Использование ЗСТ в организации образовательного и воспитательного процесса | Котлярова Зарема Равильевна. Работа №312993
В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение патологии нервной системы, сердечно-сосудистой системы и пищеварительной системы. В связи с этим, одним из направлений деятельности является сохранение здоровья школьников. Для этого используются здоровье-сберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Использование здоровье-сберегающих технологий в организации образовательного и воспитательного процесса
ГКОУ РО «Ростовская-на-Дону
санаторная школа-интернат № 74»
(Таганрогский филиал)
Воспитатель: Котлярова Зарема Равильевна
В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение патологии нервной системы, сердечно-сосудистой системы и пищеварительной системы. В связи с этим, одним из направлений деятельности является сохранение здоровья школьников. Для этого используются здоровье-сберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Здоровый образ жизни не занимает, пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы организуем образовательную среду на основе здоровье-сберегающих технологий, научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случаю, что будущие поколения будут более развиты и здоровы не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие, во многом определяется средой, в которой он живет.
Для ребенка от 6 до 18 лет, этой средой является система, так как с пребыванием с системой образования связано более 70% времени его бодрствования. В тоже время в это период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
По данным Института возрастной психологии школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушения здоровья, с действием которых, связана 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Исследование ИВФ РАО, позволяет проранжировать школьные факторы риска. К ним относятся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологический и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- интенсификация учебного процесса;
- отсутствие системной работы к формированию ценностей здорового образа жизни.
Внешние факторы за пределами образовательного учреждения:
- экология;
- семья и микроклимат в ней;
- наследственность;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья;
- круг общения;
- неправильное питание.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако, анализ школьных факторов риска показывают, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, здоровьесберегающие технологии обучающихся, включает следующие компоненты:
- оптимальный уровень трудностей вариативности методов и форм обучения;
- оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок;
- обучение в малых группах;
- использование наглядности;
- сочетание различных форм предоставления информации;
- создание эмоционально благоприятной атмосферы;
- формирование мотивации к учебе.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе предполагает обучение через разные каналы:
- восприятия информации (зрение, слух, ощущения) в зависимости от возрастных особенностей учащихся;
- создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;
- знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;
- знания об уровне работоспособности учащихся в течение рабочего дня;
- планирование контрольных работ уроков нового материала, уроков обобщения, в зависимости от места урока в расписании.
В здоровьесберегающих технологиях применяются следующие методы: фронтальный, групповой, практический, познавательная игра, ситуационный метод, игровой, соревновательный.
Приемы – защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие.
Виды здоровьесберегающих технологий:
-медико-профилактические;
-физкультурно-оздоровительный;
-технологии валеологического просвещения родителей;
-дни здоровья, недели здоровья.
В качестве системы образующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье обучающихся.