ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС МЕТОДА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СПО | Алейникова Елена Ивановна. Работа №317463. Номер работы: №317463
В последние годы в педагогике разработаны ряд новых подходов обучения, направленных на обеспечение активной деятельности учащихся и студентов в процессе образования. Целью исследования являлась: изучение особенностей использование педагогической технологии анализа конкретной ситуации, в процессе преподавания студентам медицинского колледжа отделения Фармация. Были проанализированы эффективность данного метода в процессе преподавания на практических занятиях у студентов 2-3 курса. Результаты наблюдения показали, что использования кейс метода на практических занятиях, позволяет студентам раскрывать и демонстрировать свои способности, повышает навыки работы на командной основе, а также повышает эффективность учебного процесса.
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС МЕТОДА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СПО
Алейникова Елена Ивановна
Преподаватель профессионального модуля
специальности 33.02.01 Фармация
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
В последние годы в педагогике разработаны ряд новых подходов обучения, направленных на обеспечение активной деятельности учащихся и студентов в процессе образования. Целью исследования являлась: изучение особенностей использование педагогической технологии анализа конкретной ситуации, в процессе преподавания студентам медицинского колледжа отделения Фармация. Были проанализированы эффективность данного метода в процессе преподавания на практических занятиях у студентов 2-3 курса. Результаты наблюдения показали, что использования кейс метода на практических занятиях, позволяет студентам раскрывать и демонстрировать свои способности, повышает навыки работы на командной основе, а также повышает эффективность учебного процесса.
Организация и проведение эффективного обучения студентов медицинских колледжей и ВУЗов остаётся одним из актуальных направлений, как в области общей педагогики, так и медицинского образования и фармацевтического. При этом, системный подход является одним из главных условий современной педагогической технологии в процессе обучения будущих фармацевтических кадров. В последние годы в педагогике разработаны ряд новых подходов обучения, направленных на обеспечение активной деятельности студентов в процессе обучения.
В частности, в данную группу входят проблемное обучение, деловые игры, ролевое разыгрывание, контекстное обучение и другие методы. Следует отметить, что подготовка каждого такого занятия представляет собой настоящее исследование, требующее высокого профессионализма, творческого подхода и значительных затрат времени.
Были проанализированы литературные источники, посвящённые проблеме использования интерактивных методов преподавания в процессе обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях. В частности, большая часть литературных источников были посвящены кейс методу, как одному из часто используемых методов педагогической технологии.
Во многих литературных источниках одним из методов анализа конкретных ситуаций описывается - кейс метод (КМ).
Данный метод имеет следующую характеристику:
1) По технологии применения - относится к методу решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию.
2)Главный акцент - при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.
КМ был применён в ходе обучения студентов 2-3 курса, на практических занятиях по ПМ01 МДК 0102 Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента. При проведении КМ студентам давались ситуационные задачи, которые они должны были решить исходя из полученных знаний и имеющихся возможностей. В частности, решить задачи, используя возможности тренажера «Аптека», при этом особое внимание уделялся навыкам консультирования и работе с возражениями покупателей аптеки.
Как показали наблюдения, даваемая студентам ситуационная задача доложена была удовлетворять следующим требованиям:
1)Должна допускать различные варианты решения. Предложения не должны были ограничиваться одним препаратом, и должны были соответствовать ожиданиям покупателей по цене и качеству.
2)Быть приближенным к жизни и действительности, позволяя установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом.
3)Быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей студентов.
4)Предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.
При организации и проведении КМ мы обращали внимание на следующие основные организационные особенности обучающего метода: корректная постановка проблемы, наличие альтернатив путей ращения.
Следует отметить, что в ходе проведения практического занятия, были выделены ряд критерий, показывающие эффективность работы по данному методу.
К ним относились следующие критерии:
-обучающиеся работают как единая учебная группа, где обсуждение конкретной ситуационной задачи осуществлялся по типу студент-студент; высокая степень участия всех. При этом, обсуждение велся на трех уровнях: обсуждение чужой проблемы; роль одного из героев ситуационной задачи;
-студенты по собственной инициативе проецируют события на себя. Но самое главное при этом, преподаватель является направляющим лицом, а не управляет обсуждением.
В ходе наблюдение за действием студентов нами было отмечено, что студенты, для решения конкретной ситуационной задачи, стремятся самостоятельно прочесть дополнительные справочные и литературные источники. Также, используя Inter-NET, стремятся более подробно узнать о новых препаратах и товарах аптечного ассортимента.
После проведение данного метода обучения, целесообразно провести анализ усвоения проеденного материала студентами путём тестирования и методом блиц-опроса, одновременно оценить полученные знания в процессе промежуточного опроса. Как показывают наблюдения, применение кейс метода в процессе практических занятий и часы самостоятельной работы студента, способствует более стойкому укреплению пройденного материала по отношению к тематикам, проеденным традиционными путями преподавания.
Учитывая, что данный метод требует определённого времени организации и проведения, целесообразно использовать КМ на практических занятиях, рассчитанных на 6 учебных часов. Также данный метод может быть использован в процессе самостоятельной работе студентов, с внесением итогов работы на обсуждение во время аудиторной работы.
Использования кейс метода на практических занятиях позволяет студентам медицинского колледжа отделения Фармация раскрывать и демонстрировать свои способности, повышает навыки работы на командной основе, а также повышает эффективность учебного процесса.
Список использованной литературы:
1. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2, 23-25 стр.
2. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000, 18 стр.
3. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.
4. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., проф. Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.