Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе | Нина Александровна Цибизова. Работа №324172

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Современные педагогические технологии сегодня рассматриваются не только как средство достижения планируемых образовательных результатов, но и как средство сохранения здоровья участников образовательного процесса. В этой связи введен специальный термин «здоровьесберегающие образовательные технологии», который употребляется и в федеральных документах.

Налицо противоречие между увеличивающимися нагрузками на обучающегося и педагога, возрастанием влияния на них различных стрессогенных факторов, с одной стороны, и ограниченными биологическими ресурсами человеческого организма, с другой. Один из путей разрешения этого противоречия и в контексте нормативных документов, и с позиций здравого смысла - использование преподавателем в своей работе здоровьесберегающих технологий. А иначе как сохранить здоровье обучающегося и свое собственное?

 

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Преподаватель ГБПОУ «Иркутский аграрный техникум

Цибизова Нина Александровна

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье – неоспоримая, ведущая жизненная ценность. Применительно к среднему профессиональному учреждению проблема сохранения и укрепления здоровья и обучающегося, и преподавателя по-прежнему остается особенно актуальной.

Федеральные законы, принятые в последние годы (Закон «Об образовании», Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию» и др.) определяют проблему здоровья в современном образовании в разряд приоритетных для государства.

 Региональная Концепция сохранения, укрепления и развития здоровья детей в образовательных организациях базируется на здоровьесозидающем подходе к образованию, подчеркивающем развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса. При этом предполагается, что целевые установки концепции могут быть реализованы посредством создания в каждой организации здоровьесберегающей образовательной среды, которая рассматривается, как совокупность компонентов образовательной организации, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, обучающихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения культуры их здоровья.

Как вопросы здоровья обучающихся и педагога отражены в государственных образовательных стандартах?

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС СПО) идеи здоровье созидания переводят разряд требований к результатам образовательного процесса и условиям его организации.

Стандарты ориентируют на достижение таких личностных образовательных результатов, как «… принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни; … потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; … бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей …».

Стандарты предполагают разработку и реализацию программы среднего профессионального экологосообразного поведения, формирования у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни. Предполагается переход от принципа «желаемого сохранения здоровья в образовательной организации» к принципу «необходимого и обязательного сохранения здоровья в образовательном учреждении», формирование философии «здоровая школа – в здоровье каждого».

Концепция здоровье созидания является одной из основополагающих и в проектах новых образовательных стандартов общего образования, которые предполагают создание в учреждении образовательной среды, «… гарантирующей охрану и укрепление физического психологического и социального здоровья обучающихся». Такая задача, как следует из проектов стандартов, может быть решена только системно, в том числе и посредством «… использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий».

Современные педагогические технологии сегодня рассматриваются не только как средство достижения планируемых образовательных результатов, но и как средство сохранения здоровья участников образовательного процесса. В этой связи введен специальный термин «здоровьесберегающие образовательные технологии», который употребляется и в федеральных документах.

Налицо противоречие между увеличивающимися нагрузками на обучающегося и педагога, возрастанием влияния на них различных стрессогенных факторов, с одной стороны, и ограниченными биологическими ресурсами человеческого организма, с другой. Один из путей разрешения этого противоречия и в контексте нормативных документов, и с позиций здравого смысла - использование преподавателем в своей работе здоровьесберегающих технологий. А иначе как сохранить здоровье обучающегося и свое собственное?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Что понимают под здоровьесберегающими образовательными технологиями?

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет, но до сих пор воспринимается многими педагогами, как аналог санитарно-гигиенических мероприятий.

Некоторые педагоги считают, что ЗОТ — это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям Френе, Зайцева, Монтессори и т.д. или по технологии здоровьесбережения. Другие педагоги понимают здоровьесберегающие технологии как нечто ранее в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью. Ни то, ни другое не соответствует сущности ЗОТ.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе, учитывающую специфику данного процесса, важнейшие характеристики образовательной среды и особенности школьников.

Известно, что педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С позиций здоровьесбережения ответ на вопрос «как учить?» будет таким: чтобы не наносить вред здоровью учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать в двух ипостасях:

− как качественную характеристику любой образовательной технологии;

− как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные образовательные технологии задачами здоровьесбережения.

Важно, что при любом аспекте рассмотрения ЗОТ важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат, поскольку только в этом случае можно говорить о «технологии».

Таким образом, нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать, как одна из задач образовательного процесса.

Целевые установки ЗОТ:

− стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;

− учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

− показывать им, что жизнь — это прекрасно,

− вызывать у них позитивную самооценку.

Здоровьесберегающие образовательные технологии имеют ряд отличительных особенностей. Это:

− отсутствие назидательности и авторитарности со стороны преподавателя;

− приоритет воспитания, а не изучения культуры здоровья;

− индивидуализация обучения;

− наличие мотивации на здоровый образ жизни у преподавателя и студента;

− наличие у обучающихся интереса к учебе, желания идти в техникум;

− «физкультминутки» на парах;

− осуществление гигиенического контроля.

Какие, факторы негативно воздействуют на здоровье обучающихся?

Учеба – это основной вид деятельности многих обучающихся среднего профессионального образования. Образовательное учреждение является источником ряда факторов, негативно воздействующих на здоровье студентов. Об этих факторах преподавателю необходимо помнить и их негативное влияние минимизировать.

Факторы, негативно воздействующие на здоровье обучающихся, условно можно разделить на две группы: очевидные (о которых часто говорят, их активно изучают) и неочевидные (о которых говорят значительно реже и изучают их не столь активно).

Очевидные факторы (активно обсуждаемые и изучаемые):

- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;

- несовершенство учебных программ и технологий;

- авторитарный стиль преподавания;

- отсутствие индивидуального подхода к обучающимся;

- использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным;

- недостаток двигательной активности обучающихся;

- неправильное питание обучающихся;

- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

- недостаточное финансирование СПО.

Неочевидные факторы (недостаточно обсуждаемые и изучаемые):

- низкая психологическая культура учебно-воспитательного процесса;

- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;

 - неграмотность обучающихся в вопросах здоровья;

- слабое использование технологий, дающих обучающимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально психологической адаптации в самостоятельной жизни;

- неблагополучное состояние здоровья преподавателей;

- недостаточное развитие у преподавателей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).

Среди перечисленных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся, педагогические факторы необходимо выделить особо. Это:

 - стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям обучающихся;

- несоблюдение физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;

- отсутствие у обучающихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум.

Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье обучающихся. Задача 7 руководителя образовательного учреждения, каждого преподавателя - по возможности защитить тело и психику подростка во время его пребывания в профессиональной образовательной организации от воздействия очевидно травмирующих факторов.

А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать, как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья обучающихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

С позиций здоровьесбережения особого внимания заслуживают личностно ориентированные педагогические технологии. Почему?

Личностно-ориентированные технологии предполагают, что в центре образовательного процесса - личность студента, и нацелены на обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.

Отметим известные педагогические технологии, относящиеся к личностно ориентированным. Это игровые технологии, проблемное обучение, технологии развивающего обучения, проектирование, технологии уровневой дифференциации и др.

Что объединяет эти разные технологии в одну группу личностно-ориентированных? Каждая из них предполагает, что в центре внимания педагога - уникальная целостная личность студента, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Таким образом, целесообразность применения личностно-ориентированных педагогических технологий в образовательном процессе согласуется с парадигмой здоровьесбережения.

Рекомендуемая литература

Айзман

Р.И.

Здоровьесберегающие

технологии в образовании: Учебное пособие. – М:

Юрайт

, 2018

Акимова Л.А.

Здоровьесберегающие

технологии. – Оренбург: ОГПУ, 2017

Алексеев С.В., Колесникова М.Г., Резников М.А. и др. Здоровье в школе: методический практикум / под общ. ред. С.В. Алексеева, М.Г. Колесниковой. –

СПб.:

СПб АППО, 2017

Бабанский

, Ю. К. Методические основы оптимизации

учебно

- воспитательного процесса [Текст] / Ю. К.

Бабанский

. – М., 1982. – 480 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×