание, уроки физкультуры, активность, профилактика заболеваний.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

Русинова Лидия Низаметдиновна, учитель физкультуры

МАОУ средняя школа №131

 

Аннотация: В статье рассматривается важность использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников на уроках физической культуры. Описываются основные принципы, методы и технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, развитие физической активности и формирование здорового образа жизни. Подчеркивается значимость комплексного подхода к физическому воспитанию, включающего адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям школьников и создание условий для снижения утомляемости и стресса.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физическая культура, школьники, здоровье, физическое воспитание, уроки физкультуры, активность, профилактика заболеваний.

 

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания школьников играют важную роль в системе образования, особенно на уроках физической культуры. Современная школа не только обеспечивает образовательный процесс, но и отвечает за сохранение и укрепление здоровья учащихся. В условиях увеличивающейся учебной нагрузки и снижения уровня двигательной активности у детей, учитель физической культуры становится ключевой фигурой в формировании привычек здорового образа жизни и профилактики различных заболеваний.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой совокупность методов, направленных на минимизацию негативных факторов, влияющих на здоровье детей, и максимальное использование ресурсов, способствующих укреплению здоровья. Основной задачей учителя физической культуры является создание условий, при которых физическая активность учащихся становится не только обязательным элементом учебной программы, но и источником радости, энергии и положительных эмоций.

Одним из ключевых принципов использования здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры является индивидуальный подход. Все дети отличаются по уровню физического развития, состоянию здоровья, интересам и возможностям. Учитель должен учитывать эти различия при планировании уроков и выборе упражнений, создавая условия для того, чтобы каждый ученик мог развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Важно избегать перегрузок, которые могут вызвать утомляемость или травмы, особенно у детей с хроническими заболеваниями или временными ограничениями по состоянию здоровья. Для этого можно использовать различные формы занятий, такие как адаптированные упражнения, игровые формы активности или элементы лечебной физической культуры.

Также важным элементом здоровьесберегающих технологий является формирование у школьников мотивации к занятиям физкультурой и спортом. Для многих детей физическая активность ассоциируется с обязательной школьной дисциплиной, что может снижать интерес к урокам физкультуры. Учитель должен создавать положительный эмоциональный фон на занятиях, используя игровые методы, соревнования, поощрения за успехи. Эмоционально насыщенные и разнообразные уроки способствуют развитию у детей интереса к спорту, помогают преодолевать чувство страха или неуверенности в своих силах.

Особое внимание следует уделять профилактике травматизма на уроках физической культуры. Учитель должен соблюдать правила безопасности, обеспечивать грамотную организацию занятия, следить за правильностью выполнения упражнений и использованием спортивного инвентаря. Одной из задач здоровьесберегающих технологий является обучение школьников навыкам безопасного поведения в процессе физической активности, правильной технике выполнения движений и оказанию первой помощи при травмах. Это позволяет минимизировать риск возникновения несчастных случаев на уроках и помогает детям осознанно подходить к занятиям спортом.

Здоровьесберегающие технологии включают также создание условий для снижения утомляемости и стресса у школьников. Современные дети нередко сталкиваются с перенапряжением из-за высокой учебной нагрузки, что может негативно сказываться на их психоэмоциональном состоянии и общем самочувствии. Физическая культура должна способствовать снятию эмоционального напряжения, улучшению настроения и повышению тонуса. Для этого можно использовать элементы дыхательной гимнастики, релаксационные упражнения и занятия на свежем воздухе. Регулярные физические нагрузки в умеренных дозах способствуют улучшению кровообращения, снятию мышечного напряжения, укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Одной из важных целей здоровьесберегающих технологий является формирование у школьников правильных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Учитель физической культуры должен не только проводить занятия, но и активно просвещать учащихся о значении физической активности для здоровья, правильного питания, режима дня, профилактики вредных привычек. Это можно реализовать как через информационные блоки на уроках, так и через внеурочные мероприятия, например, спортивные праздники, тематические конкурсы или акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

Особое внимание в системе здоровьесберегающих технологий следует уделять работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Для таких школьников разрабатываются специальные программы физической реабилитации, направленные на улучшение их физического состояния и адаптацию к школьной жизни. Учитель физической культуры совместно с медицинскими работниками и психологами должен разработать индивидуальные планы занятий, учитывающие специфику заболевания и возможности ребенка. Занятия физкультурой для таких детей могут включать в себя элементы лечебной гимнастики, занятия на тренажерах, плавание или упражнения на растяжку и координацию движений.

Кроме того, важной частью здоровьесберегающих технологий является контроль за состоянием здоровья школьников. Регулярный мониторинг физического состояния детей позволяет вовремя выявить возможные отклонения и скорректировать программу занятий. Для этого учителю физической культуры важно сотрудничать с медицинским персоналом школы, вести записи о результатах физической активности учащихся, обращать внимание на их жалобы и самочувствие во время занятий.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников на уроках физической культуры является важным средством не только укрепления здоровья учащихся, но и их всестороннего развития. Эти технологии помогают формировать у детей устойчивую мотивацию к занятиям спортом, учат их бережному отношению к своему здоровью и обеспечивают условия для безопасного и эффективного физического воспитания. Учитель физической культуры, применяющий здоровьесберегающие технологии, создает базу для гармоничного развития детей, закладывая основы их будущей здоровой и активной жизни.

 

Список литературы

 

Б

елоус О.В., Василенко В.Г., Тютюнникова Е.Б.,

Арушанян

Ж.А. Здоровьесберегающие технологии в условиях образовательного пространства // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - Т. 12. - № 4. - С. 86-92

Сигаева

, Е. В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе / Е. В.

Сигаева

, Н. А. Горбунова, Е. В. Дронова, Т. Н.

Селезнёва

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83190/ (дата обращения: 01.10.2024).

Стукаленко

Н

.

М

.

,

Просандеева

И

.

А

.

,

Лепешев

Д

.

В

.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве

// НИР/S&R. 2023. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 01.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×