ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. | Ажахметова Сайдат Сальвиевна. Работа №268706
Автор: Ажахметова Сайдат Сальвиевна
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Как учитель начальных классов я знаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.
Учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, я продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Стараюсь также продумывать приемы, позволяющие активизировать процесс освоения нового материала, а также прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
С.С. Ажахметова
МБОУ «Средняя школа №20»
учитель начальных классов
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. [7; 41]
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана, в том числе, и школа.
Как учитель начальных классов я знаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.
Учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, я продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Стараюсь также продумывать приемы, позволяющие активизировать процесс освоения нового материала, а также прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.
2.Методика В.Ф. Базарного.
В.Ф.Базарный считает, что здоровье – категория педагогическая. Оно либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека. [2; 30]
Изучив методику доктора медицинских наук В.Ф.Базарного «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. Буквально несколько слов об авторе этой замечательной методики. [5; 70]
Базарный Владимир Филиппович –ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог - новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. [4; 31]
3. Принципы технологии по методике В.Ф. Базарного. [1; 42]
Рассмотрим основные принципы технологии В.Ф. Базарного:
О
дним из наиболее эффективных
принципов технологии
является
периодическая смена поз
, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя.
[
3
; 32
]
Смена ближнего зрения на
дальнее
способствует снятию напря
жения с глаз, улучшает зрение (р
азного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами
)
.
Например, на экране изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
В целях повышения физической активности учащихся, предупреждения их утомляемости выполняются
упражнения с использованием сенсорно-моторного тренажа
.
Например, в 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно- моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.
Обязательным моментом на уроках является
пальчиковая гимнастика
:
- Колокольчик
- Кошка
- Лошадка и др.
«Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. Эти выводы не случайны. Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Учащиеся учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как они учатся запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Ну, и в конце - концов, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем при письме! [6; 52]
«Весёлые человечки».
На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.
Так же с
воеобразный структурный этап урока
русского языка
представляет собой универсальное упражнение, в котором
физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью
. Для обеспечения умственной деятельности подбираю словарные слова. В соответствии с заданием учителя дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу. В этот момент продолжается активная деятельность, фокусируются внимание и наблюдательность учащихся.
Приведу примеры проведения физкультминуток, которые я использую при проведении словарной работы.
Учитель произносит словарное слово. В том случае, если в слове надо писать гласную «а», ученики должны присесть. Если же в слове надо писать гласную «о», ученики должны сделать наклон в одну и другую стороны. После устной работы можно эти слова записать в тетрадь.
Учитель предлагает ученикам карточки, на которых записаны словарные слова. Если слово записано орфографически правильно, дети должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Если в написании допущена ошибка, то надо потопать ногами.
Если учитель называет слово с непроверяемой безударной гласной, ученики должны сделать упражнение «ракета». Если с проверяемой, то выполнить упражнение «дровосек».
- Использую физкультминутки для зрения по методу Базарного. По периметру класса заранее развешиваю картинки для словарной работы. Ученики зрительно должны найти эти картинки, записать слова, выделить орфограммы.
Систематическая работа над словарем, формирует у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас.
4. Заключение
Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». [6; 70]
5.Список литературы.
1.Базарный,В.Ф. Нервно-психическое утомление у учащихся в традиционной школьной среде. - Сергиев Посад, 1995, 42с.
2.Базарный,В.Ф. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. - Сергиев Посад, 1995, 30с.
3.Базарный, В.Ф. Методология и методика. - Сергиев Посад, 1995, 32с.
4. Горячев, Вл. Спасём детей – спасём Россию! - М., Знание – Власть, 2001, 31с.
5.Базарный, В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребёнка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей. - Сергиев Посад, 1996, 70с.
6. Высказывания великих людей. М., 2012.
7. Закон «Об образовании». 2016, ст. 41