Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников» | Александра Сергеевна Чуб. Работа №222607

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Александра Сергеевна Чуб
Доклад

«Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников»

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей второй категории №43 «Аленький цветочек» х. Победа Азовского района

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников»

 

 

 

Выполнила:

Учитель-логопед

Чуб А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джон Локк

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального
благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

Использование здоровьесберегающих технологий ДОУ - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Целью применения здоровьесберегающих технологии в развитии речи детей является оптимизация процесса сохранения и коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей.

Задачами здоровьесберегающих технологии в процессе сохранения речи являются:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- повышение адаптивных возможностей детского организма.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

- принцип «не навреди»;

- принцип сознательности и активности;

- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуальности всестороннего и гармоничности развития личности;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия;

- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. 

В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. 

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Оздоровительные технологии в образовательный процесс должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.  Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, важным является развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы, физминутки  проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз. Запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия. Особое же внимание на коррекционных занятиях уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Массаж и самомассаж. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа,  используемые в логопедической  практике: массаж и самомассаж лица; массаж и самомассаж кистей и  пальцев рук; массаж стоп; массаж ушных раковин; массаж язычной мускулатуры.

Релаксация. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Психогимнастика.  Помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения. Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмике, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно - ролевых играх.

Пескотерапия– это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

Игры в песке развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии. Формируют у ребенка представления об окружающем мире; развивают мелкую моторику, глазомер; успокаивают и расслабляют, снимая напряжение; воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!); помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Рисование пальчиками и ладошками.  Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.

Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственная" связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и "развозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.

Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.

Сказкотерапия.  Технология воздействия через сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В  ней, возможно все, чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии дети учатся  составлять словесные образы. Вспоминают старые, и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий -   преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Музыкотерапия.  Технологии музыкального воздействия, использую на занятиях и в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используется эта технология  для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Су-Джок терапия.  Это стимуляция высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стоп, воздействующих на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристой доске, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук и стоп ребенка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики).

Динамические паузы (физкультминутки) проводятся для профилактики утомления детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной         гимнастики и других в зависимости вида занятия.

Корригирующая гимнастика. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Гимнастика для глаз проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Вообще, желательно проводить ежедневно и не только для детей, но и для педагогов. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога. Например,

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика) - для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. 

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Применяя эти технологии в комплексе, так и отдельно можно сделать вывод в эффективности использования данных видов деятельности:

- повышают работоспособность детей,

- активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения,

- благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

 

Литература:

http://logoportal.ru/su-dzhok-terapiya-pri-korrektsii-rechevyih-narusheniy/.html

Алифмнова

Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 2003.

Вопросы терапии и практики Су-

Джок

терапии Серии книг по Су-

Джок

терапии. / Пак

Чжэ

Ву

. Су-

Джок

Академия, 2009. 

Гаврючина

Л.В. «

Здоровьесберегающие

технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006

Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. 2005, №2.

Жак-

Далькроз

Э. Ритм. М., 2006.

Инновация в логопедическую практику. Методическое пособие для ДОУ. / О. Е. Громова. —

Линка

-Пресс, 2008. 

Картушина

М. Ю. Конспекты

логоритмических

занятий с детьми 5-6 лет. М., 2008

Картушина

М. Ю. Конспекты

логоритмических

занятий с детьми 6 -7лет. М., 2006

Косарева Е.А.

Организация речевого развития дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий

.

Лазаренко О.И. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.:

Айрис—пресс, 2011. — 32. — (Популярная логопедия).

Микляева

Н.В., Полозова O.A., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2005.

Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.

Су-

джок

терапия в коррекционно-практической работе с детьми. / Л. А.

Ивчатова

. -Логопед – 2010. № 1.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×